Найти в Дзене
В кино с Варварой

«Тарковский – это ужасно», – сказал Сарик Андреасян, Или где же предел наглости нашей киношной элиты?

Этот скандал до сих гремит и в широких, и в узких творческих кругах.

А дело было так.

Успешный нынче кинорежиссер Сарик Андреасян (снял фильмы «Служебный роман. Наше время», «Непрощённый», «Гудбай, Америка!», «Манюня», «Чикатило», «Онегин») месяц назад публично во время лекции в Московской международной киношколе очень резко высказался о режиссере Андрее Тарковском.

Сарик Андреасян
Сарик Андреасян

А именно так:

«Я ненавижу Тарковского. Тарковский – это ужасно. Я ненавижу авторское кино, Тарковский – это плохо. Это деградирующий кинематограф, остался 60 лет назад, забыли это».

Это заявление, конечно, вызвало шквал эмоций как у студенческой аудитории, так и среди актерско-режиссерской братии.

И нетрудно понять, почему.

Ведь режиссер Андрей Тарковский – величина не только в отечественном кино. Его фильмы завоевывали престижные премии на мировых кинофестивалях. Его творчество знают, изучают и почитают во всем мире. Один зарубежный критик так и вовсе сказал, что в истории мирового кино останется всего пять режиссеров. Тарковский, кстати, возглавлял этот список.

Андрей Тарковский
Андрей Тарковский

Другой вопрос, что Андрея Тарковского понимают и любят далеко не все. Фильмы его слишком самобытны, слишком далеки от привычных. Одно то, что в них нет привычного сюжета, уже отторгает от них обычного зрителя.

Не скрою, и я не поклонница Тарковского. Из «трудных» наших режиссеров мне Сергей Параджанов ближе. Тарковского, конечно, смотрела. Но только «Андрей Рублев» более-менее пришелся по душе.

Кадр из фильма А. Тарковского «Андрей Рублев»
Кадр из фильма А. Тарковского «Андрей Рублев»

Однако мне даже в страшном сне не придет в голову восклицать прилюдно нечто подобное тому, что выдал Андреасян.

Но не мне, обычной смертной, равняться с такой величиной, как Сарик. Он ведь даже на «Евгения Онегина» замахнулся.

Кадр из фильма С. Андреасяна "Онегин"
Кадр из фильма С. Андреасяна "Онегин"

Кстати, могу понять причину взрыва эмоций Андреасяна по поводу Тарковского. Сарик рьяно отстаивает права и статус массового кино. Коему, бесспорно, авторское – вечный оппонент. Ну, а Тарковский и вовсе – яркий образчик интеллектуального киноискусства.

Кадр из фильма А. Тарковского "Солярис"
Кадр из фильма А. Тарковского "Солярис"

Положа руку на сердце – Сарик Андреасян имеет право на собственное мнение. Как и все мы.

Между прочим, небезызвестный Андрон Кончаловский в одной из своих книг тоже высказался, что творчество Тарковского ему не близко. Но, как вы понимаете, высказался предельно культурно и аргументированно.

Сарик Андреасян и Андрей Тарковский
Сарик Андреасян и Андрей Тарковский

А вот Сарик Андреасян и культура откровенно чужды друг другу. Поэтому со свойственным ему южным темпераментом, привычке к эпатажу он и загнул свой незабываемый пассаж. Без аргументов, кстати.

Кадр из фильма С. Андреасяна "Манюня"
Кадр из фильма С. Андреасяна "Манюня"

Однако здесь возникает вопрос: а сделал бы Сарик то же самое, если б в среде, где он вращается, было б такое не принято? Где моветоном бы считалось поливать грязью классиков. И тем более допускать откровенно наглые выходки перед студентами.

Думаю, не сделал бы.

Но как раз принято.

Вспомнить хотя б того же Никиту Кологривого, который запросто прошелся по многим кино-авторитетам.

Так, что, в целом, все нормально.

В духе времени.

Или нет?

Как вы считаете, дорогие читатели? Ваше мнение как всегда мне интересно.

Фото из открытых источников интернет.

Фотоколлаж авторский.