Найти в Дзене
Умелец TV ☭ ʌʇ ทǝvǝพʎ

23.04.2025г. Православный уголок

Светлая седмица – сплошная. Среда Светлой седмицы. День памяти мучеников Терентия, Помпия (Публия), Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных. День памяти Мучеников Иакова, пресвитера, Азадана, диакона и Авдикия диакона, Персидских. День памяти 179 преподобномученикам Дау-Пенделийских. День памяти Священномученика Григо́рия V (Ангелопулоса), патриарха Константинопольского. Собор преподобных отцов, на Богошественной Горе Синай подвизавшихся. День памяти Сщмч. Фле́гонта Понгильского, пресвитера (1938). День памяти мч. Дими́трия Вдовина (1942). Празднование Иконы Богородицы Касперовская. Святой мученик Терентий и его дружина пострадали при императоре Декии (249–251). Император издал указ, котором повелевалось всем подданным приносить жертвы языческим идолам. Когда этот указ получил правитель Африки Фортунатиан, он созвал народ на площади, показал страшные орудия пыток и объявил, что все без исключения должны принести жертвы идолам. Многие, испугавшись мучений, согласились, но

Светлая седмица – сплошная. Среда Светлой седмицы. День памяти мучеников Терентия, Помпия (Публия), Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных. День памяти Мучеников Иакова, пресвитера, Азадана, диакона и Авдикия диакона, Персидских. День памяти 179 преподобномученикам Дау-Пенделийских. День памяти Священномученика Григо́рия V (Ангелопулоса), патриарха Константинопольского. Собор преподобных отцов, на Богошественной Горе Синай подвизавшихся.

День памяти Сщмч. Фле́гонта Понгильского, пресвитера (1938). День памяти мч. Дими́трия Вдовина (1942).

Празднование Иконы Богородицы Касперовская.

  • День памяти мучеников Терентия, Помпия (Публия), Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных.
-2

Святой мученик Терентий и его дружина пострадали при императоре Декии (249–251). Император издал указ, котором повелевалось всем подданным приносить жертвы языческим идолам.

Когда этот указ получил правитель Африки Фортунатиан, он созвал народ на площади, показал страшные орудия пыток и объявил, что все без исключения должны принести жертвы идолам. Многие, испугавшись мучений, согласились, но сорок христиан во главе со святым Терентием мужественно заявили о своей верности Спасителю. Фортунатиан удивился их смелости и спросил, как они, разумные люди, могут исповедовать Богом Того, Кто был распят иудеями как злодей. В ответ на это святой Терентий смело ответил, что они веруют в Спасителя, добровольно претерпевшего Крестную смерть и в третий день Воскресшего. Фортунатиан понял, что Терентий своим примером воодушевляет других, и велел заточить его в темницу вместе с тремя его ближайшими друзьями – Африканом, Максимом и Помпием. Остальных мучеников, в том числе Зинона, Александра и Феодора, Фортунатиан решил принудить к отречению от Христа. Однако ни уговоры, ни страшные мучения не поколебали святых мучеников: их жгли раскаленным железом, поливали раны уксусом, растирали солью, строгали железными когтями. Несмотря на страдания, святые не ослабевали в исповедании Христа, и Господь укреплял их.

Фортунатиан велел привести страдальцев в храм и еще раз предложил им принести жертву идолам. Мужественные воины Христовы воззвали к Богу: "Боже Всесильный, проливший некогда огонь на Содом за беззаконие его, разори и ныне этот нечестивый храм идольский, ради истины Твоей". Идолы упали с грохотом и рассыпались, а затем разрушился весь храм. Разъяренный правитель приказал казнить их. Мученики, славя Бога, преклонили свои головы под меч палача.

После казни 36 мучеников Фортунатиан призвал к себе Терентия, Максима, Африкана и Помпия, показал им казненных и снова предложил принести жертву идолам. Мученики отказались. Правитель наложил на них тяжелые оковы и приказал морить в темнице голодом. Ночью Ангел Господень снял с мучеников оковы и напитал их. Наутро стража нашла святых бодрыми и полными сил. Тогда Фортунатиан приказал волхвам и заклинателям навести в темницу змей и всяких гадов. Стражи через отверстие в крыше заглянули в темницу и увидели невредимых мучеников, которые молились, а змеи ползали у их ног. Когда заклинатели, исполняя приказание, открыли двери темницы, змеи, не слушая заклинаний, бросились на них и стали жалить. Разъяренный Фортунатиан повелел обезглавить святых мучеников. Христиане взяли их святые тела и погребли с честью за городом.

-3
  • День памяти Мучеников Иакова, пресвитера, Азадана, диакона и Авдикия диакона, Персидских.

Святые мученики Иаков пресвитер и диаконы Азадан и Авдикий скончались в Персии при царе Сапоре около 380 года. Они были взяты вместе с епископом Акепсимом (память 3 ноября). После долгого томления голодом в темнице страдальцам вложили в ноздри горчицу с уксусом, обнажили и повесили на всю ночь на морозе. Утром после новых истязаний их снова заключили в темницу и там обезглавили.

  • День памяти 179 преподобномученикам Дау-Пенделийских.
-4

Преподобномученики Пантократорской обители в Дау-Пендели пострадали в день Святой Пасхи 1680 года. В то время монастырь был оплотом православия и греческого самосознания в Аттике, здесь собралась многочисленная и ревностная братия, совершавшая непрерывное — «неусыпаемое» — богослужение.

Среди рабочих, трудившихся в монастыре, нашелся ненавистник, который на Пасху провел в монастырь тайным ходом алжирских пиратов-грабителей. В то время все отцы стояли на богослужении с зажженными свечами и пели пасхальные песнопения. Разбойники вероломно напали на монахов и не оставили в живых никого, порубив саблями 179 человек. После этой бойни весь монастырь был залит кровью. Пираты же, ограбив обитель, покинули её.

Из всей братии только один иеромонах, отлучившийся в монастырское подворье в Героцакули (Γεροτσακούλι), остался в живых. Он нашёл изрубленные на куски тела своих собратий, вернувшись в обитель на следующий день, и похоронил их по-христиански.

Но на протяжении веков место погребения 179 преподобномучеников оставалось неизвестным, вплоть до сентября 1965 года, когда во время реставрации обители были найдены их захоронения. Пролежавшие в земле почти 300 лет мощи источали небесное благоухание. 14 августа 1992 года решением Священного Синода Константинопольского Патриархата 179 преподобномучеников обители были причислены к лику святых, а их мощи поставлены для поклонения верующих. От этой великой святыни изливаются благословения чудотворений, о чем свидетельствуют и сестры возрожденного монастыря — теперь он стал женским — и множество паломников.

  • День памяти Священномученика Григо́рия V (Ангелопулоса), патриарха Константинопольского.
-5

Священномученик Григорий V, патриарх Константинопольский, трижды занимал кафедру (1797–1799, 1806–1808, 1819–1821). В то время Греция находилась под тяжелым турецким игом. Многие патриоты-греки жили надеждой вновь завоевать государственную независимость. Они находили деятельную и авторитетную поддержку у мужественного борца за свободу своей Родины – святого патриарха Григория V. Его связи с греческими патриотами выяснились только после того, как Александр Ипсиланти перешел со своим войском реку Прут против султана Махмуда. Один из друзей святителя советовал ему бежать из Константинополя в Морею. Святитель отвечал на это: "Я предчувствую, что рыбы Босфора будут есть мое тело, но я умру спокойно во имя спасения моей нации".

В день Святой Пасхи, 10 апреля 1821 года, святого патриарха схватили и повесили на воротах патриархии, а затем бросили тело в море.

Греческие моряки заметили место, где было брошено тело святителя, нашли его и на корабле кефалонийского капитана Макри Склавоса под русским флагом доставили в Одессу. Там в греческой Троицкой церкви тело святителя было погребено 19 июня 1821 года. Из Москвы для мощей священномученика было прислано патриаршее облачение и митра с крестом, принадлежавшая святейшему патриарху Никону (1652–1658).

В 1871 году по ходатайству греческого правительства разрешено было перенести мощи святителя Григория из Одессы в Афины к торжеству пятидесятилетия независимости Греции. В честь священномученика Григория в Афинах была составлена особая служба. Его подвиг возвестил о торжестве христианства в возрожденной Элладе.

-6
  • Собор преподобных отцов, на Богошественной Горе Синай подвизавшихся.
-7

В среду Светлой седмицы Православная Церковь празднует Собор преподобных отцов, на Богошественной Горе Синай подвизавшихся. О Синайском монастыре рассказал настоятель нижегородского храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Александр Малафеев:

«На полуострове Синай я сподобился побывать дважды. Первый раз – с группой нижегородцев от паломнического центра нашей епархии. Во время этой поездки нам удалось помолиться в монастыре святой великомученицы Екатерины и совершить восхождение на гору Синай.

Сами стены обители действуют на всех паломников особенным образом. Синайский монастырь, как известно, – один из самых древних в мире христианских монастырей. Он был основан еще в IV веке у библейской горы Хорив (Синай), где Моисей встретился с Богом. До сих пор сохранилась в скале расщелина, куда Моисей спрятался, чтобы не ослепнуть от сияния Божией славы. Из стен обители вышло множество подвижников, преподобных отцов, чья память соборно празднуется в среду Светлой седмицы.

В монастыре есть много других удивительных мест, связанных с пророком Моисеем. Это терновый куст – Неопалимая Купина, который до сих пор буйно растет в обители недалеко от часовни Неопалимой Купины. Паломники его не щадят, каждый пытается себе оторвать веточку. Святой алтарь часовни расположен над корнями Неопалимой Купины. Моисеев колодец – это место в скале, откуда Моисей по повелению Божию изводил воду, ударив по скале своим жезлом. Недалеко от монастыря – скала с отпечатком золотого тельца, идола, которого евреи сделали во время первого восхождения Моисея на гору Синай, когда он получил от Бога каменные скрижали Завета с десятью заповедями.

Около монастыря находится костница – монастырская усыпальница, где собраны останки монахов, подвизавшихся в разное время в этой обители. Место сугубо благодатное. Над костницей – небольшой храм, где мы отслужили с нашей группой литургию в 12 часов ночи. Ощущаешь особый духовный подъем: словно на крыльях тебя держат молитвы этих подвижников, останки тех, кто тысячу лет назад здесь жили, молились... Я читал жития многих Синайских отцов, все они были великими постниками, вели строгую жизнь: кто вкушал раз в два дня, кто – два раза в неделю. В этой костнице находятся мощи монаха-вратарника, который отошел ко Господу, сидя у ворот. В таком сидячем положении, в полном монашеском облачении он находится в стеклянной раке.

Второй раз Господь сподобил меня побывать на горе Синай вместе с владыкой Георгием во время паломничества Его Высокопреосвященства по святым местам Египта. Одним из пунктов паломничества был как раз Синайский полуостров, монастырь святой великомученицы Екатерины. Во время этой поездки совершилось чудо. Готовясь к паломничеству, мы писали письма с просьбой, чтобы нашему владыке разрешили совершить литургию в этом монастыре.

Во время переговоров нам отказали, сослались на то, что никто в этом монастыре из не местных архиеерев литургию не служил. Ранее разрешали служить в часовне, которая находится на вершине горы Синай, но на тот момент она была закрыта на реставрацию.

Мы все усердно молились, позвонили в Иерусалимскую патриархию, нашли настоятеля монастыря, архиепископа Синайского, – и Божией милостью наш владыка стал первым архиереем-паломником, который возглавил литургию в Синайском монастыре».

  • Празднование Иконы Богородицы Касперовская.
-8

Касперовская чудотворная икона Божией Матери является великой святыней городов Херсона и Одессы, где она пребывает около шести месяцев в году. Дни принесения ее в Одессу (1 октября), и отшествия ее – в четвертый день Пасхи – стали великими церковными торжествами.

Вид этой небольшой иконы, написанной масляными красками на холсте, наклеенном на доску, производит сильное впечатление. Владычица и Богомладенец изображены только по верхнюю часть груди. Богоматерь со скорбными очами на лице прижимает к ланите Своей Младенца Христа, придерживая голову Его обеими руками. Прильнув к Пречистой, Младенец левой рукой схватился за плат, покрывающий главу Приснодевы, в правой Он держит свиток.

Согласно преданию, икона эта была в конце XVI века привезена в Россию из Трансильвании сербом, который поселился в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии. Переходя от родителей к детям, в 1809 году святой образ стал собственностью помещицы Касперовой, проживавшей в Ольвиопольском уезде, в имении Ново-Ивановке. Икона была ветхая, и живопись до того потемнела, что трудно было разобрать черты Божией Матери и Спасителя.

В феврале 1840 года, переживая великие горести, Касперова как-то ночью долго молилась перед иконой. Во время молитвы она заметила, что лики Богоматери и Младенца просветлели, и икона чудесным образом обновилась.

От святого образа Пресвятой Богородицы, находившейся в доме помещицы, впоследствии произошло множество чудес и исцелений, по исследовании которых икона была признана Святейшим Синодом чудотворной. К ней стало постоянно стекаться много паломников, и в 1844 году Касперова, считая невозможным удерживать чудотворный образ в своем доме, отнесла икону в местный Никольский храм.

В 1852 году жители Херсона исходатайствовали разрешение ежегодно в праздник Вознесения Господня крестным ходом приносить к ним чудотворную икону. А с 1853 года и жители г. Николаева получили возможность с 1 июля по 1 августа поклоняться Касперовской иконе Божией Матери в своих храмах.

В Севастопольскую войну 1853–1855 гг. Одесса, осажденная неприятельским флотом, переживала тяжелые времена. В августе 1854 года святой чудотворный образ крестным ходом был торжественно перенесен в городской кафедральный собор, где пребывал до 20 мая 1856 года.

В 1855 году, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, после того, как одесский архиепископ Иннокентий при большом стечении верующих отслужил молебен перед Касперовской иконой, враг отступил, город остался невредим. По общему верованию Одесса была спасена благодатью чудотворного образа. Было решено «в поучение потомству сделать это событие незабвенным, и день 1 октября – праздником священнейшим».

Главным местопребыванием чудотворной иконы продолжает считаться село Касперовка, но образ находится там недолго. Ежегодно к 1 октября он приносится из Касперовки в Одессу и остается там до среды Пасхальной недели, помещаясь у южной стены передней части кафедрального собора. Остальную часть Пасхальной недели и ближайшие недели икона находится в Касперовке, в праздник Вознесения переносится в Херсон, где пребывает до 29 июня, а затем до 1 августа ей поклоняются жители Николаева. По всем местам пребывания иконы по пятницам перед нею читается акафист.

-9