- Кратенький разбор, чтобы было, на что ссылаться
- Дорогие друзья! Моя специальность – ветеринарная (клиническая) психология и разные аспекты психосоматики. От стрессовых реакций до серьезных психогенных болезней. Есть вещи, с которыми не справиться ни дрессировкой, ни с помощью "обычных" врачей. Вот этим-то я и занимаюсь!
- Я всегда рад дать нужный совет. Пишите в lapchuck@vetpsy.ru, а лучше – сразу стучитесь в телеграм @VetPsychologist или Teams jorje0473 .
Кратенький разбор, чтобы было, на что ссылаться
Вот эти восемь методов, описанные Карен Прайор:
Метод 1. «Убить зверя». Это безусловно подействует. Вам никогда больше не придется снова иметь дело с данным поведением у данного субъекта.
Более мягкое (и более конкретное) название – метод физической невозможности. Тут всё просто: нужно сделать проступок неосуществимым. Очень просто, но обучающего эффекта не имеет.
Этот способ – исключительно разовая акция. Он подходит для решения одной отдельно взятой, причём, сиюминутной, проблемы. Если она носит регулярный характер, то глобальных изменений не последует, поскольку физическое принуждение не даёт возможности сделать какие-либо выводы на будущее.
Может рассматриваться как крайнее средство, говорящее о беспомощности или нежелании решать проблему рационально.
Метод 2. Наказание (предпочитаемо всеми, хотя оно почти никогда не приносит действительной пользы).
Антагонист – поощрение. Негативное (позитивное, соответственно) воздействие, главным свойством которого является то, что оно со всей очевидностью происходит от человека. Иными словами, это очевидная реакция человека на поведение животного.
Недостаток этого метода – в том, что он не работает в отсутствие человека. Да и обучающим действием он почти не обладает. По существу, наказание (или поощрение), лишённое очевидной связи с поведением подопечного – всего лишь проявление эмоциональной реакции человека. Единственный случай, когда это имеет силу – тот, когда подобное воздействие, по сути, и не нужно: если питомец и без того ценит отношение хозяина и ориентируется на него.
Стойкий обучающий эффект этот метод приобретает, только когда реакция прямо, со всей очевидностью для зверя, является следствием его поведения. Но тогда он превращается в
Метод 3. Отрицательное подкрепление.
Антагонист – положительное подкрепление. Результат поведения, демонстрирующий его не/нужность по любым причинам. То есть, делающий удовлетворение актуальной потребности невозможным (в случае положительного, напротив – событие, ведущее к её удовлетворению).
Ограничение метода подкреплений очевидно: не всякое поведение можно адекватно подкрепить, а универсального подкрепления не существует. Во-первых, потребности могут различаться как в зависимости от ситуации, так и индивидуально. Что хуже всего – даже при внешне сходном поведении. И во-вторых, поэтому определение актуальной потребности, которую следует подкреплять (отрицательным либо положительным воздействием) зачастую представляет собой весьма нетривиальную задачу, решение которой в реальном времени может оказаться невозможным.
Отсюда следствие: то, что мы считаем подкреплением (неважно – положительным или отрицательным) чаще всего оказывается всего лишь наказанием (или поощрением).
Метод 4. Угашение: поведению предоставляется возможность исчезнуть самому по себе.
Главное здесь – дождаться, когда подзащитному расхочется хулиганить. Практический способ – игнор нежелательного поведения. Но работает это только тогда, когда целью является внимание человека.
В большинстве случаев, когда актуальной является не потребность во внимании и/или эмоциях, а какая-либо иная – проблемное поведение является самоподкрепляемым, а потому выжидание не приводит к его угашению.
Метод 5. Выработка несовместимого поведения. (этот метод имеет особую значимость для спортсменов и владельцев домашних животных.)
И так всё понятно: нужно научить делать то, что помешает нежелательному поведению, тогда оно станет невозможно.
Это может сработать. Но чаще всего это работает в сиюминутном режиме: "делай прямо сейчас то, а не это". А для 100%-ного замещения нежелательного поведения нужно будет хорошенько потрудиться. В результате либо получится искусственный невроз (внешне безопасный, но невротизация сама по себе – та ещё проблема), либо… нет, не либо, а в любом случае – это потребует большого искусства и привлечения других методов, чтобы реформировать условно-рефлекторную связь.
Метод 6. Добиться, чтобы данное поведение совершалось по сигналу. (В последующем вы перестанете давать этот сигнал. Это наиболее изощренный метод, применяемый тренерами дельфинов для того, чтобы избавиться от нежелательного поведения.)
Этот метод ещё называется "легализация поведения". То, что делается по команде, перестаёт делаться без команды. То есть, нужно поставить нежелательное действие в жёсткую связь с командой. Парадоксальный, но иногда (тут важна ситуация) работающий метод.
Если не ошибаюсь, этот метод нынешние гламурно-мракетинговые кинологи ещё называют контробуславливанием. Хотя нет, вру: это всё-таки "другое", хотя название по смыслу и близко. Оно, кстати, работает лишь НИКОГДА. Но щас не об этом, речь же о методах Карен Прайор. А легализация иногда может сработать. Главным образом – когда удовлетворяемая нежелательным поведением потребность не слишком сильна и/или может быть удовлетворена иным способом. Но даже в самом очевидном случае – при поведении разрядки – такая легализация будет иметь успех только в сочетании с заместительным (причём, не несовместимым, а удовлетворяющим ту же потребность) поведением.
Метод 7. «Формирование отсутствия поведения»: подкрепляется все что угодно, кроме нежелательного поведения. (Вежливый способ превратить неприятных родственников в приятных.)
Подкрепляются любые действия, кроме нежелательных. По идее, это должно привести к "забвению" нежелательного поведения.
Теоретически похоже на правду. На практике первый же вопрос, который возникает в этом случае: как подопечный поймёт, что "подкрепление" является таковым? Что это именно подкрепление, а не просто попытка закормить вкусняшками или заиграть до упаду. И что именно оно подкрепляет? По идее, этот способ близок к "легализации", но без выработки связи с командой: мол, делай что угодно – будешь "в плюсе", а если будешь делать, чего не надо – останешься без сладкого. Разница лишь в точке отсчёта для "кнута" и "пряника".
Метод 8. Смена мотивации. (Это основной и самый лучший способ).
Как это сделать, не знала и сама миссис Прайор. По большому счёту, это уже не в компетенции практики бихевиористов.
Да, это один из лучших способов. Но он требует привлечения мотивационного анализа и перестройки баланса мотиваций. Как раз это – отнюдь не разовый метод, "на игле" его использовать крайне сложно. Чтобы это сделать, нужно, как минимум, манипулировать условиями внешней среды и совокупными нагрузками, изменяя направление адаптации. И вот это уже – задача Адаптивной зоопсихологии.
Посмотрев на других (чего уж скрывать!), я пришёл к выводу, что здешняя писанина – вполне себе работа. Поэтому вы, если пожелаете, можете сами оценить мои труды "весомо-грубо-зримо".