Найти в Дзене
Интересуюсь!

-тся и -ться

У писца шуба из песца. Чтобы понять, писать мягкий знак или нет, нужно применить «правило молоточка» - от главного слова существительного задать вопрос к глаголу, и очень чётко, звонко и немного отдельно проговорить твёрдый или мягкий согласный звук [т] в этом вопросе. Если звук прозвучал так, будто "молоточек" ударился по твёрдой стальной поверхности - "по шляпке гвоздя" или "разбил орешек" - - Ь не пишем. Если "молоточек" "шлёпнул" - "раздавил сливку" - Определённое на слух окончание вопроса твёрдое или мягкое т перенести соответствующим образом в глагол на «-тся» или «ться» Чтобы проверить себя – нужно прикрыть пальчиком постфикс «-ся» и посмотреть, совпадает ли твёрдость или мягкость окончания глагола с окончанием ведущего вопроса. 1. Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане. 2. Единица и объединиться, палица и спалится, спица и сладко спится, синица и что-то снится, лётчица, лечится
Оглавление

ВНИМАНИЕ: Если вы плохо разбираетесь с этим правилом – значит вы что-то пропустили в 3 или 4 классе.

  • Вспомним для начала, что буквы и звуки – это не одно и то же: буквы – пишем, а звуки - слышим. Проблема в том, что некоторые звуки можно записывать разными буквами. Например, звук [ц] - может быть выражен и буквой ц, и буквосочетанием тс или тьс.
  • Буква ц пишется у существительных на -ца и -ция: жар-птица, царь-девица, улица, курица, конница, единица, терция, Турция, настурция.

У писца шуба из песца.

  • Буквосочетание -ться и -тся встречается в глаголах: надо умываться, кошка умывается. У глаголов не может быть в написании «ца».

ПРАВИЛО "МОЛОТОЧКА"

Чтобы понять, писать мягкий знак или нет, нужно применить «правило молоточка» - от главного слова существительного задать вопрос к глаголу, и очень чётко, звонко и немного отдельно проговорить твёрдый или мягкий согласный звук [т] в этом вопросе.

Если звук прозвучал так, будто "молоточек" ударился по твёрдой стальной поверхности - "по шляпке гвоздя" или "разбил орешек" - - Ь не пишем. Если "молоточек" "шлёпнул" - "раздавил сливку" -

Определённое на слух окончание вопроса твёрдое или мягкое т перенести соответствующим образом в глагол на «-тся» или «ться»

Кошка  - что делае-т! – умывает-ся.
Котята – что делаю-т! – умывают-ся.
Что надо дела-ть! – умывать-ся
Кошка - что делае-т! – умывает-ся. Котята – что делаю-т! – умывают-ся. Что надо дела-ть! – умывать-ся

Чтобы проверить себя – нужно прикрыть пальчиком постфикс «-ся» и посмотреть, совпадает ли твёрдость или мягкость окончания глагола с окончанием ведущего вопроса.

ПРИМЕРЫ:

1. Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане.

2. Единица и объединиться, палица и спалится, спица и сладко спится, синица и что-то снится, лётчица, лечится, ученица учится, масленица маслится, кажется кашица, рощица

3. Крутится-вертится шар голубой... (Песня из к/ф "Юность Максима")

ПРИМЕЧАНИЕ

И ещё «тьс», похожее по звуку на [ц] можно встретить в числительном: «девятьсот»

-2