В каждой профессии есть, как говорится, «свои приколы». Особенно много поверий, суеверий, легенд и тому подобного в сферах, где работа связана с риском. Либо, где результат зависит не только от профессионализма людей, но и от каких-то других вещей. От случайностей, мелочей и так далее.
Одна из таких профессий – лётчик. Люди давно научились подниматься в небо на больших железных машинах, преодолевать большие расстояния на них. При эксплуатации самолётов, на самом деле, происходит не так много ЧС. Просто они всегда привлекают внимание. И, кажется, что летать очень опасно. На самом деле, если разобраться, происшествий с участием автомобилей происходит намного больше.
Но лётчики – народ суеверный. У них много всяких ритуалов, традиций, крылатых выражений. Одно из таких: «На четвертом повороте друзей не бывает». Впрочем, связана эта фраза не столько с какими-то поверьями, сколько с технической стороной вопроса.
Пока отмечу, что выражение очень даже правдивое. А далее – будем разбираться с техникой.
В транспортной авиации
Выражение про «друзей не бывает» возникло именно в военно-транспортной авиации, где лётчикам приходится проявлять мастерство, чтобы выполнять боевые задачи.
Я не хочу сказать, что в других сферах летчикам работается легче. Нет. Везде свои плюсы и минусы.
Что касается военно-транспортной авиации, то в ней часто с самолетов осуществляется десантирование. В воздух поднимают группу крылатых машин, которые должны двигаться вместе, близко друг к другу. Взлетают вместе, так и приземляются.
Считается, что безопасный интервал совершения маневров, осуществления посадки – две минуты.
За это время успевает рассеяться след от предыдущего самолета. Приземлившаяся крылатая машина успевает освободить полосу – дав место для посадки для следующего самолета и так далее. То есть, за это короткое время – 120 секунд – создаются условия для безопасной (относительно) посадки следующей крылатой машины.
Отмечу, что две минуты – это то время, которое необходимо такой тяжелой технике, как «Ил-76», «Ан-12». Если вести речь о легких самолетах, то они могут выжидать и меньше.
Если произошла ошибка
Лётчики – это люди. А людям свойственно совершать ошибки. Может, например, быть нарушен временной интервал посадки.
Представьте картину: в воздухе находятся десятки самолетов, которые приземляются один за одним. Всё идет четко. Интервал в две минуты выдерживается. Идет планомерная работа. Вдруг один из экипажей мешкает. Или, наоборот, торопится. График ломается. Красоты уже нет. Машинам, оставшимся в воздухе, приходится маневрировать, делать ещё один заход на аэродром.
Если разобраться, ничего экстраординарного в этом нет. Ведь вы, наверное, слышали, что бывают случаи, когда и экипажам гражданских самолетов приходится совершать несколько заходов на аэродром, чтобы безопасно приземлиться. Разные бывают истории, разные причины. И погодные условия могут сыграть роль, и ошибка пилотов. В общем, иногда приходится заходить на второй круг, на третий, на четвертый.
Хорошо, когда приземляется один самолет. А если имеет место десяток военно-транспортных машин? Тогда уже сложнее. Перестраиваться приходится всем. Ломается строй, как говорится. Увеличивается риск совершения других ошибок, которые могут привести к неприятным последствиям.
Итог: если один экипаж ошибается, то это может сказаться на всех остальных. И там уже приходится действовать максимально осторожно. Поэтому нет друзей на четвертом развороте. О какой дружбе может идти речь?! Допустим, виновник ошибки уже спокойно приземлился. А остальные из-за него продолжают находиться в воздухе, совершать маневры, трудиться. Конечно же, это необходимость. Но это такая необходимость, которая возникает по чьей-то вине.
В целом, очень правильное выражение. Грамотное. Оно напоминает военными лётчикам, что выполнять работу нужно максимально правильно и аккуратно. Если этого не делать, то можно подвести товарищей. А кто этого хочет?! Никто. От слаженности действий зависит, например, то, насколько грамотно, своевременно и успешно будет выполнена боевая задача.