Тук-тук-тук, - равномерно постукивали колеса поезда, навевая сладкую дрему. В вагоне ехали молодые курсанты танкового училища. Кто-то спал, кто-то играл в карты, кто-то читал газету, неизвестно откуда взявшуюся в купе.
Станция. Поезд затормозил.
И в этот момент тишину ночи пронзил резкий стрекочущий звук. Самолёты! Они летели очень низко, медленно. И раздались взрывы...
Стало светло, как днем... Ребята высыпали из вагона и разбежались кто куда, пытаясь кто где укрыться от снарядов и осколков...
Так началось их боевое крещение на нелегком пути к такой долгожданной Победе.
История моего деда
Как все начиналось
Мой дед, Грачев Илья Васильевич, родился 2 августа 1922 года, в 1940 году закончил среднюю школу № 1 города Нижнего Ломова. Ему исполнилось 18, и он был призван в ряды Красной Армии, где его направили учиться в танковую полковую школу Забайкальского военного округа на офицера запаса.
В мае месяце 1941 года их часть погрузили в эшелоны и направили на запад. для чего, куда - курсанты не знали. Известие о том, что началась в о й н а, застала их в Уфе. И их, молодых ребят, отправили на ф р о н т. Теперь они уже знали, куда едут. Поезд шел без остановок - и днем, и ночью.
Столкнуться с жестокой реальностью им пришлось на станции Борисов недалеко от Минска. Только стали выгружаться, как налетела немецкая авиация.
А потом было отступление, во время которого их неоднократно пытались взять в окружение, забрасывали листовками с угрозами и призывами сдаться. Но тех, кто смалодушничал бы, среди них не было.
Смоленск, ранение, госпиталь
Жестокие бои разгорелись за город Смоленск, во время сражения мой дед был ранен в правую ногу. Это произошло так: в тылу наших войск немцы высадили десант, враг засел в лесу. Чтобы его уничтожить, солдаты растянулись цепочкой и стали лес прочесывать. Где-то неподалеку слышались выстрелы. По пути дед набрел на брошенную русскую винтовку, в которой было 5 патронов. Он поднял ее и вновь пошел вперед. И тут, выходя на поляну, он вдруг увидел впереди немцев, стоявших у разбитой русской машины.
Спрятавшись за кусты, дед Илья выстрелил в офицера. Тот упал, а немецкий автоматчик стал обстреливать округу. Две пули попали Илье Васильевичу в ногу, пришлось отступать. Дорогой он встретил двух попутчиков. Шли вместе, днем прятались в кустах и наблюдали, как по дороге проходят колонны пленных, пулеметы и орудия, а ночью шли. Как-то немцы зажгли стога сена, и стало светло, как днем. Но дыма было так много, что им удалось проползти по открытому пространству до леса. Затем они всю ночь шли, и вскоре вышли к Днепру.
И была страшная переправа через реку, которая запомнилась ему на всю жизнь. В тот день п о г и б л о очень много наших солдат. Б о м б и л и, и вода в реке была красного от к р о в и цвета...
Моему деду посчастливилось: он перебрался на другой берег на бревне, вышел в лес, где дежурила санитарная автомашина. Так он попал в госпиталь, где лечился около двух месяцев.
Москва, У к р а и н а
Из госпиталя его направили в московскую зону обороны, в 81 отдельный разведывательный мотоциклетный батальон в качестве наводчика противотанкового орудия. С этим батальоном он прошел всю войну, дошел до Берлина
После разгрома фашистов под Москвой часть Ильи Васильевича направили на У к р а и н у. Через Днепр переправлялись ночью. К и е в в то время уже был свободен от фашистских захватчиков. Рано утром наши войска проехали по К р е щ а т и к у. Большинство домов в округе было разрушено, кое-где еще пылали пожары. При освобождении У к р а и н ы их батальону пришлось основательно поработать. Обладая большой маневренностью, они уничтожали тыловые части немцев, склады боеприпасов и оружия, сеяли панику в тылу врага. Иногда они отрывались от передовых частей на 75 - 100 км.
После освобождения У к р а и н ы часть И.В.Грачева была направлена освобождать Варшаву. В самом городе они бои не вели, освобождали южный пригород. Но им было хорошо видно, как сильно р а з р у ш е н город. Он был весь в дыму - горел...
Затем они вместе с другими частями гнали фашистов к реке Одер. Мост был р а зрушен немецкой авиацией, и, чтобы перебраться на другой берег, поодаль воздвигли затопленный мост - он был на 20-30 см. ниже уровня воды, и его не было видно с воздуха. Так они оказались на Одерском плацдарме, где сосредотачивались в о й с к а для наступления на Берлин.
Наступление на Берлин
И вот наступило время для прорыва немецкой обороны. Загрохотали орудия, и темная тихая ночь вдруг словно бы превратилась в яркий день, всюду был слышен звук несмолкаемой канонады. После длительной артподготовки наши войска пошли в наступление, и путь им освещали мощные прожекторы, слепившие глаза неприятелю. Так началось наступление на Берлин.
Но батальону, в котором служил мой дед, была поставлена другая задача: их направили на север для окружения Гданьской группировки немцев. С боями они вышли к Балтийскому морю. А после ликвидации группировки их направили в Берлин.
Б о и там уже шли. Наши в о й с к а освободили более половины города, улицы Берлина были увешаны белыми флагами. Скрывавшиеся в подвалах немцы уже никакого сопротивления не оказывали и быстро сдавались в плен. Когда был взят Рейхстаг, многие солдаты и офицеры стали ставить там свои подписи. Но часть Грачева Ильи Васильевича проехала мимо без остановок.
День Победы и далее
9 мая - день Победы - они встретили через два дня. Все радовались, кричали, палили из автоматов, ракетниц. Не верилось, что в о й н а кончилась...
На следующий день в боевом порядке они совершили марш-бросок до Бранденбурга и захватили его.
Потом их направили в Финстервальд, где они помогали эвакуировать завод (демонтировали станки, оборудование и направляли в Советский Союз.
И там произошел один случай. На железнодорожной станции штабелями лежали немецкие б о м б ы, с н а р я д ы, м и н ы. Штабеля были большие, достигали 150-200 м. Возле них постоянно находился часовой.
Под вечер со станции вышел немецкий паровоз с двумя вагонами. Когда он проезжал мимо боеприпасов, из него бросили взрывное устройство. Оно сработало, от детонации штабеля взорвались. Взрывы, грохот... Камни, рельсы, шпалы разлетелись по всему городу. В домах повыбивало стекла, снесло много крыш... Началась паника.
К счастью, из наших бойцов никто не пострадал, и даже часовой , стоявший на часах возле снарядов , остался жив - он как стоял под деревом, так и остался стоять. Взрывная волна прошла выше его. Но он получил сильную контузию: потерял дар речи и стал глухим.
Затем был Ровно, где вели борьбу с андеровцами. Это была коварная война. Наши бойцы не знали, откуда ждать нападения. По городу передвигались группами по 3-4 человека, все были вооружены автоматами и гранатами. Ходить по одному запрещалось: сразу могли у б и т ь.
После в о й н ы
Демобилизован из рядов Советской армии Илья Васильевич Грачев был только 6 октября 1945 года. За годы войны он был награжден медалями «За оборону Москвы», «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина", "За Победу над Германией" и орденом Отечественной войны 1 степени.
После войны он вернулся в город Нижний Ломов Пензенской области, получил высшее образование (стал инженером-строителем), женился. Под его руководством были построены кирпичный завод, районный дом культуры, кинотеатр "Родина" в Пензе.
А на день Победы, надев ордена и медали, мой дед, Грачев Илья Васильевич, каждый год ходил на братскую могилу и клал там большой букет цветов. Ведь это действительно был для него праздник со слезами на глазах.