Каждый из нас сталкивается с отходами ежедневно — это те самые вещи, которые утратили свою ценность и покидают хозяйственный оборот. Все мы согласны, что их нужно перерабатывать. Но давайте задумаемся: можно ли сократить количество отходов до минимума? Ответ не столь очевиден, как кажется на первый взгляд, но он точно лежит в плоскости цифровизации, считает со-основатель смарт-сервиса TOLKOVO, Карлин Дмитрий
Меньше товаров — меньше отходов
Самый прямолинейный способ уменьшить объем отходов — это сократить количество товаров, находящихся в обращении. Звучит радикально: не будет вещей — не будет и мусора. Но сразу же возникает тревожный вопрос: а не пострадает ли при этом качество жизни потребителя? Придётся ли от чего-то отказываться?
Перед нами классическое противоречие:
-С одной стороны, товаров должно быть мало, чтобы не было мусора.
-С другой — их должно быть много, чтобы человек жил в комфорте и ни в чём себе не отказывал.
Это задача без права на компромисс. Мы не можем пожертвовать ни экологией, ни уровнем жизни. Значит, нужно искать нестандартное решение. И оно есть.
Почему товаров слишком много?
Ответ кроется в нерациональном использовании. Мы покупаем вещи, которые не используем. Особенно это заметно на примере одежды: футболки и платья, куртки и джинсы лежат в шкафах без движения. Иногда они даже не теряют товарный вид, но всё равно отправляются в утилизацию.
С развитием интернет-торговли и маркетплейсов ситуация только ухудшилась. Сегодня заказать новый товар — вопрос пары кликов. Товарный поток движется в одну сторону: от склада к покупателю. Курьеры мчатся по городам, доставляя нам всё — от ручек до телевизоров. Но вот обратного пути у вещей почти нет. Попробуйте продать что-то ненужное — и вы столкнётесь с бюрократией, логистикой, отсутствием спроса и другими барьерами.
А что если бы всё было наоборот?
Представьте себе, что любая вещь стала ликвидной. Вы могли бы в пару касаний на смартфоне отправить ненужную куртку, телефон, стул или пылесос на вторичный рынок. Курьер приедет, как обычно — только не с коробкой, а за ней. Начнёт работать обратный трафик: товары будут возвращаться в оборот, а не идти на свалку. Сервис по сбору ненужных вещей TOLKOVO работает именно по описанному выше механизму.
При таком подходе изменится и поведение потребителя. Накопительство потеряет смысл. Если товар можно быстро продать, обменять или передать в шеринговый сервис — зачем его хранить? Тем более, в большинстве случаев нам нужна не вещь, а её функция. Не дрель, а отверстие в стене. Не платье, а возможность выглядеть элегантно на вечеринке.
Добро пожаловать в сервисную экономику
Такая модель — это переход от товарной экономики к экономике сервисов.
Сегодня бренды стремятся продать. Им важно, чтобы вы купили новую одежду, а не оделись. Чтобы вы купили автомобиль, а не получили мобильность. Это корневая ошибка модели, на которой построено современное потребление.
В сервисной экономике всё иначе. Главная цель — удовлетворить потребность, а не продать товар. Сервисы заменяют продавцов. Цифровые платформы обеспечивают доступ к нужной вещи или услуге в нужный момент, на нужное время, без избыточного потребления.
А если вещи и попадают в частные руки — то лишь временно. После использования они легко и выгодно возвращаются в оборот. Цифровые инструменты здесь — не просто помощники, а фундамент новой модели.
Как запустить этот механизм?
Чтобы сервисная экономика стала реальностью, нужен мощный цифровой слой. Платформы, приложения, экосистемы — все они должны сделать процесс реализации ненужных вещей таким же простым и удобным, как покупка на маркетплейсе.
Нам нужны:
-Высокотехнологичные скупки, где можно быстро и выгодно продать любую вещь;
-Современные комиссионки с онлайн-оценкой и логистикой;
-Шеринговые сервисы, объединяющие миллионы потребителей;
-Интеллектуальные системы приёма вторсырья, которые автоматически определяют категорию и стоимость передаваемого товара.
Именно здесь — голубой океан для бизнеса. Ниши ещё не заняты. Потенциал — колоссальный. Только по одежде в городах-миллионниках можно говорить о рынке на 300 миллиардов рублей. А это только начало.
Вместо вывода — цифровая эволюция потребления
Рациональное обращение с отходами — не утопия. Это следующий логический шаг в развитии экономики. Сокращение количества товаров в обращении возможно без ущерба для потребителя, если мы изменим подход: от обладания — к использованию, от покупки — к сервису, от захламления — к ликвидности.
Цифровые технологии — наш ключ к этой трансформации. Настало время превратить однонаправленный поток потребления в замкнутый, осмысленный и экологичный цикл.
Отправить посылre с ненужными вещами www.tolkovo.com