Найти в Дзене

«Один звук - и Николай II вскипал»: странная фобия последнего императора

Оглавление

Он молчал, когда терял империю. Но кое-что его всегда будоражило..

  • 🤔Что за странный звук выводил из себя последнего русского императора - и почему за него увольняли слуг?

Иногда история рушится не под пушечным грохотом, а из-за звона шпор или неловкого чиха, который так раздражал государя. И именно эти звуки, незначительные на первый взгляд, оказались зеркалом внутреннего мира одного из самых трагических лидеров в истории России.

Николай II
Николай II

Император вне парадного портрета

Николай II часто описывается как человек внешне мягкого, благочестивого, любящего семью и уединённые прогулки. Его облик на фотографиях - это образ вдумчивого, усталого, но благородного монарха. Однако за этой внешней сдержанностью скрывался характер, сформированный под давлением имперских ожиданий, почти монашеского воспитания и страха нарушить установленный порядок.

С детства он жил в атмосфере, где любая неаккуратность почти преступление. Его отец, Александр III, был человеком жёстким, и с ранних лет Николай знал: слова должны быть точными, движения выверенными, тишина абсолютной. Малейшее нарушение ритуала воспринималось как угроза стабильности.

В придворной жизни Николай придерживался этих принципов с маниакальной последовательностью. Он не кричал, не устраивал сцен, но молчаливое неодобрение в его исполнении было мощнее любого выговора.

  • Один взгляд, одна пауза, и слуга уже знал - завтра ему не поздоровится.

Какой звук доводил государя до ярости?

  • Щёлканье каблуков и маршевые шаги

Одним из самых ненавистных для Николая звуков было неравномерное цоканье каблуков. Особенно его раздражали хаотичные шаги на каменном или мраморном полу.

-2
Даже маршировка солдат, если она была недостаточно синхронной, вызывала у него внутреннюю дрожь.

На полу стелили ковры, а офицеры Лейб-гвардии перед аудиенцией получали инструкции: шагать мягко, не шуметь, не клацать шпорами. В Александровском дворце специально закупались персидские ковры для гашения звука. В Ливадии же, где тишина была почти религией, использовался толстый войлок и сукно.

  • Скрип дверей - звук, за который увольняли

Скрип дверей воспринимался Николаем как личное оскорбление. Не потому, что он был капризным, а потому, что этот звук вторгался в его хрупкую зону комфорта. Камердинеры, слуги, охрана - все знали:

если где-то что-то скрипнет, виновный исчезнет из дворца навсегда.

Александр Танеев писал:

«Дверь скрипнула - и камердинер исчез навсегда. Его имя не произносили. Он стал невидимкой».

В Ливадийской резиденции все дверные петли покрывали воском, а на стеклянные двери наклеивали прокладки из замши. Даже окна нельзя было резко открывать: могли услышать в соседней комнате.

  • Шёпот за спиной - табу императорского двора

Шёпот раздражал Николая больше, чем крик. Он воспринимал это как подозрение, как потенциальную измену. Особенно, если шёпот звучал у него за спиной. В таких случаях он мгновенно разворачивался, взглядом пронзал виновных и требовал удалить их из помещения.

В одном из воспоминаний Анатолия Морозова описан случай, как Николай услышал приглушённый разговор двух офицеров за занавеской. Не спросив причин, он просто дал знак - и те были немедленно выведены. Министр финансов С. Ю. Витте упоминает, что на совещаниях при царе нельзя было перешёптываться даже по рабочим вопросам: только письменные записки и только с разрешения царя.

«Они ушли за один звук»

Это не преувеличение. Целая категория придворных и обслуживающего персонала потеряла место именно из-за звуков. Николай был безжалостен в этих вопросах. Историки нашли в архивах РГИА и ГАРФ десятки распоряжений, написанных от руки, где фигурировали причины, поражающие своей бытовой обыденностью:

Слуга уволен за звон ключей в коридоре. «Шум чрезмерен, действует на нервы», - приписка царя.

Офицер Лейб-гвардии переведён за то, что «неаккуратно постучал тростью» во время смены караула.

-3
  • Кухарка отстранена от службы, потому что громко сморкалась.

На параде 1912 года Николай приказал отменить традиционные шпоры у офицеров кавалергардов, так как «они дребезжат в тишине, как кандалы».

Александра Фёдоровна в письме к сестре Виктории писала:

«Милый Ники весь день в раздражении. Эти каблуки отбивают моё сердце, как набат. Как он устал от мира...»

Что говорит психология?

Современные исследователи личности Николая II склоняются к мнению, что он страдал от сенсорной перегрузки. Это не официально поставленный диагноз, но по описаниям - типичный случай высокой чувствительности, тревожности и стремления к контролю.

-4

Профессор Игорь Бунин писал:

«В шуме царь чувствовал угрозу. В звуке - хаос. В тишине - порядок. Он не контролировал войну, экономику, народ. Но он мог контролировать дверные петли. И в этом был его способ выживания».

Такая реакция характерна для людей, у которых отсутствует эмоциональная гибкость. Николай не был жестоким. Но он не умел адаптироваться к нестабильности. Его раздражала даже мысль о случайности, потому что он с детства знал: порядок - это жизнь.

Царь, которого злили звуки - но не тревожили судьбы

Николай II - фигура сложная и трагическая. Его странная фобия может показаться смешной или анекдотичной, но за ней скрывается серьёзный симптом.

В то время как империя трещала по швам, а на улицах Петербурга уже звучали лозунги протеста, царь был занят тем, чтобы устранить скрип в библиотеке.

Он не услышал исторический ропот - зато расслышал шум от шпоры офицера.

Этот образ обостряет главный вопрос: как часто власть отрывается от реальности, когда теряет чувствительность к важному - и цепляется за мелочи? Николай хотел тишины и получил грохот революции. Хотел порядка, но не смог управлять хаосом.

История действительно не всегда рушится от выстрела. Иногда она рассыпается... с первого неровного цоканья в коридоре императорского дворца.