Найти в Дзене

Уж полночь близится...

Продолжаю знакомиться с оперным искусством и ходить на оперные спектакли. На этот раз мы с дочерью слушали "Пиковую даму" на новой сцене Мариинского театра. Сюжет известен со школьных лет. Знаменитое " Что наша жизнь? Игра... " тоже знакомо с незапамятных времен. В общем мы думали, что достаточно подготовлены для встречи с прекрасным творением братьев Чайковских. Но оказалось - переоценили свои возможности. Но об этом чуть позже. А пока небольшой экскурс в историю . Братья Чайковские создали великолепную оперу. "Пиковую даму" считают лучшей российской оперой. Либретто в стихотворной форме по повести Александра Сергеевича Пушкина написал младший брат композитора Модест Ильич Чайковский. Музыку создал Петр Ильич Чайковский. Как пишут знатоки и специалисты, до сих пор идут споры по либретто. Сам Петр Ильич считал его прекрасным и вовсе не потому, что написал его младший брат. По сути Модесту Ильичу удалось создать новое произведение, которое, быть может, не блещет рифмами, подобным п

Продолжаю знакомиться с оперным искусством и ходить на оперные спектакли. На этот раз мы с дочерью слушали "Пиковую даму" на новой сцене Мариинского театра.

Программка спектакля (все фотографии авторские)
Программка спектакля (все фотографии авторские)

Сюжет известен со школьных лет. Знаменитое " Что наша жизнь? Игра... " тоже знакомо с незапамятных времен. В общем мы думали, что достаточно подготовлены для встречи с прекрасным творением братьев Чайковских.

Но оказалось - переоценили свои возможности. Но об этом чуть позже. А пока небольшой экскурс в историю .

Братья Чайковские создали великолепную оперу. "Пиковую даму" считают лучшей российской оперой.

Либретто в стихотворной форме по повести Александра Сергеевича Пушкина написал младший брат композитора Модест Ильич Чайковский.

Музыку создал Петр Ильич Чайковский.

Как пишут знатоки и специалисты, до сих пор идут споры по либретто. Сам Петр Ильич считал его прекрасным и вовсе не потому, что написал его младший брат. По сути Модесту Ильичу удалось создать новое произведение, которое, быть может, не блещет рифмами, подобным пушкинским, но прекрасно легло на музыку.

Не всем нравилось либретто. В числе тех, кто не принял его, например, Владимир Набоков, Анна Ахматова и Всеволод Мейерхольд. Мейерхольд считал либретто "порочным сценарием", а его соавтор Валентин Стенич "омерзительным". Для постановки в театре Мейерхольда в 1935 году Стенич переписал сценарий и стихи для оперы. Еще одним "исправителем" либретто был Юрий Любимов уже в советские времена.

А вот Александру Блоку и Андрею Белому либретто и стихи Модеста Чайковского нравились.

Ну что делать, у всех вкусы разные.

Мы же слушали классический вариант "Пиковой дамы". Спектакль идет примерно 4 часа с двумя антрактами. Именно это - четыре часа спектакля стало для меня (и для дочери тоже) испытанием.

Первое действие самое длинное по времени и не такое динамичное, как два следующих. Музыка тоже спокойная. Признаюсь честно - половину действия я боролась со сном, так действовала на меня музыка Петра Ильича.

Вид  сцены с наших мест. Сидели мы высоко...
Вид сцены с наших мест. Сидели мы высоко...

В первом антракте пришлось применить "лекарство"- капучино с эклером. И второе действие смотрела и слушала уже с интересом и без сонливости. Ну а третье действие и вовсе захватило нас драматизмом финала.

В свое оправдание могу сказать, что в день спектакля природа "чудила". Мы вошли в театр в солнечную и теплую, почти летнюю погоду, а вышли в холодный и дождливый вечер.

Я не отношу себя к знатокам и экспертам, я - обычный зритель. Оцениваю театральное зрелище по принципу "нравится- не нравится", "цепляет-проникает или нет".

"Пиковая дама" очень понравилась. В ней было всё хорошо и интересно для меня. Германа пел Дмитрий Головнин - солист Михайловского театра. Его Герман был хорош. Но из исполнителей мужских ролей больше всего понравился певец, исполнявший партию графа Елецкого - Ариунбаатар Ганбаатар. Монгольский певец с прекрасным баритоном. Он был великолепен - колоритный мужчина. Пел он с заметным акцентом, но это совершенно не портило восприятие. Сцена объяснения графа с Лизой на балу потрясающая - певцу удалось выразить голосом силу своей любви.

Партию Лизы исполняла солистка Большого театра Анна Шаповалова.

Графиню пела Ольга Бородина.

Пели все замечательно.

Прекрасный, как всегда, оркестр Мариинского театра под руководством дирижера Антона Гришаева.

Отдельный восторг от оформления и сценографии спектакля: декорации, костюмы, световые эффекты. Все было, на мой взгляд, в полной гармонии с музыкой и пением.

Единственный минус в нашем культпоходе - переоценка своих сил. Сложно нам дался четырехчасовой спектакль.

Но ведь есть еще легендарный спектакль "Кольцо Нибелунгов". Он еще длиннее... На этот спектакль я, наверно, не решусь никогда... Хотя кто знает)))

Кусочек исторической сцены Мариинского театра. Это перед спектаклем
Кусочек исторической сцены Мариинского театра. Это перед спектаклем
А это после спектакля. Две сцены театра в кадре
А это после спектакля. Две сцены театра в кадре

После "Пиковой дамы" решила сделать перерыв в оперных спектаклях. В планах балет и драма.

Уффф.. Как же долго и сложно писала я этот текст. Но я справилась.

Надеюсь, что не слишком утомил вас мой опус.

Всем добра и встреч с прекрасным.