В каждом регионе есть свои мемориалы, связанные с Великой Отечественной. Туристы, посещающие Самару, стремятся попасть в бункер Сталина - самое монументальное сооружение времен Второй мировой войны. А вот местные жители к Дню Победы посещают Кинельский район Самарской области, где в селе Алексеевка установлен грандиозный памятник семье Володичкиных. На огромном постаменте высится фигура матери, а на 11-метровой гранитной стеле можно видеть девять бронзовых журавлей, устремленных в небо. Они символизируют девятерых сыновей Прасковьи Володичкиной, которых забрала война. Шестеро не вернулись с фронта, а остальные уже в мирное время скончались от ран.
"Все на свете метится следами,
Сколько б ты ни вышагал путей.
Яблоня украшена плодами,
Женщина – судьбой своих детей".
(Виталий Добрусин).
О семье Володичкиных
Никто из братьев Володичкиных не стал Героем Советского Союза, четверо числятся пропавшими без вести, но все мы с детства воспитывались на "Реквиеме" Роберта Рождественского, который звучал каждую весну. Там есть такие строки:
"Пусть не все герои, те, кто погибли, - павшим вечная слава!"
История семьи
Село Алексеевка ведет официальную историю с 1700 года. По указу Петра I на слиянии двух рек - Самары и Кинеля - была основана крепость. Павел Васильевич Володичкин и Прасковья Еремеевна Заруцева родом из Алексеевки. Здесь познакомились и в 1894-м поженились. Жениху - 19, невесте чуть больше - 20. Брак оказался прочным. Супруги прожили вместе 40 лет, до самой кончины Павла Васильевича. Пережили революцию, гражданскую войну и голод в Поволжье.
Судьба подарила им девять прекрасных сыновей. Все, кроме младшего Николая 1918 г. р. , до войны женились, обзавелись собственным хозяйством, растили детей. Только Федору Бог деток не послал.
Супруги были очень трудолюбивыми, жили в достатке, держали скотину. Когда главу семейства заставили отдать в колхоз им. Молотова и коров, и лошадь, он не смог оправиться от переживаний и в 1935-м ушел из жизни.
Став вдовой, Прасковья Еремеевна по традиции жила в семье старшего сына Александра. С ней оставался только младший Николай, которого она родила в 44 года. Парня в 1938 году всем селом проводили в армию на Дальний Восток.
Мать в последыше души не чаяла - в 1941-м ждала возвращения со срочной службы. А тут... началась Великая Отечественная. Прасковье Володичкиной пришлось провожать сыновей на фронт. Сначала ушли четверо. Младший Николай эшелоном был отправлен на фронт из Читы. Проститься с матерью он не успел. Правда, на станции Кинель передал для нее письмо:
«Едем на фронт, подробности позже».
Но никаких подробностей мать не дождалась. Состав, в котором ехал Николай, попал под обстрел в прифронтовой полосе. Прасковье Володичкиной пришло известие, что младший сын пропал без вести. Это ее подкосило. Она слегла и в сентябре 1941 года скончалась. Сердце не выдержало.
Женщина так и не узнала, что на фронте побывают все ее сыновья, даже старший Александр, у которого были серьезные проблемы со здоровьем. И из девяти вернутся только трое.
Интерес следопытов
Любопытно, что впервые о подвиге Володичкиных узнали только в 70-е гг. Следопыты по крупицам восстановили историю семьи. Помогло то, что дети и внуки Павла Васильевича и Прасковьи Еремеевны остались жить в селе, некоторые перебрались в Самару.
При школе № 4 открыли музей Володичкиных. В 90-е годы, когда в Самарской области создавалась Книга памяти, рабочая группа предложила установить в честь легендарной семьи мемориал.
Идею поддержали и губернатор, и президент Борис Ельцин. Открытие памятника состоялось 7 мая 1995 года, его приурочили к 50-летию Победы.
"На мрамор занести б всех поименно
Солдат России, чтоб в века, в века,
Да, чтоб над этим мрамором знамена
Простреленные рвались в облака!"
(Александр Прокофьев).
Что сегодня
В Алексеевке действуют два музея семьи Володичкиных. Один - при школе, а второй - в доме, где сегодня живут потомки Павла Васильевича и Прасковьи Еремеевны. Они выделили в левой части мемориальную комнату, которую люди окрестили народным музеем. Улица, на которой стоит дом, носит имя братьев Володичкиных, а в центре возвышается мемориал, который создавал архитектор Юрий Храмов. Вот что он вспоминал об идее памятника:
"Мать вышла из дома, ее девять сыновей превратились в девять журавлей и клином ушли в небо. Эти журавли были отлиты из бронзы. На фоне полированного красного гранита это производило очень сильное впечатление: улетающие сыновья покидают родной дом. Это очень эмоционально. Мы все тогда очень переживали за эту идею, и я рад, что получилось воплотить ее".
Над памятником матери работали скульпторы Анатолий и Александр Головнины.
Кто только не приезжал поклониться подвигу матери и ее сыновей! В том числе Александр Солженицын:
"Скорбный памятник наших безмерных народных потерь, неоплатных для родных – в дни Победы. Горько потерять столько сыновей!.."
Накануне 80-летия Победы в Алексеевке побывал губернатор Самарской области Вячеслав Федорищев. Он пообещал, что к знаменательной дате у мемориала зажжется Вечный огонь, ставший символом памяти Великой Отечественной. До этого пламя "включали" лишь к приезду высоких гостей.
Я напомню, что впервые Вечный огонь зажгли в 1957 году в Тульской области (пос. Первомайский). Но долгое время считалось, что первыми были ленинградцы. Осенью этого же года они зажгли Вечный огонь на Марсовом поле к 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции.
Через несколько месяцев идею подхватили и другие регионы. В Москве мемориал в Александровском саду был открыт 8 мая 1967 года. Факел к Вечному огню поднес сам Леонид Ильич Брежнев, участник Великой Отечественной войны.
Подведем итоги
В статье использованы фото сыновей, сделанные Романом Данилкиным для "КП". На них краткая информация о каждом. Возможно, они не совершали героических подвигов, но для меня это те самые "маленькие люди", о которых написал свое гениальное стихотворение Роберт Рождественский:
На Земле
безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую...
И однажды —
прекрасным утром —
постучалась к нему в окошко
небольшая,
казалось,
война...
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую —
по размерам —
шинель.
...А когда он упал —
некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле
не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня
в полный рост!
И еще... Воспитать настоящих мужчин без мужчины в доме сложно. Я бы рядом с матерью поставила и фигуру отца. Простого крестьянина, который приучал сыновей к труду, учил брать на себя ответственность, уважать мать.
А больше добавить нечего. Будем помнить! И сверять свою жизнь с теми, кто просто встал в строй, когда потребовалось защищать свою Родину.
***
Друзья! Пишите в комментариях, какие памятные мемориалы есть в вашем регионе. О бункере Сталина можно почитать здесь. К 80-летию Победы читайте на канале статью:
Всем добра, Виктория Самарская