Найти в Дзене
Охохонюшки...

Буллинг. Часть 1

Вопрос: «Хотелось бы раскрытия темы психол. буллинга в школе. Да, тема большая и актуальная во все времена. Приходилось ли вам наблюдать за подобными явлениями в школе? Дочку подруги (11 лет) буллят в классе. Девочка хорошая, из благополучной семьи. Зачиншица со слов мамы - изворотливый манипулятор из многодетной семьи. Как помочь, если уход со школы нежелателен? Когда у подростков это обычно проходит?» Огромное спасибо за вопрос, он очень многогранный с моей точки зрения и я напишу серию постов, отвечая на него. Пока предварительный план такой: В многих вопросах я согласна с мнением Наташи Ремиш.
Итак, часть 1. Поскольку я сейчас не общаюсь напрямую с участниками ситуации, а мы рассуждаем гипотетически и применительно ко всем родителям и детям, то должна предупредить: каждый первый помогающий специалист, который услышит эту фразу – очень насторожится. Потому что реальная готовность родителя помочь ребенку здесь мгновенно попадает под сомнение. Точно ли мама хочет помочь ребёнку, ес

Вопрос:

«Хотелось бы раскрытия темы психол. буллинга в школе. Да, тема большая и актуальная во все времена. Приходилось ли вам наблюдать за подобными явлениями в школе?
Дочку подруги (11 лет) буллят в классе. Девочка хорошая, из благополучной семьи. Зачиншица со слов мамы - изворотливый манипулятор из многодетной семьи. Как помочь, если уход со школы нежелателен? Когда у подростков это обычно проходит?»

Огромное спасибо за вопрос, он очень многогранный с моей точки зрения и я напишу серию постов, отвечая на него.

Пока предварительный план такой:

  • «Если не желательно уходить со школы». Бей, беги, замри.
  • Буллинг – территория, где нет победителей.
  • Первые звоночки.
  • Что делать родителю жертвы.
  • Что делать родителю агрессора.
  • Что делать остальным родителям.

В многих вопросах я согласна с мнением Наташи Ремиш.

Итак, часть 1.

«Как помочь, если уход со школы не желателен?»

Поскольку я сейчас не общаюсь напрямую с участниками ситуации, а мы рассуждаем гипотетически и применительно ко всем родителям и детям, то должна предупредить: каждый первый помогающий специалист, который услышит эту фразу – очень насторожится. Потому что реальная готовность родителя помочь ребенку здесь мгновенно попадает под сомнение. Точно ли мама хочет помочь ребёнку, если ей так важно оставить его в школе?

Хотя… это как посмотреть.

Мама, которая в любой момент готова увести ребенка из места, где он переживает насилие в любой форме, эмоциональное или физическое, ведет себя совсем не так, как мама, которая не готова на этот шаг. Она сразу же скажет это ребенку:

- Если что, ты можешь в школу не ходить, если что, мы тебя заберем оттуда навсегда и никому и никогда не позволим тебя обижать.

Она уверенно поговорит с учителями и руководством школы, не боясь испортить с ними отношения, потому что действительно, школ на свете много, а ребенок у них один такой.

Это не значит, что перевести ребенка в другую школу легко и очень этого хочется. Но это значит, что мама готова на крайние меры, если понадобится. Дети такие штуки считывают.

И им сразу становится легче.

Когда живое существо попадает в дискомфортную ситуацию, оно реагирует одним из трех вариантов: бей, беги или замри.

Из всех трех «бей» - самый полезный для психики. Что-то причинило мне боль, и я мгновенно выдал агрессивный фидбек: крикнул, насупился, топнул, стукнул в крайнем случае.

«Беги» - самый мягкий вариант. Никакой конфронтации, мне тут плохо, я отсюда выхожу.

«Замри» - самый гадостный для человеческой, и особенно, детской психики. Этот вариант предлагает ребенку перетерпеть. Сделаться невидимкой, не отсвечивать, не высовываться, не надеяться. Ждать, когда закончится школа, чтобы немного выдохнуть. Правда, потом выясняется, что человек так научился в детстве замирать, что потом ничего другого с собой делать не выходит.

«Замри» превращает нормальных детей в тех, у кого мы наблюдаем выученную беспомощность. Это женщины, которые не могут уйти от мужей абьюзеров и прочие люди, которые, видя дверь из ада, упорно стоят на месте.

Так вот, если родители не готовы дитя забрать, это значит, они вариант «беги», у ребенка исключили и оставили только «бей» или «замри».

Если буллинг уже происходит, скорее всего, вариант «бей» ребенок уже пробовал, но поскольку буллинг – это много на одного, то сколько ни бей, а битым будешь сам.

Тогда ребенку остается только вариант «замри».

Я думаю и надеюсь, что родители конкретной девочки из вопроса на крайний случай готовы школу сменить. Просто это не самое желанное развитие событий. Важно им своему ребенку сообщить:

- Если мы не победим в этой истории, мы тебе обещаем, школу поменяем и защитим тебя во что бы то ни стало.

Ребенку это важно услышать. Очень важно. Мама с папой могут это обсуждать между собой и не делиться с детьми, вроде как зачем их напрягать. Но как раз в этом случае надо рассказать. Ребенок должен знать, что у вас есть варианты, разные, что вы не в безвыходной ситуации.

Биться гораздо легче, если есть, куда отступать. Гораздо.

А биться придется. Прежде всего родителям. И с учителями, и с родителями обидчиков, и с руководством школы, если понадобится. Тут могут понадобится и юристы, и психологи. А могут и не понадобится, но говорить наверняка нельзя.

Самое важное – понимать, что дело не в детях. Нам свойственно приписывать некоторую хорошесть пострадавшим, и соответственно плохость обидчикам. Но не все так однозначно. И те, и другие испытают жуткие последствия на себе в будущем, если ситуацию не вернуть в норму. И те, и другие переживают буквально травму. И тот, кто травит, и тот, кого. Просто с видимого ракурса легче одного из детей назвать плохим.

Статья 1 про буллинг "Если школу менять нежелательно"

Статья 3 про буллинг "Первые тревожные звоночки - общие для всех"