Предисловие
Друзья, всем привет!
Есть отдельная каста сибирских рыболовов, которых объединяет не просто всерыболовная страсть, но и конкретная страсть к ловле конкретной рыбы - хариуса.
Да простят меня любители охоты на прочую другую рыбу, сам иногда люблю погонять щук и окуней, но идея написать песню о наших сибирских реках и о нашей страсти к рыбалке, которую можно было бы петь под гитару у костра, родилась именно после очередного фестиваля среди камрадов Красноярска и Красноярского края по ловле хариуса. Кстати, буквально на днях опубликовал статью - краткий отчет с видео об очередном отшумевшем таком фестивале "Весенний хариус - 2025".
Всем хороши такие фестивали! Организаторы - молодцы. Всё на высшем уровне. Спонсоры предоставляют шикарные призы. Всё проходит весело и дружно...
Однако, возможно я - романтик, но мне постоянно не хватает финального аккорда в этих прекрасных мероприятиях. А именно, большого "пионерского" костра под звездным небом, и песни под гитару, которую бы исполняли все участники фестиваля, пусть даже не стройными голосами 😁
Как я писал текст
Стихи я пишу редко, но никогда не испытываю сложностей в их написании. Поэтому с текстом особых проблем не было..
Для написания стихов всегда требуется вдохновение. Вдохновением для написания стихов про рыбалку и всё, что вокруг нее является сама рыбалка.. и всё что вокруг нее 😄.
Я просто задал себе вопросы: что именно я хочу описать в тексте этой песни? И сам себе ответил.. Получился примерно такой набор:
- О том как после рыбалки не хочется уезжать домой с любимой реки..
- Почему именно не хочется уезжать? Потому что здесь:
- Красивейшая природа: река, закат, восход, звездное небо, запахи, шумы, ну и, естественно, рыбалка...
То есть, в целом, проект текста уже вырисовывался еще на стадии идеи. Далее встал вопрос писать ли о конкретной реке, например, родном Енисее? Решил не заужать аудиторию 😀, дабы не лишать причастности к тексту рыбаков, которые рыбачат на других сибирских реках. Поэтому песня начинается с относительно обобщеного "от могучей сибирской реки".. хотя угадывается по тексту именно обращение к Енисею.
Что касается рыбалки, то хотелось сделать акцент именно на ловлю хариуса, и именно на снасти, которыми чаще всего его ловят на Енисее, Ангаре и других сибирских реках - тироль, енисейская "балда", когда груз идет по дну, "простукивает" его. Поэтому родились соответствующие строчки "Груз по камушкам звонко стучит". Конкретно к этой строчке позже у некоторых камрадов были вопросы. Как это груз и вдруг "звонко"? Вероятно, у вопрошающего возникла ассоциация с звонким колокольчиком. Но мне, если честно, в момент написания, такое сравнение даже не пришло на ум 🙂.
Здесь, слово "звонко" использовано как метафора. Речь идет не о звуке, который можно услышать ушами, а о стуке, и слово "звонко" употребляется в смысле "отчетливо" (стучит в руку).. Среди рыболовов, во всяком случае сибирских, словосочетания "звонкая палка" или "звонкий бланк" вполне часто употребляемы и понятны. В данном случае груз, стуча по дну, звонко передается в руку через бланк.
Какие-то другие варианты замены этой метафоры, остались мной, как автором, не "одобрены".. Они либо не звучали в общей строке, либо не соответствовали описываемому процессу. Вот некоторые из предлагаемых вариантов замены слову "звонко": громко, глухо, бойко, мягко, нервно, звучно, четко, дробно, тихо, гулко, сочно, зычно, хлестко и т.п.
Если вам понравился какой-то из этих вариантов больше, чем тот который я оставил в тексте, можете написать в комментарии. Или предложить еще какой-то свой вариант 😀.
В процессе описания всех прелестей нахождения на берегу реки за любимым занятием, понял, что пишу не только о созерцательной составляющей, но и о звуках и запахах. И, в связи с этим решил усложнить себе задачу и отразить в тексте все человеческие способности чувств - зрительные, слуховые, обанятельные, тактильные.
В связи с этой идеей, опять стал задавать себе вопросы, что можно написать, как связать текст с каждым из этих чувств? Какое событие к какому чувству отнести?
Так появились строки, относящиеся к созерцанию - про восход, закат, звездное небо; к звукам - шелест листьев, шум дождя, всплески рыбы, журчание переката, гитара; к запахам - дым костра, ароматы ухи, свежий ветер, травяной чай, ну и тактильные ощущения - стук груза по дну, удар в руку, вываживание рыбы. Помимо этого, в песне, естественно, должны присутствовать понятия "мушки"-обманки, "настрой"...
Слова и выражения, описывающие тактильные ощущения, а именно "поклевка", "подсечка", "борьба с рыбой при вываживании" - это кульминация, наиболее эмоциональная часть текста. Кроме того, этими строками описывается именно сибирская рыбалка на хариуса, на конкретные снасти. Эти строки без лишних пояснений понятны любому сибирскому рыболову, который ловит на эти снасти. Поэтому этот текст должен быть в главной части песни - в припеве.
В конце припева строчка про употребление алкоголя не в качестве пропаганды, а как реверанс в сторону понимающих толк в его разумном присутсвии на походном столе 😉.
В завершающем куплете хотелось сказать именно то, что сказал:
Даже если придется собираться в путь домой, то эти впечатления останутся с нами навсегда.
Итак, песня, точнее текст стихов был готов. Судите сами, на сколько получилось отобразить в нем всё, сказанное выше. Вот он:
Текст песни
"От могучей сибирской реки".
Песня сибирских рыболовов под гитару у костра.
От могучей сибирской реки
Нам не просто уехать домой.
Вот такой мы народ – рыбаки.
Манит нас этот берег родной.
Здесь волшебный, ребята, восход.
И такой же безумный закат.
Бриллиантовых звезд небосвод
Нам сияет в сто тысяч карат.
А еще здесь…
(припев)
Перекат на закате журчит.
Груз по камушкам звонко стучит.
По течению, вниз за собой,
Дразнит мушками рыбу настрой.
Вдруг почувствуешь в руку удар,
Взмах, подсечка и схватки азарт.
С сильной рыбой борьба и успех!
А за это и выпить не грех!
Дым костра, ароматы ухи.
Чай походный заварим с травой.
Ну а к ним - свежий ветер с реки.
Вот и всё, что нам нужно с тобой.
Шелест листьев развесистых ив.
Всплески рыбы на плёсах в закат.
Лёгкий шёпот дождя, как мотив,
На гитарный настроим на лад.
И все вместе споём…
(припев)
Перекат на закате журчит.
Груз по камушкам звонко стучит.
По течению, вниз за собой,
Дразнит мушками рыбу настрой.
Вдруг почувствуешь в руку удар,
Взмах, подсечка и схватки азарт.
С сильной рыбой борьба и успех!
А за это и выпить не грех!
Даже если в дорогу домой
Нам придется рюкзак собирать,
Впечатления эти с собой
Мы возьмем, чтобы их вспоминать.
Ведь здесь…
(припев)
Перекат на закате журчит.
Груз по камушкам звонко стучит.
По течению, вниз за собой,
Дразнит мушками рыбу настрой.
Вдруг почувствуешь в руку удар,
Взмах, подсечка и схватки азарт.
С сильной рыбой борьба и успех!
А за это и выпить не грех!
Что с музыкой и исполнением?
Лично я таким текстом остался очень доволен 😁.
А вот с исполнением.. Гитарист из меня.., как говорится, на уровне дворовых трех аккордов. Сама мелодия в голове синтезировалась почти сразу.
Как уже говорилось выше, это должно было быть исполнение под гитару. Примерно, в ритме вальса "ум-па-па... ум-па-па..." голосом и в стиле а -ля "Ми-лая мо-я, Солныш-ко лесно-е....". Только "От могу-чей сибир-ской ре-ки..". И растяжистый хор рыбаков и рыбачек вокруг костра в припеве 😆.
Как я только не пытался сделать инструментал (музыкальное сопровождение).. И сам пытался наигрывать и напевать на гитаре, и неделями ковырял FL Studio (FruityLoops). Это такая компьютерная программа, музыкальный редактор-секвенсор для написания музыки. Параллельно изучая ее азы, удалось даже создать мелодию на компьютерной "гитаре".
Здесь сделаю отступление... Я начал изучать FL Studio и работать в этой мощной программе одновременно с изучением видеоредактора Vegas Pro с конкретной целью - создание треков для своих же фильмов. Основная идея этого непростого решения была в избавлении себя от головных болей, связанных с авторством музыки, при публикации видео на ютюбе. Если вы ткнете в любое мое видео, хоть с каким-то музыкальным сопровождением, то с вероятностью 99,9% услышите именно мои корявые ударные треки или фоновые ambient - композиции. Почему 99,9%, а не все 100... Потому, что есть два видео, в которых музыка не моя. Это случай с поимкой утки, за которую мне прилетела ай-яй-яйка от ютюба, и, собственно, клип на песню, о которой я пишу сейчас эту статью.
После долгих мучений, я уже опустил было руки. Но помощь пришла неожиданно (для меня) из неожиданного места.. В реализации замысла помог Иван Иваныч (он же ИИ, он же искуственный интеллект). Именно ИИ сочинил музыку на мои стихи, сыграл на всех инструментах и спел.. 🙄
Я действительно не ожидал такого эффекта от нейросети. Да, конечно, пришлось делать несколько дублей. Стараться как можно более точно написать запрос - prompt. Да, у "бездушного" исполнителя были косяки в исполнении.... паузы где - не надо, и отстутствие пауз где нужно. Но были и моменты, которые удивляют меня до сих пор.. Это обалденные гитарные проигрыши.. Отличный вокал с четким произношением каждого слова... Умелое впихивание невпихиваемых "а еще здесь", "и все вместе споем", "ведь здесь" перед каждым припевом, которые никак не втискивались в стройную рифму стиха, но без которых переход к припеву был бы не очень логичным.
По итогу, я отобрал несколько вариантов, которые условно пометил как "гитарная1", "гитарная2", "гармонь", "аккордеон", "шансон", "рок"..
Все варианты (всего их семь) вы можете найти и послушать в плейлисте моего сообщества в ВК.
Как я делал клип
С видеорядом, к сожалению, были небольшие проблемы - недостачно собственного материала с качественными кадрами.
В клипе использованы не только видео, но и фото.. На вскидку, моих кадров - примерно 60-70%. С остальнами видеокадрами сложный вопрос.. Там такой бутерброд! Например, гитара не моя.. но я постарался, по возможности, подогнать кадры под реальный бой-перебор гитары в песне. Кадры с гитарой наложены на мои кадры Енисея (вода и скалы) в районе Дивногорска и на мой силуэт в районе Ермолаево. Некоторые кадры искал, чтобы подходили по смыслу к каждой строчке.. типа: "уха", "чай", "костер" и т.п.
Одно могу сказать точно: рыба на фото вся моя 😂.
При монтаже применял цветокоррекцию, ускорение-замедление, кадрирование и т.п., так, чтобы попасть в ритм трека.
Кроме того все(!) эффекты (треск костра, звуки переката, бурление воды в котелке, визг фрикциона катушки, шум дождя и т.п.) подобраны и наложены отдельно. И это отдельная работа, которая лично мне принесла огромное удовлетворение. Так события в песне стали объемными, ощутимыми почти физически. Будто во время ее исполнения ты находишься именно там, где происходит то, о чем в ней поется.
Клип
Вот такие получились песня и клип 😀. Вот так они рождались.
Надеюсь, вам итересно было читать эту историю..
С уважением,
Ваш Sibirus 😊