Найти в Дзене

Неудачная экскурсия из Пятигорска в Джилы-Су не повторяйте наших ошибок.

Каждую весну мы, а мы это я, Марина Путешественница, и Николай, уезжаем куда-нибудь отдохнуть на недельку. В этом году поехали в начале апреля в Пятигорск. Весна на юге — это всегда лотерея, можно попасть в настоящее лето, а может оказаться и так что погода на юге гораздо хуже, чем весенняя погода у нас в Питере. В этот раз было средне: из недели, которую мы пробыли в Пятигорске, 3 дня была погода вполне приличная, а потом резко похолодало. Ну а последние 3 дня было мало того что холодно +7°, да ещё и моросящий дождь. Мы решили испорченный дождливой погодой день провести на экскурсии в ущелье Джилы-Су. Джилы-Су в переводе с местного означает «горячая вода». Прямо из подножья Эльбруса бьют термальные источники с горячей, насыщенной самыми разными минералами и очень полезной для здоровья водой, в которой можно купаться в любую даже самую холодную погоду. А ещё в ущелье есть красивейшие и очень высокие водопады. Ну и прекрасные виды по дороге на Джилы-Су — всё это мы, конечно, мечтали уви
Дома в селении Хасаут, Схуат
Дома в селении Хасаут, Схуат

Каждую весну мы, а мы это я, Марина Путешественница, и Николай, уезжаем куда-нибудь отдохнуть на недельку. В этом году поехали в начале апреля в Пятигорск. Весна на юге — это всегда лотерея, можно попасть в настоящее лето, а может оказаться и так что погода на юге гораздо хуже, чем весенняя погода у нас в Питере. В этот раз было средне: из недели, которую мы пробыли в Пятигорске, 3 дня была погода вполне приличная, а потом резко похолодало. Ну а последние 3 дня было мало того что холодно +7°, да ещё и моросящий дождь. Мы решили испорченный дождливой погодой день провести на экскурсии в ущелье Джилы-Су.

Джилы-Су в переводе с местного означает «горячая вода». Прямо из подножья Эльбруса бьют термальные источники с горячей, насыщенной самыми разными минералами и очень полезной для здоровья водой, в которой можно купаться в любую даже самую холодную погоду. А ещё в ущелье есть красивейшие и очень высокие водопады. Ну и прекрасные виды по дороге на Джилы-Су — всё это мы, конечно, мечтали увидеть. Заплатили за это по 3700, и в 9 утра возле нашего дома остановился УАЗик. Водитель — кабардинец, весёлый общительный парень — сразу предупредил нас, что возможно до Джилы-Су мы и не доедем. Доедем только в том случае, если почистили дорогу. Ну а если дорогу не почистили, то ничего страшного: он покажет нам что-нибудь ещё не менее интересное.

Наш УАЗик поднимается в горы. Водитель одной рукой рулит по достаточно сложной дороге, другой показывает нам фотографии на телефоне и видео как он укрощает своего коня. Посмотрев на это видео, мы прониклись к нему глубоким уважением, которое увеличилось после того как он рассказал, что он ещё и является мастером спорта по вольной борьбе.

И вот мы в горах! Первая остановка у кафе возле речки Хасаут. Водитель советует нам заказать хычины. Пока хычины готовятся, я гуляю и осматриваю окрестности: вот такая красота! И это только начало! А дальше будет ещё красивее и интереснее!

Вид с моста через речку Хасаут
Вид с моста через речку Хасаут

Покушали хычины, сфоткались в местных лохматых шапках да ещё с саблей и ружьём. Едем дальше вверх в горы. Но проехали всего минут 10 и повстречали возвращающуюся с гор машину: говорят всё завалено — не проехать! Ладно, водитель как и обещал не разочаровать нас и показать нам ещё кое-что интересное, едем в мёртвую деревню - селение Хасаут, или по-местному называется Схуат. Когда-то это было большое селение, где жило более 2000 человек. Но когда началась Великая Отечественная война было принято решение депортировать местных жителей, которые по всей вероятности были не слишком лояльны к Советскому правительству.

И вот на месте домов теперь камни.

Руины селения Хасаут, Схуат
Руины селения Хасаут, Схуат

Водитель наш конечно же ругает за это Сталина и говорит что и его родственников когда-то были депортировали. Но будем объективны: немцы или например финны с не лояльным населением поступали тогда куда более жестоко — их просто отправляли в концлагеря, а кабардинцев переселили в Среднюю Азию. Впоследствии уже после смерти Сталина некоторые из них возвратились в родные места и некоторые селения возродились. Но вот селение Хасаут возродить не удалось. Только виновата в такой разрухе совсем не депортация, а лихие девяностые: когда жизнь в этом селении просто стала нерентабельной и народ уехал в города.

Вдоль линии электропередач стояли когда-то дома. Камни, всё что осталось!

Камни на месте домов село Хасаут
Камни на месте домов село Хасаут

А вот такая картинка, прямо как из какого-нибудь андерграундного фильма: разрушенный дом и афиша Юры Шатунова! Нет уже давно Юры Шатунова и не живут здесь хозяева этих домов.

Заброшенный дом село Хасаут, Схуат
Заброшенный дом село Хасаут, Схуат

А вот между разрушенных домов, на фоне гор идёт большое стадо овец — кто-то значит здесь всё-таки живёт и даже овечек держит.

Овцы на фоне гор
Овцы на фоне гор

Вот овечки на видео

Несмотря на мрачные пейзажи с разрушенными домами, здесь очень красиво! Но и очень холодно: пронизывающий ветер, температура наверное около нуля. Постепенно я понимаю, что ехать в горы, это наверное была не самая хорошая идея. Минут 15 гуляем по заброшенному селению, больше в наших курортных курточках не выдержать. И с сожалением, возвращаемся в машину.
Наверное и хорошо что мы не поехали мы на Джилы-Су.

У выезда из деревни памятный знак жертвам депортации.

Памятный знак аулу Схуат, Хасаут
Памятный знак аулу Схуат, Хасаут

А рядом в норке сидит суслик. Первый раз суслика вижу. Сфоткать удалось только через стекло, потому получился он такой вот розовый.

Суслик в горах Кавказа
Суслик в горах Кавказа

Мне хотелось бы ехать и ехать по разбитым дорогам, любуясь горными пейзажами за окном. Но водитель объявляет остановку - Долина Нарзанов!

О том, что интересного в эко-парке Долина Нарзанов и почему я назвала эту экскурсию неудачной, я расскажу в следующий раз.


До новых встреч!

Марина Путешественница

-9