«Электрофорез» — российская синти-поп группа, основанная в 2012 году Иваном Курочкиным (до 2014 года носил псевдоним Святозар Черноусов) и Виталием Талызиным (ранее носил псевдоним Топоров) в городе Санкт-Петербурге.
«Электрофорез» является одним из наиболее успешных проектов новой волны русской независимой музыки. Группа выпустила три полноформатных альбома, семь мини-альбомов и девять синглов.
Популярность коллективу обеспечивает декадентская лирика, особенное внимание к темной и мрачной эстетике. В своем творчестве «Электрофорез» часто обращается к образам и символике русского фольклора и мифологии, создавая многослойные тексты, наполненные глубокими смыслами и ассоциативными связями.
Песни «Зло» и «Лотман» являются ярким примером такого подхода, сочетающего элементы классической литературы и народных верований.
«Зло»
Принципы чеховского ружья
Если на стене ружье,
Значит, кто-нибудь умрет.
Важным элементом сюжета песни является чеховское ружье: последние две строки припева каждый раз изменяются, и если в первом припеве ружье висит на стене, то в последнем — оно заряжено и готово к выстрелу. Таким образом, сам текст песни иллюстрирует действие чеховского ружья как принципа драматургии, согласно которому каждый элемент повествования должен быть необходим, а несущественные элементы удаляются.
Текст песни изобилует отсылками к русской культуре. Виталий Талызин так говорит об этом: «У нее очень дворовая гармония, поэтому в нее хотелось внести всякие смыслы вроде чеховского ружья, «Я помню чудное мгновенье…» и так далее. В этой песне проводится много экспериментов, которые хотелось увязать в какую‑то интересную и удобоваримую форму.»
«Чудное мгновенье» Пушкина
Мне известно, что ты пьешь,
С кем ты спишь, о чем ты врешь.
Как тянулись дни твои
Без слез, без жизни, без любви.
Порядок слов в последней строчке совпадает со словами из стихотворения Пушкина «К ***», сюжет которого похож на сюжет песни — встреча с возлюбленной и расставание. Герой песни убежден, что без его присутствия в жизни возлюбленной, она не была счастлива. В этих словах раскрывается мотив нездоровой любви.
Образ домового
Важной мифологической отсылкой в композиции становится упоминание домового:
Ой, кто-то плачет за стеной
Может, это домовой?
Домовой — персонаж славянского фольклора, олицетворяющий духа-хранителя домашнего очага. Согласно поверьям, он следит за благополучием семьи, оберегает жилище от бед и несчастий.
Однако в данной песне этот образ приобретает иное значение. Домовой символизирует тревогу и страх перед непредсказуемым поведением главного героя, чья любовь переросла в одержимость и приносит зло. Если дух благополучия и защитник от несчастий плачет, значит, ситуация достигла крайней точки кипения.
«Лотман»
Весна красна
Весна красна;
В намоленных комнатах
Прошла белизна.
Выражение «весна красна» — одно из древнейших устойчивых выражений славянского фольклора, которое широко распространено в народных песнях, пословицах, сказаниях и нередко упоминается в литературных произведениях.
Ветхозаветная Юдифь
Обернется соловушкой,
Застрянет в лифте
Молодая Юдифь.
Юдифь — героиня библейского предания, изложенного в Книге Юдифи, входящей в состав Ветхого Завета. По легенде, она была еврейской вдовой, спасшей город от нападения ассирийского военачальника Олоферна. Благодаря хитрости и смелости, она вошла в лагерь врага, очаровав Олоферна своим очарованием и смекалкой, а затем обезглавила его ночью, избавив свой народ от угрозы уничтожения.
В контексте песни застревание Юдифи в лифте может означать тупик для героев, близкую опасность и отсутствие запасного плана спасения.
Прощенный четверг
Прощенный четверг
За выслугу лет
Опрокинется пятницей пьяной…
В этих строках объединяется два христианских праздника — Прощенное Воскресенье и Чистый четверг. Оба праздника связаны со смирением и любовью к ближнему.
Почему четверг опрокинется пятницей пьяной и понесется в сторону выставки смелой? Все просто: трек выпущен в разгар хипстерской культуры, когда молодые люди особенно активно любили ходить на выставки современного искусства.
При чем тут Лотман?
А нам Лотман читал,
А нам Лотман читал
И, значит, правда за нами.
Юрий Михайлович Лотман — литературовед и искусствовед, работающий в рамках структуралистской концепции. В песне он упоминается в качестве самого известного критика литературы, искусства, контрастируя с «выставкой смелой».
«Мы» — единый лирический субъект, представляющий некоторый «голос поколения». «Мы», которым читал лекции Ю. М. Лотман, — послевоенное советское поколение, всегда уверенное в правоте своего мнения (в частности, об искусстве), так как опираются на «великих».
«Quo Vadis?»
Альбом под рабочим названием «Камо грядеши» или «Куда идешь» был проанонсирован 27 июля 2017 года. Название должно было отсылать к одноименному роману Генрика Сенкевича. В итоге альбом получил латинское название «Quo Vadis?» и вышел 1 октября 2017 года.
Иван Курочкин объясняет значение названия следующим образом: "Ты не чувствуешь, что сейчас происходит в Петербурге? В России? У тебя есть ответ на этот вопрос? У меня его тоже нет. Зыбкая ситуация: вроде бы все хорошо, а вроде бы и нет. Есть ощущение того, что что-то во всем этом неправильно. Это напряжение не может исчезнуть. Если внимательно читать труд Генрика Сенкевича, то эмоции, которые он оставляет, очень схожи с альбомом. По крайней мере, нам так кажется".
«Дверь в параллельный мир»
Дверь в параллельный мир — песня, в которой sovietwave сочетается с жанрами new wave и retro synth.
Трек посвящен крипипастам и литературе в жанре «хоррор». В частности, Виталий Талызин в интервью «Афише» заявляет о том, что одной из крипипаст, послуживших источником вдохновения для текста песни, стала «Зеленая дверь». Утверждается также, что текст песни отсылает к рассказу Герберта Уэллса «Дверь в стене».
Вывод. Через призму русских традиций группа «Электрофорез» раскрывает сложную тему человеческого бытия, делая песню актуальной и значимой для современной аудитории.
#Электрофорез #Зло #Лотман #QuoVadis #ДверьВПараллельныйМир