Найти в Дзене

Социальная кулинария. Комедия отношений. Акт 2

«ЗАМУТ» Сей скромный очерк или же назовём его как всегда красиво – эссе - является продолжением ранее написанного «Скажи мне, кто твой Брут», в котором я поделился своим опытом конструктивного общения и если быть более точными, то вполне конкретным инструментарием построения отношений и коммуникации. В начале предыдущего опуса я привёл цитату Уильяма нашего Шекспира из величественной драмы «Гай Юлиус Цезарь». Поскольку я пишу в продолжение начатой темы о принципах делового общения (то есть по делу, это не обязательно может касаться бизнеса) то продолжу традицию цитирования классика английской литературы. В интригующей комедии «As You Like It/Как вам это понравится», написанной Шекспиром аж в 1599 году, главный герой Жак произносит: "All the world's a stage, and all the men and women merely players." А именно: «Весь мир – это сцена, а все мужчины и женщины просто игроки», что в переводе Лозинского дошло до нас в варианте «Весь мир театр, а люди в нём актёры». Очевидно, что, сравнивая ж
Тачстоун, Одри и Шут в пьесе Уильяма Шекспира Как вам это понравится, акт V, сцена 1. Художник — Томас Генри Николсон; гравёр — Чарльз Уильям Ширес. Библиотека Шекспира Фолджера.
Тачстоун, Одри и Шут в пьесе Уильяма Шекспира Как вам это понравится, акт V, сцена 1. Художник — Томас Генри Николсон; гравёр — Чарльз Уильям Ширес. Библиотека Шекспира Фолджера.

«ЗАМУТ»

Сей скромный очерк или же назовём его как всегда красиво – эссе - является продолжением ранее написанного «Скажи мне, кто твой Брут», в котором я поделился своим опытом конструктивного общения и если быть более точными, то вполне конкретным инструментарием построения отношений и коммуникации. В начале предыдущего опуса я привёл цитату Уильяма нашего Шекспира из величественной драмы «Гай Юлиус Цезарь». Поскольку я пишу в продолжение начатой темы о принципах делового общения (то есть по делу, это не обязательно может касаться бизнеса) то продолжу традицию цитирования классика английской литературы.

В интригующей комедии «As You Like It/Как вам это понравится», написанной Шекспиром аж в 1599 году, главный герой Жак произносит: "All the world's a stage, and all the men and women merely players." А именно: «Весь мир – это сцена, а все мужчины и женщины просто игроки», что в переводе Лозинского дошло до нас в варианте «Весь мир театр, а люди в нём актёры». Очевидно, что, сравнивая жизнь с театром, Шекспир подчёркивает, что каждый человек играет свою уникальную роль в непредсказуемом спектакле жизни.

Приведу еще несколько незатейливых цитат, специально подобранных для очерка, которые иллюстрируют важность знакомств и общения. Устами Павла Ивановича в бессмертной поэме Николая Васильевича сказано:

«Ведь нельзя же так всю жизнь ходить, не знакомясь с людьми». Павел Иванович, как и многие из нас, любил знакомиться с важными персонами и особливо с деловыми целями.

«Как же, наконец, тяжко жить без общения, без разговоров!» Именно в приятнейших беседах Чичиков завоёвывал расположение собеседников, и опять же с корыстными и далеко идущими намерениями.

«Сердце мое всегда открыто для друзей!» Сомневаюсь, что Павел Иванович был открыт для друзей, так как у него их не было, а вот для нужных ему собеседников сердце показательно всегда нараспашку.

Общение можно считать обыденной частью нашей жизни, но также и особенной, утончённой, близкой к искусству. Однако же искусство принимает тот, кто в этом понимает, но что делать, когда какой-то статусный товарищ, одетый с иголочки от Hugo Boss или другого бренда (я в них ваще «не копенгаген»), начинает через пять минут после первого вялого рукопожатия начинает общаться с тобой на «ты». Очень похоже на манеру общения одного из персонажей (изменяет мне моя грешная память) повести Стругацких «Понедельник начинается субботу»: «Ты, мне это бросьте…», «Ты мне это не говорите!».

В создавшемся казусе я тоже сразу перехожу на «ты», но ощущаю неловкость. На брудершафт мы не принимали, детей не крестили, а пуд соли нам не светит. Я бы хотел немного отстраниться и сохранить дистанцию, но навязчивое «ты» и панибратство с первого взгляда не даёт мне шанса вести себя по-другому. Товарищ-господин! Есть такое понятие ЭТИКЕТ, едрёна Матрёна.

Но вопрос я поставлю глобальнее. Как выбрать универсальную модель общения с индивидуумами из разных социальных групп?

В поисках ответа на поднятую тему, я решил взглянуть на общение с другого ракурса, а именно с социокультурного, для того, чтобы определить именно ту стратегию или модель взаимодействия, которая позволит сохранить или использовать по полной эмоциональный ресурс и драгоценный ресурс времени. Главное понять, кому и как я могу быть полезен, и кто может быть полезен мне в достижении моих намерений. Другими словами, я задумался над тем, чтобы смастерить некий инструмент для пользования в разных ситуациях

Я условно назвал эту методику - «социальный пирог», который можно поедать с взаимным удовольствием. Мои модели должно рассматривать как деловое общение или бизнес-общение с целью получения дохода или выгод материальных и нематериальных.

Я не буду скрывать, что подошёл к теме также цинично, как и в предыдущем эссе, но мой опыт выстрадан, так как я общался с каждой из категорий. Ох и ошибок я понаделал, и дров наломал. Куда ни глянь, кругом одни деревяшки, «мой добрый читатель». Давайте уже выпьем с вами на брудершафт и перейдём на «ты».

Приступим, между тем, со всей решительностью.

РЕЦЕПТУРА

Я разделил своё ближайшее и близкое окружение на девять категорий и четыре социальных слоя. Субъективно, на основании опыта общения с реальными персонажами. Что поделаешь – все обильно полито острым соусом высокомерия и не всегда позитивного отношения к «брендам», но уроки выучены и грабли коллекционировать приходится в течение всей жизни. Нужно стараться, чтобы удар граблей каждый раз становился безопаснее.

Для классификации социального пирога я выбрал два простых критерия: материальный и культурный.

Материальный критерий я назвал «богатство», можно понимать, как доход, а еще проще деньги. Критерий «богатство» не имеет жёстких рамок «от сих до сих» (я же не про маркетинг пишу). Это скорее уровень достатка и благополучия, в котором тот или иной человек чувствует себя комфортно. Все зависит от контекстов: местность, экономика, прожиточный минимум. Достаток определяет манеру поведения. Деньги и их количество дают нам ощущение свободы. Как говорил Павел Иванович Чичиков: "Но такова природа человека: деньги – это не просто что-то, а всё, а без денег нельзя ни есть, ни пить, ни носить нарядного".

Под уровнем культуры я разумею: (1) воспитание и этические нормы; (2) образование и опыт; (3) стремление к обучению.

Культурный человек – владеет коммуникативной, образовательной, познавательной культурой, уважает традиции, человек открытый миру. Критерий «культура» - это ещё и воспитание, система ценностей и мораль. Как я уже упоминал при описании материального критерия, мы определяем конкретного человека без сравнения с другим и в контексте его ситуации. Например, один мой знакомый богат и образований у него каких только нет и развивается постоянно, но откаты он берёт и аргументирует это «особенностями национальной охоты» и «Платон мне друг, но бизнес есть бизнес». Я ставлю ему средний уровень культуры и не смотря на всё его благообразие и улыбки - он «пижон».

Происхождение, география также не имеют значения. Мои бабушка была малограмотная крестьянка, проживающая в уездном городе в частном доме с огородом и живностью. Она была бабушкой высокой культуры, так как знала ВСЕ, что касается своего хозяйства, никогда не грубила, была требовательной и работящей. Я бы в данной классификации определил, как «центровую». А деда бы отнёс к профессуре, так как он был кузнец, шофёр, комбайнёр, механик, конюх, печник и еще рисовал. В списке его профессий, им же составленным, значилось более 20. Я не слышал от него ни одного матерного слова, он ни разу не ударил меня вожжами, ни разу не срывал плохого настроения. Был выдумщиком и балагуром. Пьяным я его никогда не видел. Всегда ходил аккуратно подстриженным и опрятным.

«Пижоны», «центровые», «художники», «бродяги» - более подробное толкование приводится ниже.

ИНГРЕДИЕНТЫ

Вспомни, мой милый читатель, уроки математики и оси координат. Это поможет тебе образно представить расположение составляющих компонентов социального пирога, которые представлены в виде таблицы.

По оси Х или по горизонтали в верхней левой части воображаемой таблицы располагается критерий «богатство», слева направо параметры: бедные, средний доход, богатые. По оси Y, т.е. по вертикали отмечаем критерий «уровень культуры», а вниз по оси параметры: высокий уровень, средний, низкий.

В итоге вышла таблица из 9 ячеек - 3 на 3.

Далее начинаю характеристику «ингредиентов» и привожу примеры с помощью ярких героев любимого многими фильма (не повести!!!) «Собачье сердце»

Начнём с «бедных».

«Художники» - бедные с высоким уровнем культуры. В моем толковании это таланты, которые не могут себя продать или их не могут купить. Это могут быть и деятели культуры, учёные, техническая интеллигенция. Их интересует идея, но продаются они за копейки, чтобы выжить. Могут выполнять любую работу, даже ниже уровня их квалификации, но «кропят» над своими проектами дома в надежде, что когда-нибудь в будущем человечество оценит их вклад, что и бывает, но уже после их ухода. В качестве примера привожу машинистку Васнецову, за которой буквально ходил по пятам доктор Борменталь, а в дом привёл кошатник Шариков.

«Бродяги» - бедные со средним уровнем культуры. Они начитаны, образованы в некоторых областях, но поверхностны; скорее дилетанты, но в отличии от «художников» больше болтают, и не «грызут камень своей научной идеи». Им нравится побалагурить, блеснуть эрудицией, поговорить про «умное». В качестве примера - Дарья Петровну Иванова, кухарка в доме профессора Преображенского. Она что-то знает, читает газеты, всё-таки живет в научном окружении, что позволяет ей слушать научные дискуссии, ходит на улицу за свежей информацией. Её фраза с газетой в руке - «4 мая 1925 года земля налетит на небесную ось» - зацепила меня, так же как во времена смуты в умах в 90-е. Тогда было много антинаучной ереси, которую сложно было фильтровать и не скрою, иногда я и сам верил в сомнительные по простоте душевной неинформированности.

«Люмпены» - это бедные с низким уровнем культуры. Люмпен всегда злой, все кругом виноваты в его люмпенизации, все ему должны, а он считает себя самым умным. Как правило, бухает, и нет ни тени, ни желания к развитию. Агрессивен по отношению ко всем. В виде примера привожу Шарикова, до его «карьерного роста» до начальника подотдела очистки. Чтобы поднять уровень культуры Шарикова, профессор Преображенский говорит своему воспитаннику: «Зарубите себе на носу, что вы должны молчать и слушать что вам говорят!», но профессор для бывшего пса не авторитет.

Продолжим со столбиком «средний доход» и идём от высокого уровня культуры к низкому.

Средний уровень дохода, я бы назвал «достаточный». Человек в общем ни в чем не нуждается, но не покупает предметы роскоши или что-то излишнее для его культурных потребностей.

«Профессура» - средний уровень дохода и высокий уровень культуры. Востребованные учёные, дизайнеры, айтишники, топ-менеджеры. Иван Арнольдович Борменталь - доктор, ассистент профессора Преображенского – идеальный пример.

«Центровые» - средний уровень «богатства» и средний уровень культуры. Это крепкие ребята, звезд с неба не хватают, но знают своё место под солнцем. Про таких опять словами Павла Ивановича. «Я не богат, но и не скупец: я умею тратить деньги с расстановкою». С большой условностью можно отнести горничную, Зинаиду Прокофьевну Бунину, горничную в доме профессора Преображенского, которая помогала при операциях, т.е., видимо, была операционной сестрой, что предполагает наличие знаний и навыков в области медицины.

«Быдло» - низкий уровень культуры и средний уровень дохода, достатка благополучия. Я их назвал так, потому что ведут они себя нагло, требуют больше чем нужно. Имеют средства от какой-то мутной деятельности, не бедствуют. Приворовывают, всегда хотят «прокатиться на халяву. Типичный представитель быдла - Шариков, когда поднялся по карьерной лестнице до начальника подотдела очистки.

Столбец «Богатые»

Высокий уровень дохода предполагает, что его представитель имеет свободные средства, чтобы покупать предметы роскоши, инвестировать в развитие бизнеса. Другими словами, деньги ему приносят деньги и богатство его преумножается.

«Элита». Высокий уровень культуры и высокий уровень дохода. Меценаты, инвесторы с пользой вкладывающие деньги, приносящие общественное благо, люди социально-ответственные. Люди элиты развивают науку, вкладывает в развитие своего дела. Они общественно-активны в том, как они это понимают. Как вы уже догадались, в парадигме наших киногероев – это профессор Филипп Филиппович Преображенский.

«Пижоны». Богатые со средним уровнем культуры. Почему пижоны? Они частенько «косят» под «элиту», но не дотягивают по-своему «политёсу». И как бы они не старались, не всегда получается. Как говорится, фейсом не вышли. В эту категорию я помещаю Петра Александровича, члена ЦК, пациента Филиппа Филипповича.

«Бандиты». Богатые с низким уровнем культуры. Это «братки», у которых всё схвачено. Чувствуют себя хозяевами жизни, не любят «пижонов», за то, что как им кажется, они много «выделываются» и не сильно от них, «бандитов» отличаются. «Элиту» они презирают, так как завидуют. К бандитам я отношу Швондера, который получил власть и ресурсы, собрал вокруг себя котлу люмпенов и терроризирует профессора Преображенского.

Ниже привожу обобщаю таблицу. Ярлыки, они же погонялы, я назову «бренды», так как на мой взгляд это вносит долю юмора в мой злобный сарказм.

Таблица 1. Наименования (ярлыки, бренды, погонялы)

-2

СБОРКА

Раз ингредиенты готовы, можно собирать социальный пирог, который я буду укладывать слоями.

Самый верхний, первый слой, я назвал «высший свет» и поместил туда «элиту». Под ним вторым слоем, разместил «бизнес-класс» и расположил там «профессуру», «центровых» и «пижонов». В третьем слое, назову его «романтики» - размещаю «художников» и «бродяг». И четвёртый, нижний слой – «хабалисты»[1], от слова хабалка. Это «люмпены», «быдло», «бандиты».

В таблице указаны слои и бренды.

-3

Перейдём, однако от романа Александр Иванович Герцена «Кто виноват?» о счастливой и несчастной любви к роману Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?» о свободе и равенство всех людей и принципах построения нового общества.

Зачем всё это нужно? Какая польза? Отвечаю, мой пытливый читатель. Также, как и в предыдущем эссе, я придерживаюсь мнения о том, что не стоит тратить время на непродуктивное общение, а взаимодействовать по делу.

Предлагаю следующую последовательность действий.

Шаг 1. Нужно определить, ГДЕ вы сами в данный отрезок вашего жизненного пути и где были, чтобы понять свой прогресс или регресс.

Начну с себя, а с кого еще? Многие выдающиеся учёные проводили опыты на своей натуре, и я принесу себя в жертву и отдам на растерзание тебе, мой неистерзанный читатель. В текущем временном континууме я отношу себя к «художникам»: не богат, но с высоким уровнем культуры, как и многие творческие личности, которые меня окружают. Хотя бывал я в «профессуре», но не удержался из-за желания жить здесь и сейчас и как я хочу.

Шаг 2. ГДЕ вы хотите быть и что для этого нужно делать?

Я хочу обратно в «профессуру», так как это наиболее комфортная для меня компания и я иду к этому. В «элиту» я не хочу, так как там более высокий уровень ответственности и стресса.

Что делать? Совет универсальный и себе и всем: постоянное самообучение и саморазвитие. Это нужно вывести на уровень привычки. Второй - постоянное повышение уровня своего дохода.

Шаг 3. Понять КТО ваше деловое окружение: близкое или далёкое, коллеги по работе и по увлечениям, соседи или те, с которыми вам необходимо взаимодействовать. Распределить их по брендам.

Шаг 4. Определить категории. Напомню о них, но для полной картины лучше прочесть предыдущее эссе «Скажи мне, кто твой Брут».

- Первая категория – незнакомцы. Любой, кто мимо вас проходит, сидит в транспорте и т.д.

- Вторая категория – знакомые. Представились, пожали руки, но отношения не продолжаются.

- Третья категория. Приятели - есть симпатия, нет общего интереса и общих дел.

- Четвёртая категория. Товарищи - есть общий интерес, но нет общих дел.

- Пятая категория. Партнеры - есть общие цели и совместная деятельность.

- Шестая категория. Клиенты - заказывают работу, платят за ваш труд.

- Седьмая категория. Друг - особенный человек, которому можно довериться в любой ситуации.

Шаг 5. Определить свою модель поведения и определить категории

Первый слой - высший свет «Элита».

Как себя вести? Сугубо деловое общение, взаимодействовать на уровне «клиента» с возможным переходом в «партнёры». Никакого панибратства и панисестринчества, заискивания и зависти. Держать дистанцию. Близко они вас скорее всего не подпустят, но с уважением будут относиться к вашему высокому уровню культуры. Ждите знак на сближение, но двигайтесь осторожно. Сами становитесь «элитой», если есть возможности, но быть в помощниках это тоже достойно.

Второй слой. Бизнес-класс. «Профессура», «Центровые», «Пижоны»

«Профессура». Поддерживаем деловое общение, помещаем в категорию «партнёр» или «клиент». Если отношения идут на сближение, переходим в личное общение и переносим в категорию «товарищ», далее, возможно, «друг». Но, если завели друга, забудьте о визави как клиенте или же двигайтесь осторожно, чтобы сохранить дружеские отношения.

«Центровые». С ними можно непринуждённо общаться, наблюдать за ростом. Для меня это из категории «товарищи» и «знакомые». Они скорее всего будут сокращать дистанцию и «приглашать» в личное общение. Выбор за вами, но я лично стараюсь держать дистанцию и, если есть возможность, перевожу их в клиенты на средние проекты. А если завяжутся дружеские отношения – дружу. «Центровые» по моему наблюдению отличаются деловитостью, смекалкой и умением видеть выгоду. У них есть чему поучиться!

«Пижоны». С ними нужно быть осторожными. Если ты им интересен, то будут к вам проявлять интерес и относиться с уважением. Будут тащить в личное общение. Держать дистанцию. Но если ты раскроешься, покажешь слабость, моментом либо подомнут под себя. Тактика - деловое общение. Категория – «клиент». У пижонов можно и нужно учиться деловитости и умению делать большие деньги.

Третий слой. Романтики. «Художники», «Бродяги»

«Художники». Если есть возможность, помогайте им материально или в поисках работы. Их нужно опекать и поддерживать морально. По моим наблюдениям, «художники» просто не способны обеспечить себя. Их талантам нужны спонсоры или хорошие работодатели. Категория отношений - товарищ, друг. При этом художники как правило с охотой помогают людям в беде. «Мы сами не знаем, какие мы, пока не попадаем в трудные обстоятельства» - как-то сказал Николай Васильевич.

«Бродяги». Нужно постараться их понять. Поддерживать морально, обучать, если они готовы принять помощь. «Бродяги» находятся в категории «товарищ», ближе к «другу», но дистанцию старайтесь выдерживать.

В романе Жан Поль Сартра «Тошнота» есть сюжетная линия, в которой главный герой Антуан Рокантен, писатель-историк взаимодействует с Ожье П., канцелярским служащим, которому он даёт прозвище Самоучка. Ожье П проводит в библиотеке все своё свободное время и штудирует все имеющиеся здесь книги в алфавитном порядке. Это, конечно, странный способ самообучения, но это лучше, чем ничего не делать. Самоучка хочет получить признание и поддержку от более просвещенного старшего, как он считает, товарища. Антуан не питает к Ожье П. симпатии и поэтому вместо ожидаемой от него эмпатии обрушивает на него свою скрытую неприязнь и снобизм.

Четвёртый слой - хабалисты: «Люмпены», «Быдло», «Бандиты»

«Бандиты». Лучше не связываться. Кинут, обманут. Не верить, почти всегда врут. Легко Категория «знакомый», но не «товарищ». Иногда «бандиты» становятся клиентами. Работать строго по договорённостям и предоплате. Но лучше не иметь с ними дел.

«Быдло» и «Люмпены». Не общаться, опасаться, убегать, ждать подлянки. Если это, не дай Бог, соседи. Короткое общение. Стараться договариваться. Не тегория – «прохожие».

Вот, в сущности и всё. Finita la comedia

УПОТРЕБЛЕНИЕ

Перечитывая очерк, добавлю, что ярлыки, которыми я наградил главных героев и примеры из фильма «Собачье сердце», конечно же создают иллюзию, что мы с вами, конечно же не Шариковы и не Швондеры. Мы о себе высочайшего мнения. Белые как снег, пушистые как пух, нежные как снежное покрывало.

Впрочем, уверяю, что в каждом из нас может поселиться любой самый неприятный и достойный осуждения персонаж в зависимости от обстоятельств. Если поскрести, то мы увидим в себе и плутов, и плутократов. Власть меняет каждого, особенно, когда она вот так даром, на блюдечке хоть с голубой, хоть с красной каёмочкой, даётся. Один мой весьма мудрый товарищ казал про фильм «Собачье сердце»: «Как же можно так ненавидеть людей, чтобы это снять?» Могу отчасти согласиться, но это про кино, а в жизни мы сталкиваемся с не киношной реальностью и ярлыки, помогают не столько осуждать, а сколько определять модель поведения.

В заключении, вернёмся к комедии Шекспира «Как вам это понравится и приведём цитату целиком.

Весь мир - театр.

В нём женщины, мужчины - все актёры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Все мои классификации, несомненно, пристрастны. Все выводы, комментарии и рекомендации, которые я придумал для своей роли и также распределил их меж своего окружения, также субъективны. Ведь точно также кто-то придумывает мне роли по своей классификации, и я тоже являюсь частью чьей-то пьесы.

В какой-то момент жизни я осознал, что как бы мы ни старались манипулировать, подстраивать под себя других это бесполезно. Не нужно тратить на это время. Чужая душа – потёмки и в них можно заблудиться. Мы взаимодействуем не с людьми, а с теми образами, которые мы построили. Нужно научиться увидеть свою выгоду в другом, и понять, чем я могу быть выгоден своему vis-a-vis. Если нет чего-то одного, не теряйте время, двигайтесь дальше, занимайтесь собой и своими целями. Прочитав этот очерк не спешите, особенно публично, развешивать ярлыки. Как пишут на коробках с хрупким товаром handle with care. Этот пирог для личного удовольствия.

[1] Комментарий: Хабалка - вздорная, грубая, крикливая, нахальная женщина вульгарного поведения.