В начале XX века Гомель один из немногих в Северо-Западном крае мог
похвастаться ансамблевой застройкой. Приложил к этому руку и немалый
талант городской архитектор Станислав Шабуневский. Многие построенные по
его проектам здания можно увидеть и сегодня.
Наследие Шабуневского делится на два периода – до и
послереволюционный. Новая экскурсия директора Ветковского музея
старообрядчества и белорусских традиций Юрия Котлярова «Станислав
Данилович Шабуневский. Гомель – от эклектики к модерну» знакомит с
наследием архитектора, созданным до революции. Пройдёмся и мы вместе с
экскурсоводом улицами старого Гомеля.
Александровская гимназия
Первую остановку делаем у старого корпуса БелГУТа на улице Кирова,
где когда-то размещалась мужская Александровская гимназия. Именно с её
проектирования и начался путь Станислава Шабуневского в архитектуру.
Приехал Шабуневский в Гомель в 1896 году, чтобы работать младшим
инженером на железной дороге. К тому времени у него было престижное
образование – институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. А это
высшее техническое учебное заведение в Российской империи.
– Оказавшись в нашем городе, Станислав Данилович узнаёт, что в Гомеле
хотят построить мужскую правительственную гимназию. И здесь нужно
сделать отступление, чтобы понять, насколько на тот момент такая
потребность назрела. Город бурно рос, став крупным железнодорожным
узлом. Через него проходили две железные дороги – Либаво-Роменская и
Полесская. Сюда начали съезжаться инженеры, а они в Российской империи
были специалистами высшего уровня и хорошо оплачивались. Специалисты
создавали семьи, и им, естественно, хотелось, чтобы их дети получали
достойное образование, – рассказывает Юрий Котляров.
Гимназии в Гомеле, конечно, были. Но в основном частные. Обучение там
стоило дорого, и его мог позволить себе далеко не каждый гомельчанин.
– Конкурс на лучший проект правительственной гимназии был объявлен в
журнале «Зодчий», который выходил на территории всей Российской империи.
То есть конкуренция была большая, свои работы на суд специальной
комиссии представили множество архитекторов. В итоге были отобраны
четыре, но все они были раскритикованы Виленским учебным округом,
курирующим образование на Гомельщине. А вот проект Станислава
Даниловича, представленный позже, согласование прошёл сразу, –
продолжает экскурсовод.
Было это в 1897 году. Спустя два года – 10 января 1899-го – мужская
Александровская гимназия приняла первых учеников. Она была
электрифицирована и имела центральное паровое отопление, что для Гомеля
конца 19 века было в новинку.
– Сейчас у здания три этажа. Третий достроен в советское время. Тогда
же появились ещё некоторые дополнительные архитектурные элементы. Но в
целом здание не потеряло первоначальный вид. Оно П-образной формы,
имеются два ризалита (крыла). Обратите внимание на центральную часть с
большими арочными окнами во втором этаже. Здесь размещалась православная
гимназическая церковь. Венчал её церковный купол, который не
сохранился, – делает архитектурные «заметки» Юрий Котляров.
Церковь в гимназии – для 19 века дело обычное. Ведь образование в то
время не было полностью отделено от религиозного воспитания. Так что по
воскресеньям гимназисты обязательно посещали службы, а вот ходить в
театры и увеселительные заведения без разрешения преподавателей не
разрешалось. Если такое происходило, то виновника отчисляли.
Впрочем, от «городских соблазнов» гимназисты были в стороне. Причём в
буквальном смысле. Стояла современнейшая по тем временам гимназия,
можно сказать, на окраине города. От неё было рукой подать до Горелого
болота, где квакали лягушки и барахтались свиньи.
– Надо понимать, что Гомель конца 19 века – это город контрастов. Он
бурно рос: строились банки, гостиницы, доходные дома, появилось
электричество, а рядом ютились полуразвалившиеся хатки и грязные
переулки. Но вокруг самой гимназии был обустроен бульвар с каштановой
аллеей. Уроки естествознания в то время проходили на свежем воздухе. Так
что расположение гимназии оказалось удобным. С одной стороны – природа,
с другой – в каких-нибудь двух кварталах центральная Румянцевская улица
и все блага цивилизации, – продолжает рассказ Юрий Котляров.
К 1911 году Гомель расстроился так, что гимназия уже стала его
полноценной частью. Вокруг появилось много новых построек, а цены на
жильё на Могилёвской улице (сейчас – Кирова) доходили до 400-500 рублей в
год.
Первый проект Станислава Шабуневского не оставили без внимания, ему была предложена должность городского архитектора.
Дом врача Александрова
Богатые гомельчане в конце 19 – начале 20 века активно строили особняки. Проекты заказывали у дипломированных архитекторов.
Один из таких примеров – дом врача Александрова, возведённый в 1903
году. Здесь известный в Гомеле врач не только жил, но и вёл лечебную
практику. Построен он по проекту Станислава Шабуневского, так что
следующую остановку делаем на улице Ирининской.
– Станислав Данилович часто брал частные заказы. И дом врача
Александрова – один из примеров. Здание до наших дней дошло в
практически неизменном виде. Ампирная лепнина, украшение фриза создают
пышную праздничную форму фасада. Сверху над входной группой, рядом с
двумя колоннами квадратного сечения, фигурный аттик. Центральная часть
здания симметрична. Этот стиль можно назвать эклектикой, – акцентирует
внимание экскурсовод.
Построить такой дом стоило немалых денег. Но врачи в дореволюционном
Гомеле хорошо зарабатывали. Частная врачебная практика была единственной
возможностью обратиться за медицинской помощью до строительства земской
больницы.
Орловский и Виленский банки
С улицы Ирининской идём на Советскую, которая раньше называлась
Румянцевской. Именно здесь в начале 20-го века открыли свои двери для
жителей региона Орловский и Виленский банки, построенные по проектам
Станислава Шабуневского.
Первым – в 1901 году – на пересечении Румянцевской и Ирининской был построен Орловский банк.
Его здание угловое и несимметричное. Большей своей частью оно выходит
на более престижную центральную улицу. Именно в этой части размещался
зал для работы с клиентами с высокими арочными окнами, где проходили
основные банковские процедуры и размещались кассы. В противоположном
крыле на Ирининской находилась комната управляющего банком и кабинеты
работников.
– Обратите внимание, каким массивным делает первый этаж каменная
рустовка. Вход в здание угловой, с двумя колоннами, над которыми видим
просторное окно. Это всё ещё эклектика, хоть есть и серьёзные элементы
классического стиля. Третий этаж, к слову, здесь тоже был пристроен
позже, – уточняет Юрий Котляров.
Виленский банк примерно того же времени проектирования был построен
на десять лет позже – в 1911-м. Всё это время шли судебные тяжбы с
собственниками земли, которые не хотели её продавать под строительство
банка.
– Зато здание Виленского коммерческого банка изначально имело три
этажа. Было украшено ампирной лепниной, коринфскими колоннами. Здесь
первый этаж также украшен рустовкой, из-за чего выглядит тяжелее. На его
фоне второй и третий будто бы устремляются в небо, – обращает внимание
экскурсовод.
Дом Киприяна Грошикова
Постепенно архитектор Шабуневский от популярной в конце 19 – начале
20 века эклектики перешёл к новой стилистике модерна. Распространялась
она в Западной Европе и в каждой стране имела свои особенности. Этот
стиль одним из первых пытался уйти от классических форм, привносил
растительные элементы и орнамент в архитектуру, апеллировал к восточным
мотивам.
Ярким примером модерна в работе Шабуневского стал в Гомеле доходный
дом Киприяна Грошикова – брата того самого старообрядца, купца и
судовладельца Тимофея Грошикова, в чьём доме в Ветке сейчас находится
музей старообрядчества и белорусских традиций.
Киприян Грошиков был в Гомеле не менее уважаемым человеком, чем брат, занимал должность городского головы.
– Есть мнение, что Станислав Шабуневский – создатель проекта
звонницы старообрядческой Спасово-Преображенской церкви. Причём в не
совсем типичном для него стиле ярославского барокко. Побыв на открытии
церкви, Киприян Грошиков заказывает у Шабуневского проект городского
особняка. Построен он был в 1910-х годах. Стиль модерн прослеживается
здес в полукруглом остеклении над дверью, балкончике с решёткой и
растительном орнаменте, – подытоживает Юрий Котляров.
Разместился дом на углу улиц Миллионной и Боярской (сейчас – Билецкого и Баумана).
Как попасть на экскурсию?Анонсы филиал Ветковского музея будет размещать на сайте и в социальных сетях. Записаться можно по телефону +375 232 50-96-98.