Найти в Дзене

Практическая психология, история третья: «парашют».

Более 20 лет я активно занимался инструкторской деятельностью, в том числе зимней - учил людей с 7 и до 70 лет кататься на горных лыжах. И вот, однажды, позвонила мне мамашка одного пацана, которого я несколько лет назад ставил на горные лыжи, и буквально сквозь слезы попросила «по-тренерски поговорить с ее сыном (который растет без отца)». Не знаю, прознала она про мою психологическую деятельность, или действительно, обращалась ко мне как к инструктору — несмотря на то, что несовершеннолетних я не консультирую, отказать в «тренерской» поддержке я не смог. Тем более, парень, когда занимался лыжами, вел себя вполне адекватно. Основная проблема со слов матери состояла в том, что последнее время, ее сын все ночи напролет сидит в телефоне, практически не спит, осунулся, стал дерганым и т.п. Я выбрал день, когда у меня было более двух часов свободного времени и пригласил его на встречу.

Парень пришел за несколько минут до назначенного времени — это уже был хороший знак. Он был скован, выглядел нездоровым. Мы присели, и чтобы разрядить обстановку, я начал задавать ему простые вопросы про школу, спорт, отдых и т. п. Когда он немного расслабился и разговор, из формата «развернутый вопрос — короткий ответ» перешёл в более непринужденно и свободное русло, я попытался узнать что же его беспокоит и с какими проблемами он столкнулся по жизни. Выяснилось, что он учится в выпускном классе, испытывает тревогу и неопределенность в отношении перспектив продолжения своего обучения, переживает за результаты экзаменов, которые будут определять его дальнейшие возможности...

Но как только «клиент» расслабился и откинулся на спинку кресла, его глаза начали слипаться — он буквально засыпал «на ходу». Почувствовав, что поддерживать беседу больше не в силах, он встрепенулся, и достал из сумки банку энергетика. Я предложил ее убрать обратно, попить вместо этого чаю, и оправился на кухню. Поставив чайник и вернувшись в комнату, застал парня стоящим около кресла. В ответ на мой вопрос «чего вскочил?» он ответил, что сидя засыпает. Я предложил ему вздремнуть в кресле пока закипает чайник, а в ответ услышал, что уже несколько дней он практически не спит. Далее удалось выяснить, что во сне парень падает в темную бездну с постоянным ускорением, при этом испытывает жуткий страх перед непониманием того, что его там ждет, и по этому решил не спать вовсе. Его рассказ был очень эмоциональным, и чтобы разрядить обстановку, я спросил, страшно ли ему было в первый раз спускаться с горки на лыжах. Он не колеблясь ответил что нет, потому, что рядом был Тренер.

На этой мажорной ноте необходимо было что-то предпринять, и чтобы выиграть хоть несколько секунд на раздумья я спросил: «Ты мне доверял? А сейчас доверяешь?», на что получил утвердительный ответ. И в этот момент, на глаза мне попался рюкзачок, с которым я хожу на работу. «Тогда слушай внимательно! Сейчас я надену тебе парашют, ты ведь знаешь что это такое, и для чего он нужен?» Парень немного смутился, но возражать не стал. Я попросил его подойти и повернуться ко мне спиной, надел на него рюкзак и продолжил: «когда ты снова будешь падать во сне, тебе нужно просто дернуть за лямку, парашют раскроется, замедлит скорость твоего падения и ты сможешь спокойно рассмотреть то, что ждет тебя внизу... Понял, попробуешь?» Он утвердительно кивнул головой. «Тогда садись в кресло и обдумай это, а я пока заварю чай»... Когда я вернулся из кухни, мой «пациент» уже спал сном младенца, откинувшись на спинку кресла. Парашют открылся, а значит, дело сделано — проблема решена.

Инструкторская работа с людьми, особенно в сложных и экстремальных ситуациях формирует бесценный опыт, который позволяет посмотреть на ситуацию шире, чем границы возникшей проблемы. Хороший тренер, даже без высшего образования, десятки лет отработавший с детьми и подростками решает многие «проблемы» своих подопечных слета потому, что ее внешние проявления не мешают ему увидеть ситуацию сразу и в целом. Это как фигура и фон в гештальт- терапии. Если проблема — это фигура, то решение всегда найдется в фоне, нужно только сменить точку зрения. Те, кто решат, что события этого кейса слишком наиграны и не реальны (ведь нормальный человек в данной ситуации просто не поверит в «парашют»), просто не знают что такое бессонница. Одной из самых страшных казней в древнем Китае была казнь лишением сна. Эта простейшая пытка была очень эффективной — человек, которому не давали спать в течение нескольких дней, вначале начинал испытывать страшные головные боли, постепенно приходил в полубессознательное состояние, в котором был готов признаться в любом преступлении. А согласно исследованиям, проведённым в армии США, отсутствие сна в течение 48 часов и более практически полностью деморализует боевое подразделение, солдаты которого начинают страдать психическими отклонениями, в частности слуховыми и зрительными галлюцинациями.

Я дал поспать своему клиенту минут 40. После сонной терапии парень выглядел посвежевшим. Мы попили чаю с печеньками, поговорили о предстоящих экзаменах, обсудили возможные перспективы, благо я в теме — мой сын недавно закончил школу и поступил в ВУЗ. Потом я спросил что он видел во сне. Парень ответил, что ничего, но когда почувствовал что засыпает — сразу «открыл» парашют. На что я ответил, что теперь он настоящий скайдайвер и учебный парашют ему больше не нужен - снял с него рюкзак и «надел» (виртуальный) более компактный парашют, который не только замедляет падение, но и позволяет планировать в нужном направлении — стоит только захотеть... Через несколько дней с благодарностью позвонила его мама и рассказала, что сон вернулся, сын успокоился, и они вместе продумали план его дальнейшего образования. В общем, теперь все у них хорошо, но есть одна просьба — а можно парашют пока не возвращать?