Найти в Дзене

Степень и формы нарушения контакта с миром у детей с РАС

В соответствии с тяжестью аутистических проблем и степенью нарушения (искажения) психического развития выделяется четыре группы детей, различающихся целостными системными характеристиками поведения: характером избирательности во взаимодействии с окружающим, возможностями произвольной организации поведения и деятельности, возможными формами социальных контактов, способами аутостимуляции, уровнем психоречевого развития. Ниже приведены характеристики, наиболее значимые для организации начального обучения, начиная от самых тяжёлых форм к более лёгким. Дети первой группы: Таких детей рудно заинтересовать и привлечь к взаимодействию. Они сопротивляются принуждению, но успокаиваются когда оно прекращается. Почти не проявляют избирательности в контактах, их поведение полевое, не реагируют на обращения и не используют речь. Внешне выглядят отрешенными. Но хорошо ориентируются в пространстве (нет моторной неловкости). Они мутичны (мутизм у детей — это расстройство, при котором ребёнок теряет с
В соответствии с тяжестью аутистических проблем и степенью нарушения (искажения) психического развития выделяется четыре группы детей, различающихся целостными системными характеристиками поведения: характером избирательности во взаимодействии с окружающим, возможностями произвольной организации поведения и деятельности, возможными формами социальных контактов, способами аутостимуляции, уровнем психоречевого развития.

Ниже приведены характеристики, наиболее значимые для организации начального обучения, начиная от самых тяжёлых форм к более лёгким.

Дети первой группы: Таких детей рудно заинтересовать и привлечь к взаимодействию. Они сопротивляются принуждению, но успокаиваются когда оно прекращается. Почти не проявляют избирательности в контактах, их поведение полевое, не реагируют на обращения и не используют речь. Внешне выглядят отрешенными. Но хорошо ориентируются в пространстве (нет моторной неловкости). Они мутичны (мутизм у детей — это расстройство, при котором ребёнок теряет способность говорить при сохранности слуха и функционала речедвигательного аппарата). Могут повторять слова или фразы и иногда адекватно реагировать на сложные инструкции. Их понимание речи ограничено. Можно им помочь лучше понимать происходящее через карточки, письменную речь или компьютер. Способны решать сенсомоторные задачи и пользоваться бытовыми приборами. Дети выделяют близких и проявляют избирательность, радуясь тактильному контакту и общению. Могут брать близких за руку и подводить к нужным объектам. Первостепенная задача - вовлечение во взаимодействие со взрослыми и сверстниками, развитие коммуникативных и социально-бытовых навыков. Для этого нужна индивидуальная программа, включающая групповые занятия, соответствующие потребностям ребенка.

В зависимости от уровня развития, обучающиеся осваивают программы 8.4 или 8.3.

Вторая группа. Дети стремятся к сохранению постоянства и порядка, проявляя активный негативизм при нарушении договоренностей и в новой для них обстановке. Они более активны в социальных взаимодействиях, чем дети первой группы, но их поведение ограничено привычными формами жизни. Эти дети избирательны в еде, одежде, распорядке дня и боятся перемен. В предсказуемых условиях они спокойны и открыты к общению, легко осваивают навыки в привычных ситуациях. Их речь стереотипна, с эхолалиями. Склонны к моторным и речевым стереотипам, которые помогают им справляться с тревогой. Иногда обладают уникальными способностями, такими как феноменальная память или математический талант, но знания без коррекции остаются механическими.

Уровень развития позволяет им осваивать программы 8.3 или 8.2.

Третья группа. Эти дети стремятся к успеху и действуют целенаправленно, но требуют полной гарантии успеха и избегают риска. Их самооценка зависит от стабильного подтверждения успешности, они мало способны к гибкому диалогу и исследованию. Стереотипность проявляется в стремлении сохранить неизменность собственной программы действий, что может вызвать аффективный срыв при необходимости изменений. Окружение часто ошибочно воспринимает их как лидеров, но их неумение договариваться и сотрудничать нарушает взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Дети могут говорить развернуто и правильно, но им трудно поддерживать диалог на отвлеченные темы. Их умственное развитие довольно высокого уровня, особенно в вербальной области, где они могут быть «ходячими энциклопедиями». Однако их знания фрагментарны, а интересы стереотипны и мало связаны с реальностью. При высоких интеллектуальных и речевых достижениях моторно неловки, с трудом осваивают навыки самообслуживания. Первостепенная задача - расширения интересов и формирования социальных навыков (спонтанности). Чаще всего обучаются в условиях класса или индивидуально и часто получают отличные оценки, но требуют постоянной поддержки. В зависимости от уровня интеллекта, они могут осваивать варианты образовательной программы 8.1, 8.2 или 8.3.

Для детей из четвёртой группы организация чего-либо даётся с трудом. Они быстро устают, могут быть слишком перевозбужденными или слишком спокойными. Им трудно сосредоточиться и понять, что им говорят. Чувствительны и не уверенны в себе. Они бояться изменений и не знают как действовать в новых ситуациях. Эти дети зависимыми от своих близких и нуждаться в их поддержке. Строят свои отношения с миром через близкого взрослого. Дети трудно понимают контекст, что происходит вокруг.

В зависимости от уровня интеллектуального развития обучающиеся этой группы могут осваивать варианты 8.2 или 8.1 образовательной программы.

Группы характеризуют степени и формы нарушения контакта с миром. Важно учитывать, что даже при серьезных трудностях ребенок развивается и адаптируется. Успешная коррекция позволяет детям осваивать сложные отношения со средой, формировать избирательность и целенаправленность, осваивать социальные нормы и продвигаться в речевом и интеллектуальном развитии.

Текст написан с учетом материала рекомендаций по обучению детей с РАС.