Самая попсовая экскурсия в горы - "Золотое кольцо", она же самая непродолжительная, но не менее красивая. Для первого знакомства неплоха, так что рекомендую. Ведь лучше гор, могут быть только горы, но это не точно, о чём позднее.
Наше путешествие началось практически на выезде из города, у входа в Олимпийский парк. Одним из бонусов поездки вне сезон - это очень компактные группы, но этот вариант всё же придётся поискать. И так, нашу поездку мы соображали на троих - я, экскурсант из Ижевска и наш водитель-гид Роберт.
До гор мы останавливались дважды - у Барбашова поля и памятнику братьям Газдановым. Осетины чтят героев войны, помнят историю и с уважением относятся к погибшим. Конечно вам расскажут про самую большую плотность героев на душу населения, но это гордость, и пусть гордятся, ведь пока гордимся - помним. Памятник Петру Барбашову впечатляет своей монументальностью, при это он словно вот-вот взлетит. Этот монумент встречал меня ночью при въезде в город, и отпечатался в памяти, как и запомнился подвиг героя. Пожалуй после монументальных советских памятников в Берлине и Волгограде, здесь во Владикавказе, меня тронул только современный памятник во Ржеве. Памятник братьям - это душераздирающая песня "Журавли" на стихи Расула Гамзатова. Я всегда цепенею, когда слышу, и готова рыдать.
Следующая остановка - водопад. Вот представьте жил был себе мужчина и решил построить водопад. Потомки "допили", и в итоге мы получает что-то типа арт объекта в арт-объекте. Не знаю, предполагал ли Николай Алиханович, что зима близко, но после увидели именно так. Да простят меня все, но вспомнилась тропа Берендея под Лазаревским.
Следующая встреча произошла с зеркальным барсом. Одна из национальных программ - восстановление популяции переднеазиатских леопардов (барсов). На данный момент в регионе их насчитывается около 18. В городе же у Чугунного моста вы найдёте камень в виде лапы, а также четырех барсов, охраняющих мост.
В метре от котика Кадагарванский каньон. Не знаю, пустят ли большую группу, но, если пару раз перелезть в неположенном месте, то открываются чудесные виды на бурлящий Фиагдон.
Буквально в нескольких минутах езды Дзивгисская крепость. Оборонительное сооружение внутри скалы с бесконечным числом лазов и проходов, засыпанных в наши дни. А под крепостью сейчас живут потомки защитников, кажется 7 дворов где-то на 135 человек. По соседству с ними Дзивгисский некрополь и Святилище Уастырджи. Мне, конечно, будет правильнее написать Мужского Святого, ибо как девушка, я не могу называть его имя. В местный некрополь, как и храм мы не ходили, а вот в крепость поднялись.
Во многих горных селениях можно встретить таксофоны, они бесплатны и используются для экстренной связи. Именно на него мне и позвонил Роберт, я рассказала, что моя экскурсия проходит замечательно, ведь лучше гор могут быть только горы. И тут я узнала, что Высоцкий был несколько неточен, ведь лучше гор могут быть только ГОРЦЫ ( которые возят в горы).
Дальше нас ждал Аланский Успенский монастырь, который, к сожалению, закрыт в будни, церковь жен-мироносиц, к которой я не испытала эмоций, как к новоделу. А чуть ниже мы спустились к источнику Хилак, где местные жители любезно поделились с нами тарой и мы набрали минералки в дорогу. Вода супер железистая, на заводе её всё-таки дополнительно очищают, а еще она помогает при заболеваниях ЖКТ. Не знаю, как с ЖКТ, но с мясным осетинским пирогом она явно помогла справиться. Источник располагается на частной територии, но доступен для входа. Площадка ухожена, а воду охраняет местный водяной. Моё же внимание привлекли скифские орнаменты и древо жизни. Поговаривают, по настоянию местных, оно скоро будет перенесено, не зашло так сказать.
Башня Курта и Тага следующая точка нашего маршрута. Одна из башен восстановлена. Открывается красивая панорама на город и горы. А мы тем временем встретили голландцев, которые восторженно познавали культуру Алании. И расспрашивали, куда бы им съездить ещё, чтобы увидеть настоящую Россию. И я который день пребываю в замешательстве и размышлениях, что же ещё я должна была им ответить, ведь Россия такая большая и многоликая.
Тем временем впереди нас ждут два арт-объекта. Меня тронуло то, что республика, понимая значимость туризма для региона, придумывает и реализовывает "фишки" для привлечения. Казалась бы буква АЕ, колесо Балсага, но в этом история, в этом культура и самоидентичность.
Город мёртвых или даргавский некрополь - одна из самых непонятных мне остановок. Идентичное отношение у меня к мавзолею дедушки Ленина или прогулкам-экскурсиям по кладбищам. Мне не близко и не понятно это желание заглянуть внутрь, увидеть кости или искать мумию. Это были люди, со своей историй и душой, они ушли в мир иной и до христианства были захоронены по традиции своего народа, такой не обычной для нас. Пусть спят спокойно. И ветер там шквальный, не удивительно, веть строили на продуваемых местаъ, но будьте готовы.
Где-то у Верхнего Кани мы остановились, чтобы посмотреть на дом отдыха и таможню, на ледник, вспомнив трагедию 2002 года. По словам местных, ледник сходит раз в 100 лет, и возможно сойдёт где-то через лет через 80. Тем временем я покаталась на качелях и готовилась встретиться с одной из самых противных для меня вещей - пиаром и монетизацией смети.
Я увидела самое впечатлившее меня ущелье - Кармадонское. Оно фактурно, величественно, опасно, в нём необъяснимая притягательность и мощь. Возможно это впечатление от того, что находишься в таком узком месте, а бесконечные скалы нависают над тобой.
А наша экскурсия подходила к концу, в ней было солнце и дождь, сногсшибательный ветер и бесконечное количество красивых пейзажей, быта народа, который живет на своей исконной земле по соседству со сторожевыми-сигнальными башнями и родовыми захоронениями.