Екатерина II славилась в числе прочего своей щедростью к фаворитам. Григорию Григорьевичу Орлову она подарила Гатчину, а также заказала построить в Санкт-Петербурге для него дворец, созданный из мрамора. Но в итоге жил в этом дворце не фаворит императрицы, а внук. Но давайте обо всем по порядку.
Находится Мраморный дворец на улице с красивым названием Миллионная. только раньше называлась она Почтовой из-за здания, которое располагалось на месте нынешнего Мраморного дворца. Дело в том, что в далеком 1714 году на этом месте по велению царя был построен Почтовый двор с пристанью. Интересно, что именно на этот самый Почтовый двор 24 марта 1716 года именно из Италии прибыли отец и сын Растрелли.
Почтовый двор был местом довольно оживленным. А выглядело оно так: двухэтажное мазанковое здание с большим внутренним двором, где оставлялись лошади и подводы. На первом этаже работал ресторан, втором располагался зал, где Петр I устраивал ассамблеи и другие торжественные мероприятия. Там же работала гостиница, постояльцы которой при любой погоде выселялись при прибытии сюда царя. Кроме охраны и служителей здесь работали почтмейстер, секретарь, переводчик и три почтальона. С января 1726 года при Почтовом дворе открылась Академическая школа, которая была организована по проекту французского художника Луи Каравака. Впервые в России здесь началось обучение рисованию с живой модели, как это было обычно для европейских школ.
В 1731 году Доминико Трезини получает указание от генерал-фельдмаршала Бурхарта Христофора фон Миниха старый Почтовый двор снести, а на его месте построить кордегардию и конюшни лейб-гвардии Конного полка. Почтовый двор был перенесен к Исаакиевской церкви, а на этом месте возвели Манеж. В это же время от речки Мьи (Мойки) к Неве прорыли Красный канал. Но пожар 1737 года уничтожил здание. Место это расчистили и назвали Верхней Набережной площадью. Ставшая продолжением Царицына Луга (ныне Марсово поле), она достаточно долгое время пустовала, пока это место не приглянулось Екатерине II.
Императрица поручила Антонио Ринальди (который, кстати, к этому моменту уже 30 лет как работал в России) на этом месте возвести подарок для фаворита Григория Григорьевича Орлова. Екатерина не забывала, что именно братья Орловы организовали дворцовый переворот 28 июня 1762 года, в результате которого был свергнут внук Петра I Петр III, и она взошла на русский престол. Своим влиянием в армейских кругах и в высшем обществе братья Орловы укрепили трон Екатерины в первые годы ее царствования. Только в конце 1760-х годов Григорий Григорьевич утратил благосклонность императрицы, соответственно и влияния былого при дворе уже не имел. То есть предполагалось, что дворец должен был стать прощальным подарком.
В 1768 году приступили к строительству дворца в стиле раннего классицизма. В основание фундамента был помещен мраморный ящик, в котором находились две закладные медные доски с выгравированными и вызолоченными на них литерами, золотые, серебряные и медные монеты. Антонио Ринальди решил использовать естественный камень для внешней и внутренней отделки здания. Разноцветные мраморы и граниты - основной строительный материал дворца. Тонкая серо-розовая, белая и голубая цветовые гаммы природного камня придают Мраморному дворцу необычайное своеобразие.
Григорий Григорьевич так и не дождался окончания строительства
дворца, на котором, кстати, Екатерина II, благодарная Орлову за помощь в возведении ее на престол, намеревалась поместить надпись золочеными буквами: "Здание благодарности". Но в 1783 году Григорий Орлов умирает и дворец получают его наследники. В том же году Екатерина выкупает недостроенный дворец в казну.
Территория застройки имела трапециевидную конфигурацию. Это и определили план здания без параллельных линий, с асимметричным парадным двором и неравномерной толщиной стен.
При разработке проекта Антонио Ринальди не сразу пришел к окончательному решению, поэтому макет здания, обязательно выполнявшийся в XVIII века перед началом постройки, изготавливался дважды.
Основным помощником Антонио Ринальди по архитектурной части на постройке Мраморного дворца был архитектор Петр Егорович Егоров. Он замещал итальянца на строительной площадке, занимаясь детальной проработкой проекта и решая на месте возникавшие вопросы. Строительство здания велось под наблюдением генерал-инженера Михаила Ивановича Мордвинова.
Интересно, что строящееся здание дворца первоначально во всех документах называли Каменным домом у Почтовой пристани. А без той самой пристани было никуда: материалы для строительства доставляли водным путем по Неве и Красному каналу. Гранитные блоки для облицовки цоколя, мраморные заготовки, кирпич и дерево, разгружались на пристани, на правую, восточную сторону канала, где (на месте будущего Служебного дома) была оборудована техническая зона стройплощадки. Здесь, вероятно, и происходила первичная обработка каменных заготовок.
На строительство привозился мрамор из открытых в то время каменоломен на берегах Ладожского озера, в Карелии и Эстляндии. Из Финляндии поступал гранит. Из Италии доставлялся белый и цветной мрамор, с островов Греческого архипелага - белый мрамор высшего качества для скульптурных работ.
Кирпичные стены и своды здания были возведены в 1769 году, затем проследовала первичная обработка камня, которая велась с 1770 года до 1774 года. Для отделки и шлифовки мрамора мастер Наживин придумал машину "железные валы". Обработка мрамора шла круглый год. Как было указано в документах, работы по мраморной облицовке шли одновременно на фасадах и в двух интерьерах дворца: на Парадной лестнице и в будущем Мраморном зале. В 1774 году 80 шлифовальщиков приступили к окончательной отделке стен Мраморного дворца.
К 1780 году строительные работы, требующие значительных поставок крупногабаритных материалов, были завершены. А вот оформление дворцовых покоев по проектам Антонио Ринальди продолжалось вплоть до 1895 года. На строительство в общей сложности была потрачена огромная для XVIII века сумма - 1 219 677 рублей (это примерно 10-14 млрд рублей).
Возведение здания было завершено в 1785 году.
Мраморный дворец - первое в Санкт-Петербурге здание, фасады которого полностью облицованы естественным камнем. Наружные фасады дворца дошли до нас почти в первоначальном виде. Из различных сортов мрамора выполнена отделка не только наружных стен дворца, но и некоторых парадных покоев. Отсюда произошло и название дворца. Он один из немногих примеров архитектуры раннего классицизма в Санкт-Петербурге.
В 1792 году Екатерина II поручает архитектору Ивану Егоровичу Старову осмотреть дворец. В 1793 году в пустовавшем здании начинается первый ремонт, который сводился к обновлению декора и мебели в парадных залах и в личных покоях будущих владельцев. При этом существенных перестроек произведено не было. Иван Егорович изменил геральдическую символику на фасадах: удалил вензель и герб Орлова с картушей северного и южного фасадов и установил новые - бронзовые двуглавые орлы в круглых венках.
Отремонтированный Мраморный дворец был заново освящен в декабре 1795 года. Эта подготовка велась для того, чтобы дворец (правда на этот раз уже в готовом виде) вновь послужил подарком. В 1796 году императрица пожаловала дворец своему внуку, великому князю Константину Павловичу, по случаю его предстоящего бракосочетания.
15 февраля 1796 года 16-летний великий князь Константин Павлович женился на 14-летней принцессе Юлианне Генриетте Ульрике Саксен-Кобург-Заальфельдской, получившей в православии имя великой княгини Анны Федоровны. Супруги поселились в Мраморном дворце.
В 1797 году в Санкт-Петербург прибывает Станислав Август Понятовский, последний король Польши. Он был приглашен для участия в работе "Долговой комиссии", занимавшейся распределением долгов Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австрией за аннексированные земли и в счет ликвидации займа 1777 года, полученного под гарантии России. Король прибыл в Петербург с малым двором, при котором служили 160 человек. Личные апартаменты Станислава Августа Понятовского находились на втором этаже северо-восточной части здания, включая Мраморный зал. В феврале 1798 года король скоропостижно скончался от апоплексического удара. Специально учрежденная "Печальная комиссия" подготовила погребение монарха Траурные торжества проходили в Большом зале, оформленном по проекту Винченцо Бренны.
Константин Павлович практически не жил в Мраморном дворце с января 1813 года, поскольку он присоединился к действующей армии, совершил с ней зарубежный поход. В апреле 1814 года Константин Павлович стал наместником Царства Польского и покинул Петербург. После его отъезда Мраморный дворец перешел Придворной канцелярии. Здесь сдавались квартиры придворным чинам. Позднее Мраморный дворец был возвращен великому князю Константину.
В 1830 году здание признали аварийным, в следствие чего начался капитальный ремонт. Константин Павлович непременно хотел сохранить интерьеры Ринальди. Но великий князь скончался 15 июня 1831 года. 20 марта 1832 года высочайшим повелением работы во дворце были прекращены. Дворец по указу Николая I поступил в ведения Департамента уделов.
В 1832 году император своим указом перевел Мраморный дворец в собственность своему второму сыну - будущему генерал-адмиралу и одному из будущих организаторов крестьянской реформы, Константину Николаевичу. При нем Мраморный дворец стал местом постоянного пребывания большой великокняжеской семьи. Только на тот момент, когда подарок был сделан, новому владельцу шел только пятый год от роду. Так что дворец пустовал еще 11 лет.
С 1844 года по 1849 год Мраморный дворец и Служебный дом были реконструированы по проекту архитектора Александра Брюллова. Работы велись к бракосочетанию великого князя Константина Николаевича с Александрой Фридерикой Генриеттой Паулиной Марианной Елизаветой Саксен-Альтенбургской, получившей в православии имя Александры Иосифовны.
К тому моменту Мраморный дворец уже давно не использовался и находился в аварийном состоянии. Дворец был почти полностью расселен, междуэтажные перекрытия вскрыты, вещи сосредоточены в первом этаже, из обслуги здесь находились только сторожа, истопники, трубочист и гоф-фурьер. Александр Павлович Брюллов, составил проект и сметы на основные виды работ. Основные чертежи реконструкции и внутренней отделки Мраморного дворца утверждены 2 авг 1845 года, а в январе 1848 года проекты внутренней отделки некоторых помещений были переделаны. Работы по реконструкции продолжались до 1849 года.
Основные изменения коснулись второго этажа, где была создана новая планировочная структура, а парадные и жилые интерьеры получили новую художественную отделку. На месте существовавшего в XVIII веке висячего сада был создан зимний сад.
Указом императора Николая I от 20 декабря 1849 года Мраморный дворец был пожалован великому князю Константину Николаевичу "в вечное и потомственное владение". Этим же указом дворец переименовывался в "Константиновский", однако новое официальное название так и не прижилось, и во всех документах Придворной конторы его называют по-старому - Мраморный дворец.
29 декабря 1849 года супруги, великие князья Константин Николаевич и Александра Иосифовна, въехали в свою новую резиденцию. Дворец стал местом постоянного пребывания большой великокняжеской семьи (6 детей, многочисленные внуки).
После смерти Константина Николаевича Мраморный дворец переходит второму его сыну, великому Князю Константину Константиновичу, который поселился во дворце со своей супругой Елизаветой Маврикиевной.
После смерти Константина Константиновича Мраморный дворец со Служебным домом перешли во владение его сыновьям с предоставлением в пожизненное пользование великой княгине Елизавете Маврикиевне. В завещании великого князя Константина Константиновича, утвержденном императором Николаем II 5 октября 1912 года, относительно наследования Мраморного дворца сказано:
"Желаю, чтобы Мраморный дворец оставался на вечные времена во владении моего нисходящего потомства по прямой линии мужеского пола".
После смерти великого князя Константина Константинович в семье начались денежные затруднения, семья потеряла ежегодные выплаты из казны.
После Февральской революции 1917 года наследники Мраморного дворца хотели продать его в собственность государства. Тогда начались переговоры о приобретении здания в государственную собственность. 17 октября 1917 года был подготовлен договор на покупку Министерством всего дворца за 10 млн. рублей. Вдова Константина Константиновича с младшими детьми ещё жила во дворце. 5 марта 1917 года Временное правительство принимает решение о создании в составе Министерства Торговли и Промышленности Отдела труда, который разместился в Мраморном дворце с согласия его владельцев. В дальнейшем отдел преобразуется в Министерство труда, которое располагается во дворце до октябрьского переворота.
С приходом Советской власти Министерство Торговли и Промышленности Отдела труда преобразовали в Народный Комиссариат труда РСФСР. Он располагался в Мраморном дворце до переезда СНК в Москву в марте 1918 года.
В мае 1918 года великая княгиня Елизавета Маврикиевна с несовершеннолетними детьми покидает дворец и переезжает на частную квартиру. Владельцам было запрещено забирать личное имущество, предметы искусства и обстановки.
На первом этапе существования Советской власти было принято решение о музеефикации великокняжеских дворцов путем создания на основе их коллекций художественных и историко-бытовых музеев. Но в Мраморном дворец тогда уже находилось государственное учреждение и воспринимался как общественное здание.
После переезда советского правительства в Москву в марте 1918 г. во дворце находились: Аппарат уполномоченного Наркомата просвещения, Управление дворцами-музеями, Общество социологии и теории искусства, Центральное бюро краеведения, Рабфак.
В апреле 1919 года издан Декрет СНК РСФСР "О Российской Академии Истории материальной культуры". Академию разместили в Мраморном дворце и Служебном доме. Дворец вместе с коллекциями и имуществом поступил в распоряжение нового государственного учреждения. Российская Академия материальной культуры располагалась в Мраморном дворце до 1936 года. С момента ее размещения во дворце началось стихийное приспособление дворца для нужд большого научного учреждения. Академия распоряжалась всеми ремонтно-реставрационными работа. Парадные и жилые интерьеры дворца становились кабинетами, хранилищами, а многие помещения дворца были предоставлены под квартиры сотрудникам Академии.
2 октября 1936 года Постановлением Президиума Лениградского совета рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов Мраморный дворец перешел в распоряжение организуемого в Лениграде филиала Музея В. И. Ленина. Академия материальной культуры срочно переехала в Ново-Михайловский дворец на набережной 9-го Января (Дворцовая наб., 18). К этому времени закончена реставрация трех фасадов, восстановлены парапетные вазы и отремонтирована крыша. Завод Гидравлика запустил ситему центрального отопления. Большинство интерьеров парадных залов дворца и личных покоев были уничтожены. Были сохранены Парадная лестница и Мраморный зал. В некоторых помещениях была законсервирована художественная отделка. В помещениях первого этажа за Парадной лестницей были снесены перегордки и устроен гардероб с буфетом и санузлом. Стены обшиты искусственным мрамором. На белой мраморной доске над входом появилась надпись:"МУЗЕЙ В. И. ЛЕНИНА. Лениградский филиал". Новый музей в стенах дворца открылся 8 ноября 1937 года.
Во времена музея Ленина во дворе на гранитном постаменте многие годы стоял исторический броневик. Он был установлен в январе 1940 года перед входом во дворец. С целью предохранения броневика от атмосферных воздействий, после ремонта в 1973 года был установлен в вестибюле Мраморного дворца. В 1991 году, когда музей Ленина закрыли, а здание Мраморного дворца передали Русскому музею, броневик отправили в Артиллерийский музей.
С июня по ноябрь 1994 года перед Мраморным дворцом стоял Ford Mondeo, расписанный под мрамор - обычный автомобиль (без мотора). В этом году в город приехал немецкий художник-концептуалист Ханс Юрген Шульт. Он вместе с искусствоведом Александром Давидовичем Боровским, режиссером Олегом Павловичем Тепцовым и художником Анатолием Павловичем Белкиным решили поставить на пустующий постамент авто-инсталяцию. Шульт назвал ее "Временя в мраморе". В народе новую инсталляцию прозвали "Другом капитала".
В том же 1994 году вместо автомобиля установили памятник Александру III, используя тот же постамент, на котором стоял ленинский броневик.
6 декабря 1991 года принято решение мэрии о передаче Мраморного дворца Государственному Русскому музею. 10 декабря распоряжением мэра Анатолия Александровича Собчака создана комиссия по изучению и передаче экспонатов и фондов бывшего Музея В. И. Ленина. В 1992 году дворец окончательно отошел Русскому музею. Начался капитальный ремонт, реконструкция и реставрация дворца. Архитектурный надзор ведется архитекторами Русского музея.
В декабре 1991 года Государственным Русским Музеем была разработана новая концепция использования Мраморного дворца - "Русское искусство в контексте искусства мирового". С этого времени ведется планомерное изучение и научная реставрация памятника. Восстанавливаются декор, историческая планировка и объемы помещений. Было принято решение воссоздавать интерьеры "на Брюллова". Деньги на реставрацию поступают из федерального бюджета.
Мраморный дворец, как, впрочем, и все подобные музеи, имеет какую-то особенную атмосферу, свою величественную энергетику. Интерьеры его помнят политические потрясения, но стены хранят память обо всех его владельцах.
Читайте также: