От автора
После выхода нашего стрима 17 августа 2025 года, страсти вокруг семейного насилия разгорелись нешуточные. Поэтому, я позволю себе ещё раз аккуратно коснутся этой сложной и тяжёлой проблемы с других ракурсов.
Времена поменялись
Когда-то было правило – что бы не случилось, не трогать женщин и детей. Поднять руку на женщину, как и бить ребёнка, считалось позором для настоящего мужчины.
Сегодня же времена поменялись. Женщины занимаются боями без правил, поднимают тяжеленные штанги, служат в армиях всех стран и даже ходят в атаки наряду с мужчинами, показывая примеры и чудеса героизма.
И что интересно, многие женщины, когда им уступают место в транспорте, очень обижаются, а правоохранители стали сообщать об учащающихся случаях избиения мужей своими жёнами-боксёршами, жёнами-рукопашницами, жёнами-штангистсками... И вот почему.
Понятие сильный пол сильно размывается
Мы все дожили до того, что понятие "содержать семью" перекочёвывает в сторону женщины, а неприличное ранее слово "альфонс", это про мужчину, которого содержит женщина, всё более и более прочно входит в наш оборот и закрепляется в нашем сознании. Не парадоксально ли это?
Лично я слышал такое от своих коллег-психологов женщин, которые содержали и содержат своих молоденьких и не очень партнёров. Просто содержат. И всё. Содержат, не требуя ничего взамен.
Как тут не вспомнить бессмертные слова принца Гамлета:
-Есть многое на свете, друг Горацио, что не подвластно нашему уму..
Правда, это похоже на вечно больного врача-педиатра, у которого ещё и сопливые дети выносят заразу из дома и постоянно заражают своих одноклассников и одноклассниц? Врач, как всегда, помогает всем, только не себе.
Кроме альфонсов, и прочих странных ранее невиданных особей, имеются ещё и сорокалетние "мальчики", живущие на шее родителей-пенсионеров и не понимающие как, и главное зачем, нужно ходить на работу, а также заводить и воспитывать собственных детей.
Думаю, что женщины пускают в ход кулаки, когда подобных мужчин мочи терпеть более не имеется.
Однако
Однако, не смотря на то, что стремительно растёт мускулатура и банковские счёта у женщин, понятия о женской слабости и беззащитности не выветрились из нашего сознания окончательно.
Поэтому, мужчина, избивающий женщину, до сих пор кажется монстром, которого нужно остановить и обезвредить. И похоже, что сегодня избиение женщин своими мужьями, партнёрами, а то и просто попутчиками становится нормой.
Флаг в руки всем защитникам женщин, если бы не одно НО...
Психология жертвы
Когда я проводил анализ поведения избитых женщин, то есть Жертв, я пришёл к следующим выводам:
1. Жертву бьют всегда. То есть, независимо от того, который по счёту у Жертвы мужчина, он её обязательно избивает;
2. Жертва не спешит уходить от мужчины её избивающего;
3. Жертва не стремится принимать меры, чтобы мужчину этого наказали, а если и делает робкую попытку, то пресекает её при малейшем препятствии или противодействии этой попытки.
А что мужчины?
Несмотря на то, что женщины, как указывалось выше, становятся всё более и более мужественными, избитых мужчин всё таки меньше, чем избитых женщин, но убитых больше! Википедия и прочие источники - вам в помощь! Место и характер убийства мужчины с годами не меняется - это кухня, сковородкой в висок.
Кто жертва и почему?
Я выдвигаю сложную версию о том, что жертва, как правило, человек переживший все ужасы и последствия Стокгольмского Синдрома.
Напоминаю, что, когда в далёком 1973 году в Стокгольме вооружённые грабители банка захватили заложников и несколько дней их удерживали, освобождавшая заложников полиция с удивлением заметила, что ей противодействуют не только бандиты, но и жертвы. Жертвы успели полюбить бандитов и подружиться с ними. Позже, на суде, все жертвы всячески выгораживали своих захватчиков, требуя их освобождения.
Таким образом, ребёнок, чаще это девочка, переживший насилие и не справившийся с насильником, чтобы не сойти с ума, очень часто выбирает путь любви.
Более того, жертва стремится, согласно теории основоположника Транзактного Анализа, Эрика Берна, снова и снова разыгрывать эту игру, создавая условия для того, чтобы подвернуться насилию, выплакаться, зализать раны и повторять этот порочный круг бесконечно, "покуда смерть не разлучит их". Именно Берн заявляет, что ИГРА, это то, что ребёнок принёс с собой из детства и то, что очень-очень трудно прекратить.
Так вот, чтобы это прекратить, нужна обоюдная воля с двух сторон и нужен психолог, именно психолог и как можно быстрее. Ибо следующий, кто может понадобиться "парочке", будет психиатр, а в дальнейшем это будут судья и гробовщик.
Поэтому, пока ещё не поздно: ВПЕРЁД ТОВАРИЩИ! К ПСИХОЛОГУ!
Что же делать самому психологу?
Всё зависит от запущенности случая.
Психологу тоже не просто, ибо он стоит перед серьёзной дилеммой: либо вмешиваться резко, сообщив о данном правонарушении "куда следует", либо вмешиваться деликатно, последовательно проведя клиента через всю его жизнь, начиная с раннего детства, чтобы клиент сам смог разорвать свой порочный круг и никогда более в него не входить.
Именно так возможно будет выйти на те самые поворотные точки, где и зародился стокгольмский синдром. Например, когда они стали свидетелями, как папа избивал маму. И как она, раз за разом, его прощала.
А, пройдя шаг за шагом этот болезненный путь, осознать в себе силы стать совсем другим человеком.
А дальше что?
А дальше решает клиент.
Готова ли эта, отдельно взятая жертва, выходить из порочного круга игры под названием:
"ИЗБЕЙ МЕНЯ, А ЗАТЕМ, Я ТЕБЕ ВСЁ ПРОЩУ, ЧТОБЫ ТЫ И ДАЛЬШЕ МЕНЯ ИЗБИВАЛ, ПОКУДА СМЕРТЬ НЕ РАЗЛУЧИТ НАС".
Если ДА, то психологу нужно готовиться к сложной работе по изменению сознания жертвы, а если НЕТ, то помощь понадобится уже психологу, вложившему душу в своё дело и потерпевшему сокрушительное поражение.
Здесь, к его услугам старшие товарищи, готовые его принять на сеансах супервизии.
Редко какой психолог отнесётся с холодком и с безразличием к собственному клиенту, уверенно шагающему в ад. А значит, всю боль и тяжесть его неразрешённой проблемы психолог примет на себя.
Поэтому-то так много успешно законченного суицида среди благополучных и процветающих психологов.
Да минёт нас всех чаша сия! Аминь!