Пожалуй, нет в мире другого скульптора, который вызывал бы такие же ожесточённые споры, как Зураб Церетели. Например, знаменитый монумент Петра I в Москве изначально хотели поставить в Петербурге – и до сих пор есть слухи, что бронзовый император появится в Северной столице. Но легенда уже это не увидит – он скончался 22 апреля. 78.ru перелистывает биографию Зураба Церетели.
Биография Зураба Церетели
Зураб Церетели появился на свет 4 января 1934 года в Тбилиси. Его папа Константин Георгиевич (1903—2002) был известным инженером-строителем и происходил из не дворянской ветви старинного грузинского рода Церетели. Мама Тамара Семёновна Нижарадзе (1910–1991) принадлежала к княжескому роду. У неё был брат — художник Георгий Нижарадзе.
— Огромное значение имеет то, как именно родители воспитывают своих детей. Вспоминается, как мои предки, мои родители в нашем доме вечерами играли на гитаре, вместе пели. Именно через процесс совместного творческого воспитания мне передавались все традиции моей семьи, моих предков. И когда есть семейный тихий круг с рассказами наших прошлых поколений — это настоящее счастье для всей нации, — говорил Церетели.
В доме Нижарадзе, где юный Церетели проводил много времени, постоянно собирались грузинские художники, такие как Давид Какабадзе, Сергей Кобуладзе, Уча Джапаридзе и другие. Они стали его первыми учителями.
— Деда в 1937 году расстреляли, а Зурабом меня назвал он. Поэтому весь род по матери сосредоточил свою заботу и внимание на мне, чтобы я не отстал от жизни. Особенно мудрая была бабушка. И тётя. Они образование в Петербурге получили. Когда я начал рисовать (мой дядя был художник), они полную свободу мне давали — так я все полы разукрасил. Я занимался спортом, играл в футбол. У меня была мечта — велосипед. О, какая это была мечта! Бабушка пообещала: «Успокойся! Учись! Когда у тебя будут одни пятёрки, я велосипед куплю». Я очень старался, но «одни пятёрки» никак не получались. Но когда прошёл год, и я уже немного повзрослел, а голос у меня, как у молодого петушка, стал гуще, я вижу: стоит велосипед, — описывал скульптор.
В 1958 году Церетели окончил факультет живописи в Тбилисской академии художеств. После этого начал карьеру в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии, участвуя в различных исследовательских экспедициях.
С 1963 по 1964 год работал старшим мастером в оформительском цехе Тбилисского художественно-производственного комбината Художественного фонда Грузии. В этом месте он начал свои эксперименты с бронзой, камнем, стеклом, деревом и мозаикой, а также создавал совместные проекты для общественных зданий.
В 1964 году Церетели отправился во Францию, где встретился с знаменитыми художниками Пабло Пикассо и Марком Шагалом.
— Мои грузинские педагоги рассказывали, какими гигантами были Матисс и Пикассо. Я видел их работы, хотя показывать их у нас было запрещено. Попав в мастерскую Пикассо, я понял, что художник может заниматься одновременно и скульптурой, и живописью, и графикой. А у нас так не разрешали! Говорили: «Ты живописец, вот и занимайся живописью. Ты скульптор? Занимайся скульптурой!». Такая была концепция. Я с Шагалом ещё познакомился. Он потом, когда в Москву приезжал, бывал у меня. За три месяца до смерти я был у него в последний раз, — описывал Церетели.
Даже великий Пабло Пикассо оценил талант Церетели.
— Я вижу в нём будущего великого живописца. Он прекрасно чувствует цвет, обобщает форму, — сказал Пикассо.
В период с 1970 по 1972 годы Церетели создал ряд мозаичных и витражных работ в Тбилиси и был удостоен Государственной премии СССР. Он также занимал пост главного художника Министерства иностранных дел СССР с 1970 по 1980 год, ответственного за художественное оформление зданий советских посольств за границей. В 1973 году он спроектировал монументальный комплекс для детского курортного городка в Адлере, что сделало его известным как в СССР, так и за его пределами. В 1979 году Церетели стал членом-корреспондентом Академии художеств СССР.
Тот же год ознаменовался установкой в американском городе Брокпорт его памятника «Наука, образование — миру», высотой около 20 метров, а также монументальной композиции «Счастье детям всего мира».
В 1980 году он занимал пост главного художника XXII Олимпийских игр в Москве и создал монументальную скульптуру «Человек и солнце» высотой около 80 метров в Тбилиси. В 1982 году был установлен монумент «Дружба навеки» в Москве, посвящённый 200-летию Георгиевского трактата и переходу Грузии под протекторат России.
С 1983 по 1985 годы Церетели возглавлял кафедру монументально-декоративного искусства Тбилисской академии художеств. С 1985 года он работал над ансамблем «История Грузии», завершив проект в 2003 году.
В 1989 году в Лондоне был установлен его монумент «Разрушить стену недоверия», а в 1990 году в Нью-Йорке появился памятник «Добро побеждает зло».
В 1995 году Церетели стал главным художником Мемориального комплекса на Поклонной горе, который включает в себя памятник Победы в виде статуи Георгия Победоносца и стелу высотой 142 метра.
С 1995 по 2000 годы Церетели принимал участие в восстановлении храма Христа Спасителя в Москве. В 1997 году он разработал общее дизайнерское решение для новой Манежной площади и интерьеров торгового комплекса «Охотный ряд».
В этом же году Церетели был избран президентом Российской академии художеств, а через два года добился открытия Московского музея современного искусства и занял пост его директора. В 2001 году была открыта Галерея искусств Зураба Церетели.
С 2003 по 2010 годы Церетели установил множество памятников как в Москве, так и в других городах России и за рубежом. Среди них памятник основателю академии художеств Ивану Шувалову в Санкт-Петербурге, княгине Ольге в Пскове, Оноре де Бальзаку в французском городе Агда, казаку Харько в Харькове, генералу Шарлю де Голлю в Москве и монумент памяти жертв теракта в Беслане, а также большой медный заяц в Баден-Бадене и многие другие.
В 2012 году Церетели основал Музей современного искусства в Тбилиси.
В 2017 году в центре Москвы, на Петроверигском переулке, был открыт памятник «Аллея правителей» России, состоящий из 33 бюстов, которые располагаются на территории Музея военной формы одежды РВИО. В числе бюстов — памятники князю Георгию Львову и Александру Керенскому, возглавлявшим Временное правительство. В 2021 году было объявлено о планах переноса «Аллеи правителей» из Москвы в Пензу, однако это решение не было реализовано.
Как монументалист, Церетели оформил ряд значимых учреждений, таких как Ленинский мемориал в Ульяновске, гостиничный комплекс в Измайлово, «Ялта-Интурист» в Ялте, курортный городок в Адлере, парк «Ривьера» в Сочи, Дворец профсоюзов в Тбилиси и Новая сцена Большого театра в Москве.
— Наиболее значимыми для меня являются «Летопись Грузии» и «Аллея правителей России». Я одинаково люблю и Россию, и Грузию. Эти работы имеют для меня равное значение, — отмечал скульптор.
Церетели также занимался оформлением новых станций московского метро, таких как «Парк Победы» и «Трубная».
Эксперты отмечают, что Церетели оставил после себя более 5000 произведений, включая живопись, графику, скульптуру и монументально-декоративное искусство (фрески, мозаики, панно) и многое другое.
Личная жизнь Зураба Церетели
Единственной законной женой Зураба Церетели являлась княжна Инесса Александровна Андроникашвили (1937—1998). Они расписались в 1958 году и прожили вместе 40 лет (в 1998 году супруга Церетели умерла после продолжительной болезни).
— Помню пятый курс. Иду по проспекту Руставели. Навстречу две молодые девочки. Я обратил внимание: одна такая энергичная, эффектная, в белой куртке. Что-то со мной произошло: я остановился, посмотрел ей вслед, чтобы запомнить это движение, её походку… Инесса принадлежала к известному княжескому роду Андрониковых. Её тётя жила в Петербурге. Позже эмигрировала во Францию. Княжеские корни — это особенная кровь. Голос, конечно, не меняется. Но что-то в таком человеке есть. Что — сразу и не заметишь. Мягкость какая-то. У моей супруги это особенно чувствовалось, — так описывал знакомство с женой скульптор.
В 1959 году у них родилась дочь Елена (домашние называют её Ликой). Она пошла по стопам знаменитого отца и стала искусствоведом и художником, академиком Российской академии художеств (РАХ).
— Без людей невозможно жить… Помню: лето, жара. Трёхлетняя Лика играла во дворе. Подымается вечером домой, а с ней… ещё две маленькие девочки. Грязные — ужас. Ждём родителей. Никто не приходит. Ну… я и супруга отвели девочек в ванную, помыли их как следует и спать уложили. Выясняется, что девочки из Воронежа. Отец погиб. Мама пьёт… Девочки называли меня просто Зура, официально я их не удочерял. Не хотел оскорблять родственные чувства: всё-таки их мама жива. Тем не менее они стали жить у нас. Так что я хоть и говорю всё время «дочка», но Люда и Таня, получается, тоже мои дети, — рассказывал скульптор.
Елена родила троих детей — Василия, Викторию и Зураба. Те, в свою очередь, тоже успели подарить знаменитому дедушке правнуков — Александра, Николая, Филиппа и Марию-Изабеллу
После смерти первой жены Церетели сошёлся с Татьяной Кочемасовой — они жили гражданским браком, не регистрируя его официально.
— Предполагается, что именно трое детей будут официальными наследниками скульптора, — пишут «Аргументы и факты».
Смерть и похороны Зураба Церетели
Зураб Церетели скончался на 92-м году жизни. Скульптор умер от остановки сердца дома в мастерской.
— Зураб Константинович ушёл в кругу семьи на 92-м году жизни от продолжительной болезни, — написала искусствовед Ксения Коробейников.
Президента Российской академии художеств Зураба Церетели похоронят в Грузии. В Москве проведут прощание.
— Завтра в 12:00 начало, допоздна будет [прощание] в храме Христа Спасителя, — заявил внук Церетели.
Уже 24 и 25 апреля в Грузии в музее, который создал Церетели, состоится гражданская панихида.
— В субботу в 14:00 [будет похоронен] <…> в пантеоне. Рядом с женой. <…> Прощание будет в четверг и в пятницу там (в Грузии - прим. ТАСС), два дня. В музее, который он сам создал, — сказал Шагулашвили.
Внук Зураба Церетели Василий рассказал, что церемония прощания, предварительно, состоится в храме Христа Спасителя, а затем повторно в Дидубийском пантеоне в Тбилиси.