Найти в Дзене

Методологическая основа развития фундаментальных и прикладных отраслей отечественной психологии

Направления в развитии отечественной психологии в XIX в. Главной предпосылкой развития психологии как самостоятельной науки в XIX в. стали глобальные социальные изменения этого периода - отмена крепостного права, экономические реформы и как следствие начало осознавания нацией своей уникальности и самобытности. Перед психологией встала задача изучения русского характера и менталитета с психологической, а не исторической или социологической точек зрения. Во второй половине XIX в. в связи с активным развитием естествознания в науке и интереса к национальной культуре и характеру в обществе постепенно начинает складываться отечественная психология как самостоятельная научная дисциплина, в которой развиваются два параллельных подхода. 1. Антропологический и естественно-научный подход Н. Чернышевского, в котором понимание природы человека происходит через принцип единства организма и его психической и физической составляющих и используются естественно-научные методы исследования человеческой

Направления в развитии отечественной психологии в XIX в.

Главной предпосылкой развития психологии как самостоятельной науки в XIX в. стали глобальные социальные изменения этого периода - отмена крепостного права, экономические реформы и как следствие начало осознавания нацией своей уникальности и самобытности. Перед психологией встала задача изучения русского характера и менталитета с психологической, а не исторической или социологической точек зрения.

Во второй половине XIX в. в связи с активным развитием естествознания в науке и интереса к национальной культуре и характеру в обществе постепенно начинает складываться отечественная психология как самостоятельная научная дисциплина, в которой развиваются два параллельных подхода.

1. Антропологический и естественно-научный подход Н. Чернышевского, в котором понимание природы человека происходит через принцип единства организма и его психической и физической составляющих и используются естественно-научные методы исследования человеческой природы и достижения физиологии.

2. Религиозно-философский подход П. Юркевича и В. Соловьева, где человеческая природа познается двумя способами - через внешнее (телесное) и внутреннее (душевные явления) чувство, психические и физические аспекты должны быть отделены друг от друга, и их необходимо изучать соответствующими эмпирическими методами, а поведение нужно изучать с точки зрения рефлекторной дуги, предложенной Р. Декартом.

К концу XIX в. отечественная психология имела свои отличительные особенности.

1. Антропоцентризм и рассмотрение исторических и социальных изменений с точки зрения человека и его практической пользы.

2. Ориентация науки на практическое применение.

3. Упор на нравственные и этические проблемы в исследованиях человеческой природы и построении психологических концепций.

4. Изучение исторических аспектов этических проблем человека.

5. Сверхличные элементы сознания понимались в ключе их нравственной составляющей.

Особенности развития экспериментальной психологии в России

Развитие психологии в России в конце XIX - начале XX в. тесно связано с мировым развитием экспериментальной психологии, приобретающей в этот период все большую популярность. Многие из отечественных ученых, получив образование в Германии и вернувшись на родину, открывали свои лаборатории, где активно использовали в исследованиях метод эксперимента. Так, в Одессе лабораторию при Новороссийском университете открыл Н. Н. Ланге, а в Казани при психиатрической клинике экспериментальная лаборатория была открыта В. М. Бехтеревым, который, впоследствии переехав в Петербург, совместно с А. Ф. Лазурским открыл в 1907 г. лабораторию при Психоневрологическом институте. В Москве Г. И. Челпановым создается Институт экспериментальной психологии, где разрабатывается проблематика данной отрасли психологии.

В этот период многие ученые начинают использовать в качестве метода исследования естественный эксперимент.

Мировой триумф эволюционного учения Ч. Дарвина, не обошедший стороной и Россию и нашедший здесь массу поклонников, также способствует развитию экспериментальной психологии в нашей стране. Именно в России проблема поведения получила наиболее глубокую и детальную разработку и было создано несколько фундаментальных школ, исследующих эту проблему. Таким образом, психология как наука о поведении, возникшая в период открытого кризиса, названная бихевиоризмом и получившая такую популярность в Америке, а впоследствии и в мире. В России у ее истоков стояли такие ученые как И. У. Сеченов, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев и А. А. Ухтомский. Однако различия в путях развития отечественной науки о поведении и американского бихевиоризма связаны в первую очередь с разными социально-культурными условиями.

Таким образом, экспериментальная психология в России имеет свой, отличный от западного путь развития.

Развитие педологии в СССР

Важным этапом развития отечественной психологии в начале XX в. является возникновение и развитие педологии - науки о целостном развитии ребенка. Л. С. Выготский является одним из основателей этого движения в России, и судьба педологии в нашей стране очень неоднозначна.

Этапы развития педологии в СССР

1. Начальный этап развития: работа педолога сводится к комплектованию учебных групп и отбору детей во вспомогательные школы. Основной метод - тесты, и первая серия тестов для школы была опубликована в 1926 г. Выход журнала «Педология» в 1928 г.

2. Второй этап - с 1928 г. решением Первого педологического съезда ограничивается использование тестов, становятся все более очевидными недостатки в организации педологической службы из-за ее минимальной психолого-педагогической направленности. В конце 20-х гг. остро ставится вопрос о спецподготовке работников педолого-педагогической службы, о четком размежевании функций школьного врача и школьного педолога.

3. Рубеж 20-30-х гг. - третий этап: выдвинутое на передний план наблюдение за развитием учащихся в процессе их обучения и воспитания, изменение отношения к тестам и оценка их роли в педагогической практике расширили возможности психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

4. В 1928 г. в официальном положении «О проведении массовой практической работы по всестороннему изучению детства» было описано новое понимание задач школьной педологической службы: изучение учащихся в школе в целях поднятия качества образовательной и воспитательной работы, работа с трудными детьми, ознакомление педологов и родителей с основами педологии, профориентационная работа.

5. Постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов» наука педология была запрещена, причинами этого явились изменившаяся социально-политическая обстановка в СССР и начало сталинской эпохи в истории нашей страны. В условиях такой социальной обстановки задача развития свободной личности, которую ставила перед собой педология, переставала быть актуальной.

Развитие психотехники в СССР в 20-30-е гг. XX в.

В 20-30-е гг. в СССР, так же как и на Западе, активное развитие получает наука психотехника, задачей которой являлось осуществление практических целей психологическими средствами и использование на производстве законов человеческого поведения для его целесообразного регулирования и воздействия на человека. В СССР принципы психотехники выражались в так называемой «платформе семнадцати», в которую входили такие советские психологи, как Керженцев, Каплун, Шпильрейн, Стопани и др. Рассмотрим основные положения, выдвигаемые этими исследователями.

1. Акцентирование внимания на социалистической политической ориентации исследований труда в России, основным вопросом являлась рационализация техники и производства, а не изучение рабочих движений.

2. Выдвигались следующие задачи психотехники:

- разработка основ профотбора и профконсультации;

- изучение утомляемости и усталости в процессе труда;

- определение закономерностей формирования навыков в упражнении, тренировке психических функций при подготовке рабочей силы.

3. Характерная черта психотехники 30-х гг. - перенесение центра тяжести исследований с проблемы профотбора на рационализацию методов профобучения и переподготовки кадров, организацию трудового процесса и т. п.

В 20-х - начале 30-х гг. психотехника переживала в нашей стране бурное развитие: было создано 200 психотехнических лабораторий, с 1923 по 1932 г. действовало Всесоюзное психотехническое общество. Однако, как и педология, психотехника оказалась невостребованной в период сталинизма и сформировавшегося тоталитарного государства, и в 1936 г. были закрыты все психотехнические лаборатории.