Найти в Дзене
За СССР

Возможно ли воскрешение и телесное бессмертие с материалистической точки зрения?

«Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам» (В. Шекспир). ********************************************************************************** Сознание это информация, носителем которой являются нейродинамические коды головного мозга. Согласно закону инвариантности информации, одна и та же информация может быть воплощена, передана разными по своей физической природе носителями. Данный закон как раз и означает, что создать точную копию сознания человека, воссоздав точную копию его мозга, в принципе можно. Здесь следует уточнить следующее: 1) сознание есть реальность, которая включает параметры знания, ценности и активности. а) В онтологическом плане (бытийном) сознание есть информация. Информация представленная в виде субъективной реальности. Внешний мир, материя – объективная реальность, внутренний мир – отражение, субъективная реальность. Информация – не материя и не энергия, а содержание сигнала (кода). В мозгу содержание "понятно" в силу того, что коды эт
фото из открытых источников
фото из открытых источников

«Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам» (В. Шекспир).

**********************************************************************************

Сознание это информация, носителем которой являются нейродинамические коды головного мозга. Согласно закону инвариантности информации, одна и та же информация может быть воплощена, передана разными по своей физической природе носителями. Данный закон как раз и означает, что создать точную копию сознания человека, воссоздав точную копию его мозга, в принципе можно.

Здесь следует уточнить следующее:

1) сознание есть реальность, которая включает параметры знания, ценности и активности.

а) В онтологическом плане (бытийном) сознание есть информация. Информация представленная в виде субъективной реальности. Внешний мир, материя – объективная реальность, внутренний мир – отражение, субъективная реальность.

Информацияне материя и не энергия, а содержание сигнала (кода). В мозгу содержание "понятно" в силу того, что коды эти для данной самоорганизующейся системы естественные, не требуют специального декодирования.

б) В гносеологическом плане (познания) сознание есть расширяющееся, углубляющееся познание внешнего мира, в т.ч. и своего внутреннего, субъективного мира.

в) В аксиологическом плане (ценностном) сознание есть разделение информации мозгом человека на важную и не важную – это выстраивание иерархии потребностей/ценностей (как биологических, так и социальных).

г) В праксеологическом плане (активности) сознание есть управление физическими процессами. Психическая причинность – разновидность информационной причинности. Последняя отличается от физической причинности в силу принципа инвариантности информации по отношению к физическим свойствам своего носителя, о котором говорилось выше.

д) Свобода воли (способность целеполагания и векторы активности) это самодетерминация, сущностное свойство человека как самоорганизующейся системы.

е) Отдельный человек является элементом самоорганизующейся системы более высокого порядка – общества. Вне общества специфически человеческое сознание, высшие психические функции не формируются.

Феномен идеального в том, что информация в мозгу представлена как бы "в чистом виде", когда сам материальный код элиминирован, скрыт, а информация о себе (Я) и одновременно внешнем мире (не Я) явлена непосредственно в виде субъективной реальности – что и есть высшая из известных форм отражения.

2) Мозг в функциональном плане – такой же социальный продукт как и личность. То есть, он не только продукт длительной биологической эволюции, но и продукт социальной эволюции, продукт онтогенеза. Создание копии мозга можно сравнить с созданием копии книги. Как создание точной копии книги будет содержать тот же текст, так и создание точной копии мозга, соответствующей конкретному моменту жизни человека, будет содержать то же сознание.

3) То, что сознание формируется в обществе, не значит, что при воссоздании копии мозга сознания не будет. Сознание именно в мозгу, а не в социальных отношениях. Если человека вырвать из социальных отношений, например поместить в одиночную камеру без всякой возможности с кем-то общаться, получать информацию извне; или попадание человека на необитаемый остров – всё это не приводит к исчезновению сознания, исчезновению личности.

Вопрос: Если создать копию мозга, обладающую теми же воспоминаниями и чертами, будет ли это та же личность или её клон?

Хоть это и не принято, но отвечу вопросом на вопрос: А когда через каждые семь лет в нас обновляются все атомы тела, в т.ч. мозга, возникает клон нашей личности или это всё та же личность? Сохраняется ли тождество нашего нынешнего "Я" с нашим "Я" семилетней давности? Мы ведь не считаем, что семь лет назад это были не мы, а кто-то другой. Семилетний период обновления это и есть естественная перезапись на новый носитель.

Кстати, по поводу семилетнего периода обновления вещества. Организм человека похож на реку, которая вроде вчера и сегодня та же, но вода постоянно меняется. Каждые семь лет в нас обновляются все атомы, соответственно и мозга тоже. Это свидетельствует, что сознание человека связано не с конкретными атомами и молекулами, нейронами и т.д., а с тем, как они организованы.

Уровень сложности мозга и сложности форм его функционирования в данном случае я сознательно упускаю, потому что вопрос рассматривается в принципе, можно или нельзя с материалистической точки зрения воссоздать человека. Мне думается, что нельзя лишь с позиций идеализма, поскольку идеалисты считают сознание особой нематериальной сущностью, которая не является свойством мозга.

Тут мы переходим к вопросу: возможно ли физическое (телесное) бессмертие? Можно ли отключить старение?

Если старение генетически запрограммировано, то остановить его можно, изменив генетический код, а если оно результат накопления ошибок, то остановить посредством создания механизма устранения ошибок.

Вопрос: зачем человечеству физическое бессмертие каждой личности?

Ответ: это потребуется для экспансии, для заселения космоса. Сама же экспансия – необходимость для выживания, поскольку Солнце и Земля рано или поздно погибнут. Длительные перелёты, а также необходимость широкого распространения разумной жизни во Вселенной потребуют и бессмертия, и большого количества людей. Чем больше, тем лучше.

Возможно потребуется и замена биологического материального носителя сознания на иной, искусственный, не только не стареющий материальный носитель, но и способный существовать в любых условиях внешней среды. Потому что Вселенная недружелюбна к жизни. Да, жизнь это естественное явление, но крайне редкое*. (* смотри: парадокс Ферми)

Опять-таки, изменение биологической природы это не обязательно трансгуманизм, это может быть и более высокой формой гуманизма. Такое возможно будет лишь при коммунизме, точнее в последующих, ещё более высоких формациях.

Что будет после коммунизма?

Сейчас это неизвестно, но предположить можно следующее. Во-первых, люди перестанут убивать животных,– научатся синтезировать еду прямо из атомов. Речь не о нынешних суррогатах и ГМО, а о настоящем мясе, молоке и т.д., но созданных искусственно. Убийство животных это никак не проявление гуманизма, а будущее это "практический гуманизм" (К. Маркс).

Далее это физическое бессмертие и воссоздание погибших. Это ещё больший гуманизм. Наконец, воскрешение живших в прошлом. Это ещё более высокая фаза практического гуманизма. Возвращение жизни предкам, подарившим жизнь потомкам, не гуманизм разве? Возвращение жизни, дарование физического бессмертия и поднятие воссозданных до своего уровня.

Теперь посмотрим на это с точки зрения закона соответствия Маркса. Потребность производительных сил в демократизации базиса (производственных отношений), то есть во всё большем и большем приобретении прав и свобод классом производителем. Но вот права и свободы приобретены – зависимость от слепых сил общества уничтожена. А какая у нас ещё зависимость? Зависимость от слепых сил природы. Значит далее будет преодолеваться эта зависимость, которая, в частности, проявляется в нашей смертности,– в том, что потеря близких приносит нам горе.

Обратите внимание,– религия есть выражение бессилия перед слепыми силами природы и общества и одновременно иллюзорное, фантастическое преодоление этого бессилия. Религия паразитирует на реальных проблемах людей и использует их в своих целях. Значит надо решить эти проблемы в действительности самим людям.

Зависит ли смысл жизни от того, смертен человек или бессмертен?

Думаю, не зависит. Смысл всегда одинаков – это воплощение социальной сущности в делах и отношениях. Человек устаёт жить, когда нет цели, или когда непреходящая боль (физическая или духовная). Цель будет всегда и люди научатся исцелять любую боль, в т.ч. через воссоздание умерших,– всех, кто нам дорог.

* * *

Остаётся вопрос: можно ли получить настолько подробную информацию о мозге каждого человека жившего в прошлом, чтобы можно было создать его точную функциональную копию? Ответа у меня нет, но возможно он будет найден наукой будущего.