В следующий раз, когда кто-то назовёт вас сумасшедшим, остановитесь и подумайте: может на самом деле сумасшедший он, а не вы? Грань между нормальным и безумным так условна: никто не знает, где она заканчивается. Для одних совершенно нормально то, что недопустимо для других. Эти и множество других интересных тем поднимает в фильме "Безумие" 2005 Ян Шванкмайер — один из самых оригинальных кинорежиссёров мира. Вы можете его не знать, зато его знают такие звезды кинематографа, как Дэвид Линч и Тим Бертон, которые восхищаются и подражают его стилю.
А Шванкмайер просто снимает кино в своё удовольствие, способное, правда, напугать неподготовленных зрителей, особенно постоянными анимационными мини-заставками, цинично комментирующими сюжет: прыгающие куски мяса, танцующие на сцене, говорящие говяжьи языки, будто решившие комментировать ход фильма - ко всему надо привыкать. Но истинные любители искать смысл в фильмах найдут автора очень интересным.
Фильм 2005 года "Безумие" получился своеобразным, пугающим, и Бог знает каким ещё. С первых кадров появляется Шванкмайер и, будто в стиле басней Крылова, рассказывает мораль. По мнению Шванкмайера, этот фильм не является произведением искусства, так как все искусство мертво — это скорее дань уважения его любимым писателям: Эдгару По и Маркизу де Саду. Сомневаюсь, что кто-то не слышал про названных авторов, рассказы которых наполнены большим количеством жутких, мерзких и пугающих моментов. По рассказам Аллана По вообще можно снимать полноценные фильмы ужасов: жутких историй у него хоть отбавляй. Маркиз де Сад делал упор скорей на шокирующие моменты, поскольку очень хорошо разбирался в них на основе личного опыта. При любом раскладе оба автора точно не относятся к классической литературе.
Получился не совсем фильм ужасов. В истории Шванкмайера зрителям не стоить ждать классических атрибутов современного хоррора: скримеров, громких звуков и резких смен ракурса, нет! Их отсутствие не мешает вызывать как минимум дискомфорт, как максимум — напряжение, что достигается с помощью грамотного сторителлинга. Иными словами, пугают здесь ситуации и контекст событий, куда попадают герои, а не скримеры. По содержанию фильм больше похож на приключения с элементами чёрного юмора и изюминкой в виде анимации. Главная цель режиссёра — показать, реальность иногда бывает страшнее, чем всякие монстры, которых в жизни, скорее всего, не встретишь, а вот психа, считающего себя нормальным, легко.
Теперь немного о сюжете: главный герой Жан — типичный архетип искателя приключений. По жизни парень пытается всегда поступать правильно, следуя своим взглядам, любое отклонение от общественных норм вызывает в нем негативную реакцию. Он ищет спокойствия, которого можно достичь только там, где его ценности совпадут с окружающей действительностью; важной частью его счастья является любовь ( Какой герой приключений не ищет любви?). Однако нормальной жизни мешает страх, который он должен преодолеть в ходе любого другого фильма, но не этого. Жан больше всего на свете боится провести жизнь в сумасшедшем доме, как это случилось с его несчастной матерью, и это становится его навязчивой идеей, мешающей жить.
При этом он чересчур ведомый другими персонажами: на протяжении истории им манипулируют все, начиная от психов из больницы и заканчивая немым слугой Маркиза. После очередного ночного кошмара Жана приглашает Маркиз— тогда начинается веселье. Невероятно харизматичный Маркиз придерживается философии абсолютной свободы: человек по жизни может делать все, что ему захочется, и плевать на скучные нормы морали, ведь главное — получить удовольствие. Потому он часто практикует в своем доме сомнительные обряды и развратные оргии, что, почти наверняка, отсылает к биографии Маркиза де Сада. Жану непонятно, как вообще можно так жить, ведь человек должен следовать нормам морали, чтобы быть в гармонии с окружающими и не попасть под их осуждение.
Жан — это безвольная часть толпы, которая следует принципу: куда все, туда и я. Если ему скажут пойти и прыгнуть в окно, найдя для этого логичное объяснение — он пойдёт прыгать. Маркиз всячески пытается объяснить юноше ущербность данной позиции, однако тот слишком уперт и не слушает более опытного человека. Даже шутка с собственным мнимым погребением не помогает пробудить Жана, поэтому Маркиз решается на крайние меры: отправить героя в психушку. Как говорится, клин клином вышибают. Поначалу Жан не понимает, что творится с этим местом: все развалено, грязно, больные спокойно ходят по коридорам и творят дичь под видом лечения. Все это, по заявлениям Маркиза и местного врача, новый метод лечения, суть которого в представлении полной свободы деятельности.
Жан все-таки ложится в больницу опять же из-за своего неумения сказать "Нет". Ещё одной очевидной причиной согласия становится медсестра Шарлота, в которую тот сразу же влюбляется. Романтик 80 уровня. Вскоре Жан узнает правду: все настоящие врачи заперты в клетках подвала, а больницей управляют взбунтовавшиеся психи, Маркиз, кстати, также сумасшедший. Данная идея о сумасшедших, управляющих психушкой, взята из рассказа Эдгара По «Система доктора Смоля и профессора Перро», являющегося сатирой на тогдашнюю американскую демократию. Теперь у Жана есть выбор: стать свободным от общественных оков, следуя принципам Маркиза и компании, либо же пытаться спасти систему.
Психушка — очевидный символ любого современного государства, где может быть либо полная свобода, что в итоге вытекает в анархию, либо жёсткая система контроля и наказаний за любое нарушение правил. Третьего варианта жить в согласии между людьми и властью не дано. Примером первых стран, где свобода человека является высшей ценностью, могут считаться современные европейские государства, но мы также видим и последствия такой системы: сексуальные отклонения, большое количество самоубийств, разрушение традиционной семьи, вечные митинги. Типичным примером страны жёсткого контроля является Северная Корея со всеми вытекающими признаками: культ личности, изолированность от мира и жёсткий контроль граждан вплоть до стиля одежды.
Постепенно наш Жан окончательно попадает под влияние медсестры, и теперь уже она толкает его на освобождение настоящих врачей. Вернувшийся к власти главврач, сторонник жёстких мер и системы "тринадцати терапий" ( в зависимости от степени болезни) Маркиза и его друзей (для их же блага) подвергают жесточайшим, чудовищным наказаниям. Жан в это время уже предвкушает сладкие утехи с Шарлотой, однако та оказывается продажной дешевкой, готовой служить любому, кто находится у власти. В начале фильма она обслуживает Маркиза и его друга, в конце — настоящего главврача, разницы нет. Ну а Жан получает закономерный итог: смирительную рубашку и бесплатный билет на "тринадцать терапий".
Жалко ли Жана? Нет, Шванкмайер показал абсолютно безвольного персонажа, лишенного собственного мнения настолько, что им помыкают все. Он слишком упрямый и не видит происходящего вокруг. При этом он уверен в правильности только своей позиции, но его финальная судьба кричит о том, насколько он заблуждался. Первая же улыбнувшаяся ему девушка сводит его с ума так сильно, что он соглашается стать пациентом дома для сумасшедших. Если бы у него была хотя бы капля разума, он бы отказался становится частью психушки. А до этого он бы просто послал бы Маркиза куда подальше и уехал после всего того, что увидел в доме той ночью. Получил то, к чему шёл.
Безусловно, это достойный фильм. Хотя в нём нет какого-то явного безумия или мерзостей, которые отталкивают большинство зрителей в современных фильмах, зато есть умная социальная сатира. Шванкмайер очень грамотно посмеялся над общественной системой и её безвольными обитателями. А в концовке так и повис вопрос: нормально ли жить не так, как живёт вся система, или это все-таки уже Безумие? Фильм удостоен двух высших ежегодных национальных кинонаград — "Чешских львов" — "лучший режиссёр"- Шванкмайер и "лучший актёр" — Ян Тришка, поэтому рекомендую посмотреть всем фанатам фильмов со смыслом. Хотя в начале мини-заставки могут вас смутить, но и к этому можно привыкнуть.