Найти в Дзене

Вопросы в айкидо. Проблемы восприятия.

"Fallaces sunt repum species" В ходе тренировок по айкидо, задавая тот или иной вопрос, ученики порой не понимают его сути, а, соответственно, и ответов, если таковые даже были даны. И дело не в том, что людям ума не хватает, а в правильном подходе к тому, на что действительно стоит делать акценты. Чтобы вопрос оказался интересным и стоящим рассмотрения, а ответ принес практическую пользу, требуется куда больше, чем кажется. В первую очередь, ТБИ – это сложно. В противном случае, они бы изучались быстро, чего, конечно же, не происходит. Вопросы, возникающие у учеников, бывают очень разные, поэтому мы ограничимся общей условной классификацией. Для начала разделим их на простые и сложные. Простые – это из разряда начальных знаний: куда надо шагнуть, куда повернуться, где ногу/руку согнуть, а где выпрямить, как взяться за захват и т.д. Здесь смысл в том, что ответ, как правило, однозначный, почти не ситуативный, и практически исключает неверное трактование – бери и делай. Сюда же можно о

"Fallaces sunt repum species"

В ходе тренировок по айкидо, задавая тот или иной вопрос, ученики порой не понимают его сути, а, соответственно, и ответов, если таковые даже были даны. И дело не в том, что людям ума не хватает, а в правильном подходе к тому, на что действительно стоит делать акценты. Чтобы вопрос оказался интересным и стоящим рассмотрения, а ответ принес практическую пользу, требуется куда больше, чем кажется.

В первую очередь, ТБИ – это сложно. В противном случае, они бы изучались быстро, чего, конечно же, не происходит. Вопросы, возникающие у учеников, бывают очень разные, поэтому мы ограничимся общей условной классификацией. Для начала разделим их на простые и сложные. Простые – это из разряда начальных знаний: куда надо шагнуть, куда повернуться, где ногу/руку согнуть, а где выпрямить, как взяться за захват и т.д. Здесь смысл в том, что ответ, как правило, однозначный, почти не ситуативный, и практически исключает неверное трактование – бери и делай. Сюда же можно отнести и «глупые» вопросы, ответы на которые настолько очевидны и лежат на поверхности, что само их возникновение продиктовано исключительно невнимательностью, или пренебрежением к каким-то абсолютно базовым вещам.

Со сложными вопросами всё обстоит немного по-другому. Уровни постановки сложного вопроса, как и причины его появления, могут быть разные, равно как и объяснения, возникающие в связи с этим. Один и тот же момент может быть рассмотрен пятью, десятью и более способами, которые напрямую зависят от того, что мы изучаем в моменте. Ведь можно разбирать одну и ту же ситуацию и как упражнение, и как способ изучения чего-то, и как реальное применение, а ещё с точки зрения механики, динамики/статики, напряжения, ощущения и т.д. С каждой новой позиции рассмотрения, объяснение может сильно меняться и даже противоречить друг другу, но это только на первый взгляд. Чаще всего, ученик просто не в состоянии мысленно охватить всю картину целиком, поэтому закономерно вычленяет объект интереса и старается его освоить. Но чем глубже копаешь, тем сложнее сохранить видение общей картины.

У большинства людей, которые не обладают соответствующим опытом, когнитивный диссонанс может, в первую очередь, возникнуть по причине несоответствия трудной ситуации контексту её рассмотрения. Например, некоторые начинают выискивать в пошаговом разборе техники возможности для контратакующих действий в моменты технических остановок, или по ходу техники изменять вводные условия атаки, либо вообще её прекращать.

Говоря о процессе обучения, для правильного восприятия сути какого-либо действия или движения, сначала необходимо правильное и системное моделирование возникающих ситуаций. А это уже является обоюдной работой (особенно применительно к айкидо). Поэтому большинство вопросов и появляется именно на почве взаимной несогласованности действий.

Если рассматривать изучение техник, то каждая из них создана для конкретных условий. Соответственно и практиковать её следует именно в этих условиях, до достижения хорошего уровня понимания заложенных там принципов. Если условия не соответствуют выполнению именно этой техники, начинаются проблемы, так как адаптация принципа к другим ситуациям – это уже вариативность и свободное оперирование навыком. А навык, в свою очередь, просто не может появиться, когда ситуация, которую нужно обработать постоянно меняется или абсолютно не соответствует теме.

Не менее важным аспектом является умение инструктора правильно интерпретировать вопросы учеников. Иногда за простым «почему так, а не иначе?» скрывается непонимание базового принципа, а не самой техники. Задача — не просто дать механический ответ, а помочь ученику осознать глубину вопроса. Например, если ученик спрашивает: «Почему в этом месте нужно делать шаг вперёд, а не назад?», важно объяснить не только движение, но и его происхождение (контекст). Это превращает простой технический вопрос в осмысленное изучение его составляющих.

В конечном итоге, процесс задавания вопросов и поиска ответов — это неотъемлемая часть роста в айкидо. Но важно, чтобы вопросы вели не к хаотичному накоплению информации, а к более глубокому пониманию. Ученик должен научиться не только спрашивать, но и понимать. Осознавать, что он делает в рамках заданных условий, а не пускать всё на самотёк. Только тогда практика станет осознанной, а техники — не просто заученными движениями, но живым инструментом взаимодействия с партнёром и пространством.

Любые вопросы в айкидо — это не проблема, а норма. Ещё это важный показатель вовлечённости. Главное — направлять всё в нужное русло, чтобы каждый ответ становился шагом на пути реального, а не мнимого развития. А для этого со стороны учеников требуется не так уж много: внимательная алгоритмизация своих действий, чтобы избежать заглаживания и «замыливания» ошибок, чёткое понимание контекста отрабатываемого движения (последовательности движений). Именно тогда вопросы и ответы будут играть максимально действенную, полезную роль в обучении и помогут в итоге улучшить своё айкидо.

В заключение можно сказать, что не менее важно задавать вопросы не только инструктору, но и себе самому. Как минимум: «Что я делаю в данный конкретный момент»? Даже простое осознание этого на постоянной основе сэкономит кучу времени, которое часто тратится на бесполезные метания. Честно, раз за разом, отвечая себе на этот вопрос в процессе отработки упражнений, базовых техник, динамики, перемещений и т.д., человек может избавить себя от многих проблем и кучи глупых и неуместных действий. Мало того, одно только «непонимание сути момента» способно стать очень серьёзным барьером в обучении, на который можно натыкаться годами, раз за разом повторяя одни и те же ошибки.