Найти в Дзене
Любитель скримеров

Истинный смысл фильма "Безумие". Что делать, если ты поехал крышей?

В следующий раз, когда кто-то назовёт вас сумасшедшим, остановитесь и подумайте: может на самом деле сумасшедший он, а не вы? Грань между нормальным и безумным так условна: никто не знает, где она заканчивается. Для одних совершенно нормально то, что недопустимо для других. Эти и множество других интересных тем поднимает в фильме "Безумие" 2005 Ян Шванкмайер — один из самых оригинальных кинорежиссёров мира. Вы можете его не знать, зато его знают такие звезды кинематографа, как Дэвид Линч и Тим Бертон, которые восхищаются и подражают его стилю. А Шванкмайер просто снимает кино в своё удовольствие, способное, правда, напугать неподготовленных зрителей, особенно постоянными анимационными мини-заставками, цинично комментирующими сюжет: прыгающие куски мяса, танцующие на сцене, говорящие говяжьи языки, будто решившие комментировать ход фильма - ко всему надо привыкать. Но истинные любители искать смысл в фильмах найдут автора очень интересным. Фильм 2005 года "Безумие" получился своеобразны

В следующий раз, когда кто-то назовёт вас сумасшедшим, остановитесь и подумайте: может на самом деле сумасшедший он, а не вы? Грань между нормальным и безумным так условна: никто не знает, где она заканчивается. Для одних совершенно нормально то, что недопустимо для других. Эти и множество других интересных тем поднимает в фильме "Безумие" 2005 Ян Шванкмайер — один из самых оригинальных кинорежиссёров мира. Вы можете его не знать, зато его знают такие звезды кинематографа, как Дэвид Линч и Тим Бертон, которые восхищаются и подражают его стилю.

Теперь ты узнаешь, что такое безумие!
Теперь ты узнаешь, что такое безумие!

А Шванкмайер просто снимает кино в своё удовольствие, способное, правда, напугать неподготовленных зрителей, особенно постоянными анимационными мини-заставками, цинично комментирующими сюжет: прыгающие куски мяса, танцующие на сцене, говорящие говяжьи языки, будто решившие комментировать ход фильма - ко всему надо привыкать. Но истинные любители искать смысл в фильмах найдут автора очень интересным.

Фильм 2005 года "Безумие" получился своеобразным, пугающим, и Бог знает каким ещё. С первых кадров появляется Шванкмайер и, будто в стиле басней Крылова, рассказывает мораль. По мнению Шванкмайера, этот фильм не является произведением искусства, так как все искусство мертво — это скорее дань уважения его любимым писателям: Эдгару По и Маркизу де Саду. Сомневаюсь, что кто-то не слышал про названных авторов, рассказы которых наполнены большим количеством жутких, мерзких и пугающих моментов. По рассказам Аллана По вообще можно снимать полноценные фильмы ужасов: жутких историй у него хоть отбавляй. Маркиз де Сад делал упор скорей на шокирующие моменты, поскольку очень хорошо разбирался в них на основе личного опыта. При любом раскладе оба автора точно не относятся к классической литературе.

Ян Шванкмайер.
Ян Шванкмайер.

Получился не совсем фильм ужасов. В истории Шванкмайера зрителям не стоить ждать классических атрибутов современного хоррора: скримеров, громких звуков и резких смен ракурса, нет! Их отсутствие не мешает вызывать как минимум дискомфорт, как максимум — напряжение, что достигается с помощью грамотного сторителлинга. Иными словами, пугают здесь ситуации и контекст событий, куда попадают герои, а не скримеры. По содержанию фильм больше похож на приключения с элементами чёрного юмора и изюминкой в виде анимации. Главная цель режиссёра — показать, реальность иногда бывает страшнее, чем всякие монстры, которых в жизни, скорее всего, не встретишь, а вот психа, считающего себя нормальным, легко.

Теперь немного о сюжете: главный герой Жан — типичный архетип искателя приключений. По жизни парень пытается всегда поступать правильно, следуя своим взглядам, любое отклонение от общественных норм вызывает в нем негативную реакцию. Он ищет спокойствия, которого можно достичь только там, где его ценности совпадут с окружающей действительностью; важной частью его счастья является любовь ( Какой герой приключений не ищет любви?). Однако нормальной жизни мешает страх, который он должен преодолеть в ходе любого другого фильма, но не этого. Жан больше всего на свете боится провести жизнь в сумасшедшем доме, как это случилось с его несчастной матерью, и это становится его навязчивой идеей, мешающей жить.

Жан - абсолютная тряпка.
Жан - абсолютная тряпка.

При этом он чересчур ведомый другими персонажами: на протяжении истории им манипулируют все, начиная от психов из больницы и заканчивая немым слугой Маркиза. После очередного ночного кошмара Жана приглашает Маркиз— тогда начинается веселье. Невероятно харизматичный Маркиз придерживается философии абсолютной свободы: человек по жизни может делать все, что ему захочется, и плевать на скучные нормы морали, ведь главное — получить удовольствие. Потому он часто практикует в своем доме сомнительные обряды и развратные оргии, что, почти наверняка, отсылает к биографии Маркиза де Сада. Жану непонятно, как вообще можно так жить, ведь человек должен следовать нормам морали, чтобы быть в гармонии с окружающими и не попасть под их осуждение.

Веслье по Маркизу только такое.
Веслье по Маркизу только такое.

Жан — это безвольная часть толпы, которая следует принципу: куда все, туда и я. Если ему скажут пойти и прыгнуть в окно, найдя для этого логичное объяснение — он пойдёт прыгать. Маркиз всячески пытается объяснить юноше ущербность данной позиции, однако тот слишком уперт и не слушает более опытного человека. Даже шутка с собственным мнимым погребением не помогает пробудить Жана, поэтому Маркиз решается на крайние меры: отправить героя в психушку. Как говорится, клин клином вышибают. Поначалу Жан не понимает, что творится с этим местом: все развалено, грязно, больные спокойно ходят по коридорам и творят дичь под видом лечения. Все это, по заявлениям Маркиза и местного врача, новый метод лечения, суть которого в представлении полной свободы деятельности.

Будни в психушке.
Будни в психушке.

Жан все-таки ложится в больницу опять же из-за своего неумения сказать "Нет". Ещё одной очевидной причиной согласия становится медсестра Шарлота, в которую тот сразу же влюбляется. Романтик 80 уровня. Вскоре Жан узнает правду: все настоящие врачи заперты в клетках подвала, а больницей управляют взбунтовавшиеся психи, Маркиз, кстати, также сумасшедший. Данная идея о сумасшедших, управляющих психушкой, взята из рассказа Эдгара По «Система доктора Смоля и профессора Перро», являющегося сатирой на тогдашнюю американскую демократию. Теперь у Жана есть выбор: стать свободным от общественных оков, следуя принципам Маркиза и компании, либо же пытаться спасти систему.

Психушка — очевидный символ любого современного государства, где может быть либо полная свобода, что в итоге вытекает в анархию, либо жёсткая система контроля и наказаний за любое нарушение правил. Третьего варианта жить в согласии между людьми и властью не дано. Примером первых стран, где свобода человека является высшей ценностью, могут считаться современные европейские государства, но мы также видим и последствия такой системы: сексуальные отклонения, большое количество самоубийств, разрушение традиционной семьи, вечные митинги. Типичным примером страны жёсткого контроля является Северная Корея со всеми вытекающими признаками: культ личности, изолированность от мира и жёсткий контроль граждан вплоть до стиля одежды.

Страны с отсуттствием свободы.
Страны с отсуттствием свободы.

Постепенно наш Жан окончательно попадает под влияние медсестры, и теперь уже она толкает его на освобождение настоящих врачей. Вернувшийся к власти главврач, сторонник жёстких мер и системы "тринадцати терапий" ( в зависимости от степени болезни) Маркиза и его друзей (для их же блага) подвергают жесточайшим, чудовищным наказаниям. Жан в это время уже предвкушает сладкие утехи с Шарлотой, однако та оказывается продажной дешевкой, готовой служить любому, кто находится у власти. В начале фильма она обслуживает Маркиза и его друга, в конце — настоящего главврача, разницы нет. Ну а Жан получает закономерный итог: смирительную рубашку и бесплатный билет на "тринадцать терапий".

Логичный финиш нашего мальчика)
Логичный финиш нашего мальчика)

Жалко ли Жана? Нет, Шванкмайер показал абсолютно безвольного персонажа, лишенного собственного мнения настолько, что им помыкают все. Он слишком упрямый и не видит происходящего вокруг. При этом он уверен в правильности только своей позиции, но его финальная судьба кричит о том, насколько он заблуждался. Первая же улыбнувшаяся ему девушка сводит его с ума так сильно, что он соглашается стать пациентом дома для сумасшедших. Если бы у него была хотя бы капля разума, он бы отказался становится частью психушки. А до этого он бы просто послал бы Маркиза куда подальше и уехал после всего того, что увидел в доме той ночью. Получил то, к чему шёл.

Безусловно, это достойный фильм. Хотя в нём нет какого-то явного безумия или мерзостей, которые отталкивают большинство зрителей в современных фильмах, зато есть умная социальная сатира. Шванкмайер очень грамотно посмеялся над общественной системой и её безвольными обитателями. А в концовке так и повис вопрос: нормально ли жить не так, как живёт вся система, или это все-таки уже Безумие? Фильм удостоен двух высших ежегодных национальных кинонаград — "Чешских львов" — "лучший режиссёр"- Шванкмайер и "лучший актёр" — Ян Тришка, поэтому рекомендую посмотреть всем фанатам фильмов со смыслом. Хотя в начале мини-заставки могут вас смутить, но и к этому можно привыкнуть.