О Жизни
«Я свет миру, кто последует за Мной,
тот не будет ходить во тьме,
но будет иметь свет жизни»
Мирское о жизни
Совершенно не собираюсь давать определение жизни. Каждый из нас знает что это такое. У каждого из нас своё понимание и своё отношение к ней. Каждый из нас и есть та самая Жизнь, чтобы он о ней не говорил и не думал. И если Вам кто-то скажет, что он знает жизнь лучше чем Вы, улыбнитесь и согласитесь: ему видней. Небольшой мазок на холст картины маслом : о жизни в ней.
Предварительно опишем небольшой контекст, в котором мы будем рассматривать свою жизнь. Для того чтобы было понятно место «наблюдателя» за жизнью. Он будет находится и в нас, и вне нас. Он будет смотреть на себя изнутри и снаружи. Рассмотрим жизнь в двух условных измерениях: горизонтальном и вертикальном. Они не столько геометрические измерения, сколько материально-духовные сферы нашего существования. Они взаимосвязаны между собой. Отличаются лишь только направлением нашего движения или устремления. Мы сами, в своей жизни, существуем и живём в точке пересечения этих двух сфер. Существуем по горизонтали (туда-сюда), живём по вертикали (вверх-вниз). По своей сути мы духовные существа. По форме существования – материальные. Такое небесно-земное духовно-материальное образование. В составе: Тело-Душа-Дух. И вот этим своим составом живём в этой точке пересечения этих двух пространств. В нас есть Человеческое и Божественное. В зависимости от того где находится наше внимание – там мы, в большей степени, находимся и живём. Оттуда и думаем. Оттуда и ведём себя по жизни.
Если внимание в теле, то все наши интересы и цели располагаются по горизонтали, обусловлены желаниями тела. В видимой нами сфере действительности. Если внимание в Духе, то все наши интересы и цели по вертикали, обусловлены волей Духа. В невидимой нами духовной сфере. И там, и там мы живём. По горизонтали – мирской жизнью, по вертикали – духовной. Если наше внимание на Душе, то мы душевные люди. Живём между небом и землей, в смятениях и надеждах, в колебаниях и волнениях, в переживаниях и страданиях, в радостях и печалях. Живём своей обыкновенной человеческой жизнью.
Если наше внимание, по каким-то причинам, перемещается вниз к телу, то мы становимся более материальными. Для нас важнее оказываются всё мирское. Объекты, предметы, цели, люди. Мы в них погружаемся, сливаемся, к ним привязываемся. Если внимание обращено вверх к Духу, мы наполняемся возвышенным и духовным. Для нас важнее оказывается наше внутреннее состояние и связь с Господом.
Главной сутью нашей жизни есть Бог. Вне зависимости от того где находится наше внимание и что мы обо всем на свете думаем. Оборотились ли мы к нему или отвернулись. Он выше всех наших направлений и устремлений, вверх ли, вниз ли. Он везде. Он – источник нашей жизни. Знаем это мы или не знаем, понимаем или нет. Он – Жизнь, Свет, Истина, Путь и Любовь. Это наше Абсолютное знание.
Вот такой изначальный расклад и контекст нашего размышления о жизни.
Жизнь. Наша жизнь формируется нами всего тремя нашими отношениями. Точнее, три отношения определяют наше поведение в жизни и наше в ней существование или нашу человеческую жизнь.
Отношение: 1. К себе. 2.К людям. 3. К Богу.
В просторечии можно сформулировать такие фразы:
1. Я сын Отца. 2 Брат, ты же мне брат. 3. Он мой Отец.
И всё сразу становится на своим места. Потому что мы начинаем осознавать, что у нас есть Отец, которого мы любим. Дорожим Его вниманием. Мы начинаем понимать, что все люди - это тоже наши братья, поэтому и стараемся поступать по-человечески: с любовью и уважением. От такого осознания все наши мысли и поступки становятся правильными. А если мы ещё и сильные духом, то нам всё равно как думают и поступают другие. Мы твёрдо придерживаемся своего взгляда. Да, на это нужно иметь мужество. Не всякий на это способен: не пойти на поводу у своего окружения, делать так как никто вокруг не делает. Это очень сложно. Не всякий на это способен. Перестать раздражаться, материться, перестать жрать что не попадя, перестать …. Просто быть человеком. Это очень сложно если мы живём сами по себе, своим умом. А если мы, хоть на минуту вспоминаем эти три фразы, то всё сразу понятно и легко. Мы чувствуем себя избранными по жизни. И если нам верят и надеются на нас, то как мы можем подвести?
Это всего эти три фразы. В процессе повествования мы будем к ним периодически возвращаться, и Вы увидите, что это не простая игра слов, а глубокая и полная высокого смысла фраза. Намекну. Это три смысла отражены также и в Инструкции. Это чисто человеческие понятия, для того чтобы нам жить по-человечески, каждому из нас: иметь своё и не мешать другому.
Как говаривал Павел: нам нужно иметь ум Христов. Это значит поступать как Христос и тогда нам будет хорошо. Всем будет хорошо и нам тоже. А что такое ум Христов? Это и есть эти три отношения – к себе, к людям и к Богу. Всё очень просто. Если мы сознательно помним их, то никакое принуждение самого себя к добрым делам не нужно. Потому что у нас, при таком отношение к миру, устанавливается Ум Христов, и мы начинаем думать им и вести себя по жизни.
По сути своей жизнь - Абсолютна. В том смысле, что она по природе своей, не имеет никаких человеческих качеств и свойств. Это мы своим сознанием и своим отношением формируем её для себя, делаем либо плохой, либо хорошей. Как кому нравится. Мы своим отношением к ней придаём свои конкретные значения. От которых и пляшем, в ту или иную сторону. Не только пляшем, но и формируем, и складываем, и обустраиваем согласно нашему о ней представлению. А она-то Абсолютна. Ей до нас как «до лампочки». Она нас вообще не замечает. Мы сами активируем те или иные её ответы своим воздействием на неё. Это мы давно уже поняли, но пока ещё не осознали. Иными словами, не следуем тем правилам, которые знаем и понимаем.
Нужно понимать, что слово жизнь, которое я здесь применяю, не абстрактное понятие, а совершенно конкретное и реальное. Наше отношение проявляется в жизни через наши обстоятельства жизни, через людей. Взаимодействия с людьми и образует ту атмосферу жизни, в которой мы существуем и живём. Перед нами оказываются не простые «случайные люди», а люди, которые отражают нам наше же отношение. Каждый человек для нас можно рассматривать как носитель нашего отношения, как «проявитель».
Вы думаете, что жена на вас орёт потому что она плохая? Таки и нет. Она орёт потому что вы слабый. Внутри слабый. На сильного кто посмеет голос поднять? Жена всего лишь проявитель вашего к себе отношения. Своего внутреннего отношения к самому себе. Аналогичная история и с начальником. Он начинает уважать нас, когда мы внутри себя уважаем себя. Источник нашего воздействия, всегда находится внутри нас. Он активатор того, что приходит из вне. Он работает непрерывно и постоянно. Никакой кармы не надо ждать, она прилетает сразу и по месту. То, что мы порой называем «кармой» - это уже накопившийся за долгое время «хлам». Он становится настолько очевиден, что его сложно не заметить. А вот на мелкие свои мелочи, мы не обращаем внимания, считаем что это пустяки. А это не пустяки, это так незаметно вырабатывается наш навык «думать о плохом». Он отрабатывается на незаметных «мелочах». Навык-то зависит не от величины «объекта», а от Отношения к нему. Копится, копится, а потом тыдыщь! Карма! А это никакая ни Карма. Это отработанный на мелочах навык – воспроизводить «плохое»
Духовное о жизни
Человек: тело – Душа – Дух. Человек существо духовое. Конструкция его сложна и неописуема. Мы в детали погружаться не будем, остановимся на главном. Дух разлит по всей Вселенной. В том числе он есть и у нас. Внутри ли, снаружи – это не принципиально, важно, что он есть. Это нам Дар Божий, наш Талант. Он не такой большой как Вселенский Дух, но есть. Условно можно сказать это наш дух, человеческий. Он часть Большого Общего Вселенского Духа. И этой частичкой, которая у нас есть, мы пользуемся по мере своего разумения. Он дан нам как Дар, как Талант. Мы можем его сохранить, закопав в землю, а можем приумножить – развить его в большей степени, чем нам его дали. И вернуть Тому, Кто нам его подарил, когда придёт время. Некоторые люди этот наш дух человеческий называет Душой. Некоторые люди называют Атманом… как только его не называют. Дело опять же не в самих названиях. А в отношении. У нас есть «маленькая» частичка чего-то «большого». Она такая же по составу и качеству, но маленькая, специально для нас.
Большой Дух – это Дух Божий. Маленький – это Дух человека. Бог это и есть Дух. Он источник жизни. Если у нас есть хоть маленькая частичка Духа, тогда мы живы. Дух, Жизнь – это то что исходит от Бога. Бог даровал человеку жизнь с тем, чтобы он стал тем, что он есть. Этот Дар остаётся принадлежностью человека. На всю его жизнь, включая рождение и смерть. Бог даровал нам жизнь, которая принадлежит ему. И эта жизнь не возвращается к нему, не поглощается им, она дана нам на всю оставшуюся нашу жизнь. Жизнь, как дар человеку, не отнимается у него. «Дары Божьи неотъемлемы» Рим 11:29
«Хорошесть» или «плохость» нашей жизни определяется степенью нашего приближение к Богу. Насколько мы близки или далеки от Него. Это значит насколько Он нам дорог. Если мы не знаем Его, не думаем о Нём, то это далеко. Если мы думаем о Нём, стараемся жить так, чтобы не огорчить Его своими повелением, то это значит, что мы живём в правильном направлении. Дело скорее всего не в расстоянии, а в направлении нашего внимания. Если внимание от Него к себе, то мы далеки от Бога. Если внимание к Богу, то это правильное направление. А близко или далеко это уже не имеет значения. Главное, что мы повернули в нужную нам сторону.
Наши мысли обычно рассеяны и хаотичны. Они потому такие, что наше внимание рассеяно, оно не сосредоточено на чем-то одном, оно постоянно блуждает. Мечется по внешнему контуру, следуя за внешними событиями и явлениями. Когда наше внимание обращается внутрь, а здесь вообще темнота, то ему обязательно необходим образ на которой бы оно, внимание, обратило своё внимание. Если внутри нас нет такого образа, то наше внимание опять начинает гулять, наше сознание становится рассеянным, и все наше восприятия жизни становится рассеянным и случайным. Если нет внутри центрального Образа. Для нас важна наша жизнь. Бог даёт нам Жизнь. Он источник Жизни. Если для нас Его нет, то жизнь нам для нас кажется случайной. Если внутри нас Его Образ. Он как Центр нашей жизни, то и внешняя жизнь образуется. Не сказать, что она становится легче и краше, но она становится правильней и осмысленней. Нет потерянности, появляется уверенность. Даже в том, что ты делаешь неправильно есть уверенность в том, что оно так и должно быть. Есть вера в себя. А это самое главное для человека. Если есть вера в себя, значит это сознание распространяется и во вне. Значит, мы начинаем верить другим. Такой закон: источник веры у нас внутри. Во вне это всего лишь наше отражение того что внутри.
Бытует такое мнение. Мы станем духовными, когда очистимся от греха. Материю, в которую мы погружены всем своим естеством принято считать источником греха. Точнее не саму материю, а наше к ней отношение. Если мы так погрузились в неё, что позабыли о своей духовности, то это и есть грех. Потому что при таком погружении наша душа попадает в сети страстей и гибнет. Для спасения своей души нужно наше обращение к Господу. Внимание к Господу. И тогда, постепенно, мы начнём «спасаться», очищаться от своей греховности. Известный пример лозы и ветвей даёт нам намёк и ответ на вопрос - как скоро мы станем духовными, если обратимся к Господу.
Образ лозы и ветвей. Дикая веточка прививается к полным силам ветвям культурного дерева. Прививка производится внешним действием. Это можно рассматривать как аналогию нашего крещения. Ветви перестаёт быть дикими, не в момент прививки, а должен пройти целый процесс постепенного перерождения. Сок дерева, должен пробиться через всю систему до мельчайших сосудов каждого листочка на каждой веточке. Этот сок должен принести жизнь привитой веточке и вытеснить прежний сок. Не сразу, а постепенно должен быть, вытеснен прежний сок «греха» и заструиться в привитой веточке живой сок живого дерева. Наше внимание к Господу постепенно будет наполнять жизненными силами нашу ветку. Она из дикой и засохшей станет частью здоровой лозы. Вот такая аналогия о сроке оживления нашей жизни.