Найти в Дзене

Габриэле Мюнтер и Василий Кандинский: любовь и борьба за картины

В 1901 году молодая немецкая художница Габриэле Мюнтер переехала в Мюнхен — центр художественной жизни Германии. Путь в Академию художеств для женщин был закрыт, и Мюнтер поступила в частную прогрессивную школу живописи «Фаланга», где встретила своего учителя — Василия Кандинского. Кандинский сразу заметил талант Габриэле и стал не только её наставником, но и возлюбленным. Их роман держался в тайне: Кандинский на тот момент был женат. Вместе они много путешествовали — Нидерланды, Тунис, Италия, Франция. Именно рядом с Кандинским Мюнтер сформировалась как художница, отойдя от позднего импрессионизма к яркому экспрессионизму. Их союз был не только любовным, но и творческим: в Мурнау-ам-Штаффельзее они арендовали, а затем и приобрели дом (сегодня известный как Дом Мюнтер), где летом работали вместе. Этот период считается расцветом их совместного творчества. Однако начало Первой мировой войны положило конец их совместной жизни. Кандинский как гражданин «враждебной державы» был вынужден уе

В 1901 году молодая немецкая художница Габриэле Мюнтер переехала в Мюнхен — центр художественной жизни Германии.

Василий Кандинский. Портрет Габриэле Мюнтер, 1905. Ленбаххаус, Мюнхен
Василий Кандинский. Портрет Габриэле Мюнтер, 1905. Ленбаххаус, Мюнхен

Путь в Академию художеств для женщин был закрыт, и Мюнтер поступила в частную прогрессивную школу живописи «Фаланга», где встретила своего учителя — Василия Кандинского.

Кандинский сразу заметил талант Габриэле и стал не только её наставником, но и возлюбленным. Их роман держался в тайне: Кандинский на тот момент был женат. Вместе они много путешествовали — Нидерланды, Тунис, Италия, Франция. Именно рядом с Кандинским Мюнтер сформировалась как художница, отойдя от позднего импрессионизма к яркому экспрессионизму.

Василий Кандинский. Габриэле Мюнтер в Калльмюнце, 1903. Ленбаххаус, Мюнхен
Василий Кандинский. Габриэле Мюнтер в Калльмюнце, 1903. Ленбаххаус, Мюнхен

Их союз был не только любовным, но и творческим: в Мурнау-ам-Штаффельзее они арендовали, а затем и приобрели дом (сегодня известный как Дом Мюнтер), где летом работали вместе. Этот период считается расцветом их совместного творчества.

Василий Кандинский. Габриэле Мюнтер за рисованием, 1903
Василий Кандинский. Габриэле Мюнтер за рисованием, 1903

Однако начало Первой мировой войны положило конец их совместной жизни. Кандинский как гражданин «враждебной державы» был вынужден уехать в Швейцарию, а затем — в Россию. Мюнтер уехала в Швецию, надеясь на воссоединение. Они встречались в Стокгольме в 1915 году, но после революции 1917 года Кандинский полностью оборвал контакт — без объяснений. Лишь позже Мюнтер узнала, что он женился на другой женщине.

Василий Кандинский и Габриэль Мюнтер в Стокгольме. Зима 1916
Василий Кандинский и Габриэль Мюнтер в Стокгольме. Зима 1916

Оставленные им картины, акварели, наброски и личные вещи всё это время хранились у Мюнтер в Германии. В 1921 году Кандинский через адвокатов потребовал вернуть своё имущество. Но для Мюнтер это был не просто спор о собственности: для неё эти произведения были символом преданной любви и утраченных надежд.

Габриэле Мюнтер. Кандинский и Эрма Босси за столом в Мурнау, 1912. Ленбаххаус, Мюнхен
Габриэле Мюнтер. Кандинский и Эрма Босси за столом в Мурнау, 1912. Ленбаххаус, Мюнхен

Началась долгая юридическая тяжба. Мюнтер отстаивала своё право на оставшиеся работы, указывая на моральные обязательства Кандинского перед ней. Наконец, в 1926 году, после затяжных и ожесточённых переговоров, Кандинский подписал документ, в котором передавал Мюнтер полные и безоговорочные права собственности на его произведения, оставшиеся в Германии. Таким образом, самая значительная коллекция работ Кандинского его мюнхенского периода осталась у Мюнтер.

Василий Кандинский. Импровизация 26. Гребля, 1912. Ленбаххаус, Мюнхен
Василий Кандинский. Импровизация 26. Гребля, 1912. Ленбаххаус, Мюнхен

Позднее, в 1957 году, к своему 80-летию, Габриэле Мюнтер подарила всю эту коллекцию (вместе со своими собственными работами) Городской галерее в Ленбаххаус в Мюнхене. Этот щедрый дар превратил музей в центр изучения творчества «Синего всадника» и Кандинского.

Габриэле Мюнтер. Завтрак с птицами, 1934. Национальный музей художниц, Вашингтон
Габриэле Мюнтер. Завтрак с птицами, 1934. Национальный музей художниц, Вашингтон

История любви, разочарования и борьбы за художественное наследие навсегда вписалась в историю искусства XX века.

Понравилась статья? Поддержите канал лайком, подпиской и донатом. Спасибо!

Еще больше искусства:

• Сайт: https://artstudiolo.com/
• Telegram:
https://t.me/artstudiolo
• YouTube:
https://www.youtube.com/@artstudiolo
• RuTube:
https://rutube.ru/channel/48924131/