Во время тестов работы новой нейронки, я очень часто натыкался на гравюры, которые меня просто завораживали масштабом и величием изображённых на них собора и я решил сделать небольшую заметку про этот собор!
Собор является вторым по размеру христианских храмом в Мире, но самым большим по вместимости! Самым же большим христианским храмом является базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ или Базилика Пресвятой Девы Марии Мира (фр. Notre Dame de la Paix) — католическая церковь в столице Кот-д’Ивуара городе Ямусукро (в Африке), занесённая в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая церковь в мире.
Строительство этого сооружения проходило в период с 1985 по 1989 год и было выполнено по образцу собора Святого Петра в Риме. Торжественное открытие храма состоялось 10 сентября 1990 года. На церемонии присутствовал Папа Римский Иоанн Павел II. Спустя месяц, 30 октября, храму был присвоен статус малой базилики.
Хотя базилика в Ямусукро превосходит собор Святого Петра как по размеру (30 000 квадратных метров), так и по высоте купола (158 метров), внутреннее пространство рассчитано на 18 000 человек, в то время как собор Святого Петра может вместить в три раза больше людей.
Высота купола собора Святого Петра в Риме составляет 136 метров! Собор Святого Петра находится на территории Ватикана — самого маленького государства в мире, занимающего всего 0,44 км². Хотя Ватикан расположен в пределах Рима, он является независимым государством и управляется папой римским, как и всей католической церковью, а охрана вообще состоит из гвардейцев Швейцарии.
Швейцарская гвардия — одна из старейших и самых малочисленных армий в мире. За свою долгую историю её численность не превышала ста человек. На протяжении веков воины в традиционных доспехах ежедневно несут службу в Ватикане. Но за парадными мундирами скрывается боевое подразделение со своими традициями и дисциплиной!
В 1506 году Юлий II, известный своими военными успехами, обратился к швейцарским кантонам с просьбой о помощи в защите границ Ватикана. К тому времени швейцарцы уже успели зарекомендовать себя как отличные солдаты, но Юлий II решил убедиться в этом лично.
Скрываясь во Франции и борясь за папский престол, будущий понтифик убедил Карла VIII в необходимости военного похода на Неаполь. Будучи человеком воинственным, Юлий II сам присоединился к швейцарским гвардейцам французского короля. После своего избрания понтификом он пригласил на службу тех, с кем сражался вместе.
Строительство собора Святого Петра в Риме, начатое в 1506 году, заняло целых 120 лет. За это время над созданием собора трудились многие выдающиеся мастера.
Одним из первых архитекторов, работавших над собором, был Донато Браманте, выдающийся архитектор эпохи Возрождения. После него строительством руководили Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Антонио да Сангалло и Джакомо делла Порта.
Над внутренним убранством собора работал Джованни Лоренцо Бернини, известный архитектор и художник. А последним архитектором, завершившим строительство, стал Карло Мадерна.
В 1626 году папа римский Урбан VIII освятил собор.
Врата, ведущие в святое место, отлиты из бронзы по проекту архитектора Филарете. В залах собора Святого Петра можно увидеть множество христианских святынь и выдающихся произведений искусства, поэтому сюда приходят не только верующие, но и ценители прекрасного.
Например, справа от входа находится «Пьета» — скульптура, изображающая Богоматерь, которая оплакивает своего сына, снятого с креста. Это единственное произведение Микеланджело, на котором он оставил свой автограф.
В основании базилики находятся священные пещеры, или крипты, где можно увидеть захоронения пап и других высокопоставленных особ.
В центре собора Святого Петра находится гробница, в которой хранится частица мощей апостола Петра. Над ней возвышается мраморный алтарь, предназначенный для папы римского. На алтаре стоит знаменитый балдахин, созданный Лоренцо Бернини. Это сооружение высотой 29 метров имеет форму шатра и опирается на четыре витые колонны.
Рядом с балдахином можно увидеть алтарь «Преображение», который представляет собой мозаичную копию последней картины Рафаэля.
Работа над возведением балдахина началась в июле 1624 года и продолжалась почти десять лет — до 1633 года. Киворий был открыт 28 июня 1633 года самим папой Урбаном VIII. Бронзу на балдахин собирали со всего Рима.
Крыша из позолоченного дерева, в форме спины дельфина. Наверху балдахина есть четыре статуи ангелов, расположенных по четырём углам, и другие статуи херувимов, спроектированные Франческо Борромини. Некоторые херувимы держат в руках ключи Святого Петра и папскую корону. На самом верху — позолоченный крест на шаре - символ мира, спасённого христианством, но всякий раз держим в уме, сколько кровопролитнейших войн были этими христианами устроены во всём Мире, с миллионами жертв и реками крови! Я лично ни на секунду стараюсь про эти факты не забывать, когда разговор заходит про религии!
«Пьета» Микеланджело, находящаяся в соборе Святого Петра, не смогла избежать разрушения. В XVII веке, когда скульптуру переносили по базилике, у неё были повреждены четыре пальца Марии. В 1736 году их отреставрировали.
Однако самый серьёзный ущерб был нанесён в 1972 году, когда геолог по имени Ласло Тот проник в базилику и атаковал почти 500-летний шедевр. С криком «Я Иисус Христос» он отколол часть носа Марии, повредил её веко и оторвал её руку.
В 1973 году Ватикан установил защитное ограждение из стекла вокруг статуи Пьета. В 2024 году это ограждение было заменено на высокотехнологичное, пуленепробиваемое и небьющееся стекло. Если присмотреться, можно увидеть следы повреждений на статуе.
Пьета — единственная работа Микеланджело, на которой есть его подпись. По легенде, он услышал, как кто-то говорит о статуе, которую создал другой скульптор, Кристофоро Солари. Оказалось, что это была работа Микеланджело. Он был так горд, что пошёл и подписал пояс Марии. Позже он пожалел об этом и сказал, что больше никогда ничего не подпишет.
Далее покажу несколько гравюр Джованни Пиранези.
Пиранези — один из наиболее значимых художников XVIII столетия. Его творчество оказало большое влияние на современников, а впоследствии — на мастеров романтизма. В XIX–XX веках работы Пиранези высоко ценились архитекторами, художниками футуризма и сюрреализма, а также кинематографистами.
Думаю я сделаю отдельную статью с работами этого поистине Великого архитектора, который оставил после себя бесценные гравюры и которые тоже хочется показать моим дорогим читателям!
Посмотрите на качество проработки и детализацию тех гравюр, что есть в моей частной коллекции, которых насчитывается порядка 200 работ!
Если понравилась статья, ставим лайки, подписываемся и делимся с друзьями! Впереди ещё много интересного и высококачественного контента, который Вы на увидите ни у каких блогеров!
Кстати, совсем недавно я выложил один из старейших храмов Санкт-Петербурга, в котором прошу заметить, крестили и нашего Владимира Владимировича Путина!
По ссылке ниже можно посмотреть историю этого храма!