Этот скандал до сих гремит и в широких, и в узких творческих кругах.
А дело было так.
Успешный нынче кинорежиссер Сарик Андреасян (снял фильмы «Служебный роман. Наше время», «Непрощённый», «Гудбай, Америка!», «Манюня», «Чикатило», «Онегин») месяц назад публично во время лекции в Московской международной киношколе очень резко высказался о режиссере Андрее Тарковском.
А именно так:
«Я ненавижу Тарковского. Тарковский – это ужасно. Я ненавижу авторское кино, Тарковский – это плохо. Это деградирующий кинематограф, остался 60 лет назад, забыли это».
Это заявление, конечно, вызвало шквал эмоций как у студенческой аудитории, так и среди актерско-режиссерской братии.
И нетрудно понять, почему.
Ведь режиссер Андрей Тарковский – величина не только в отечественном кино. Его фильмы завоевывали престижные премии на мировых кинофестивалях. Его творчество знают, изучают и почитают во всем мире. Один зарубежный критик так и вовсе сказал, что в истории мирового кино останется всего пять режиссеров. Тарковский, кстати, возглавлял этот список.
Другой вопрос, что Андрея Тарковского понимают и любят далеко не все. Фильмы его слишком самобытны, слишком далеки от привычных. Одно то, что в них нет привычного сюжета, уже отторгает от них обычного зрителя.
Не скрою, и я не поклонница Тарковского. Из «трудных» наших режиссеров мне Сергей Параджанов ближе. Тарковского, конечно, смотрела. Но только «Андрей Рублев» более-менее пришелся по душе.
Однако мне даже в страшном сне не придет в голову восклицать прилюдно нечто подобное тому, что выдал Андреасян.
Но не мне, обычной смертной, равняться с такой величиной, как Сарик. Он ведь даже на «Евгения Онегина» замахнулся.
Кстати, могу понять причину взрыва эмоций Андреасяна по поводу Тарковского. Сарик рьяно отстаивает права и статус массового кино. Коему, бесспорно, авторское – вечный оппонент. Ну, а Тарковский и вовсе – яркий образчик интеллектуального киноискусства.
Положа руку на сердце – Сарик Андреасян имеет право на собственное мнение. Как и все мы.
Между прочим, небезызвестный Андрон Кончаловский в одной из своих книг тоже высказался, что творчество Тарковского ему не близко. Но, как вы понимаете, высказался предельно культурно и аргументированно.
А вот Сарик Андреасян и культура откровенно чужды друг другу. Поэтому со свойственным ему южным темпераментом, привычке к эпатажу он и загнул свой незабываемый пассаж. Без аргументов, кстати.
Однако здесь возникает вопрос: а сделал бы Сарик то же самое, если б в среде, где он вращается, было б такое не принято? Где моветоном бы считалось поливать грязью классиков. И тем более допускать откровенно наглые выходки перед студентами.
Думаю, не сделал бы.
Но как раз принято.
Вспомнить хотя б того же Никиту Кологривого, который запросто прошелся по многим кино-авторитетам.
Так, что, в целом, все нормально.
В духе времени.
Или нет?
Как вы считаете, дорогие читатели? Ваше мнение как всегда мне интересно.
Фото из открытых источников интернет.
Фотоколлаж авторский.