Каждая семья хранит историю, в которой переплетаются мгновения радости и горечи, надежд и разочарований, успехов и потерь. История семьи Мусс из Ленинграда (теперь Санкт-Петербург) трагична и похожа на судьбы многих советских семей периода тоталитаризма. Это рассказ о важности бережного отношения к памяти, своим корням, о сохранении семейных ценностей на фоне стремительных исторических событий, меняющих наше общество.
Александр Адамович Мусс родился в семье российских немцев в 1895 году в Санкт-Петербурге. Здесь он окончил технический вуз и затем работал в энергетической компании города. Также он преподавал на курсах английского языка, на которых однажды познакомился с Ольгой Бернгоф. Девушка окончила в 1917 году гимназию в Санкт-Петербурге, прекрасно рисовала, знала три языка (немецкий, французский, английский), увлекалась постановкой домашних спектаклей. В 1925 году Александр женился на Ольге, а в 1931 году у пары появилась на свет девочка, которую назвали Раисой. В это время Александр Мусс работал на заводе Севкабель техническим переводчиком с немецкого и английского языков.
В 1930-е годы по стране начал набирать обороты государственный террор, направленный в основном против лиц, имевших иностранную для Советского Союза национальность (поляки, немцы, латыши и другие). В 1937—1938 годах НКВД была проведена так называемая «немецкая операция». Согласно приказу народного комиссара внутренних дел СССР № 00439 от 25 июля 1937 года, все немцы, работавшие на предприятиях оборонной промышленности (или имеющих оборонные цеха) должны были быть арестованы. С 30 июля начались аресты и увольнения, а с осени 1937 началась массовая операция.
В ноябре 1937 года Александра Мусса арестовали и обвинили во вредительстве, диверсии и организационной контрреволюционной деятельности (статья 58, п. 7, 9, 11 УК РСФСР). Комиссией Народного комиссара внутренних дел и прокурором СССР он был приговорён к расстрелу. 27 ноября 1937 года приговор был приведён в исполнение. Нужно отметить, что образованная в августе 1937 года комиссия (или как её ещё называли «двойка») являлась внесудебным, и, следовательно, неправосудным органом, проводившим массовые политические репрессии. За время своей деятельности Комиссия вынесла решения о расстрелах десятков тысяч советских граждан. Докладные записки о результатах работы комиссии еженедельно поступали для рассмотрения первым лицам государства Сталину, Молотову и другим.
Через несколько дней после вынесения приговора жена и дочь Александра Мусса по решению «двойки» были высланы из Ленинграда на спецпоселение в рабочий посёлок Сорочинск Оренбургской области. С началом войны мать и её 10-летняя дочь были повторно отправлены на спецпоселение в город Карпинск Свердловской области.
40-летняя Ольга Альфонсовна Мусс устроилась на работу в среднюю школу № 4, где организовала для детей кукольный театр. С баснями Ивана Крылова «Зеркало и обезьяна», «Ворона и лисица» и «Квартет» театр теней успешно участвовал в городском смотре детской художественной самодеятельности, который проходил в Доме культуры угольщиков.
Дочь Ольги Альфонсовны Раю приняли в школу, где работала её мама. Девочка была старательной в учёбе, увлекалась поэзией, сочиняла стихи и мечтала стать писателем. В ранних стихах Раи Мусс можно заметить явную гражданскую позицию автора. Вот что писала ученица 9-го класса о роли труда для человека в 1947 году:
Друзья, любите труд упорный свой
И чудеса творить учитесь сами.
Услышим мы про ваш успех большой
И будем тоже радоваться с вами.
Следующее стихотворение девушка посвятила проходившим в то время в стране первым послевоенным выборам в местные советы. Выраженная в нём поддержка Сталина демонстрирует общее отношение общества к нему в тот период времени, когда культ личности был на пике. Читая эти детские наивные строки, горько осознавать, что девочка, лишившаяся родного отца, семья которой была разрушена политическим решением руководства страны, искренне признаётся в любви к инициатору жестокой расправы.
В нашем округе кандидата выдвигают,
С любовью на портрет его глядя.
За Сталина все руки поднимают,
За нашего любимого вождя.
После успешного окончания школы Раиса Мусс вернулась в Ленинград и поступила на философский факультет Ленинградского университета имени А. А. Жданова. Зимой 1952 года студентка третьего курса приехала в Карпинск на традиционную встречу выпускников школы с учащимися 9-10 классов. С большим интересом собравшиеся прослушали рассказ Раисы Мусс о городе-герое Ленинграде, о встречах студентов Ленинградского университета с писателями Константином Симоновым и Верой Пановой, о помощи студентов колхозникам в уборке урожая и работе на стройках.
Окончив университет в 1954 году, девушка отправилась в Мурманск, где начала преподавать литературу в вечерней школе. Вероятно в это время, переступая порог школы, Рая вспомнила себя в школьные годы, своих учителей, директора школы Ксению Фёдоровну Рябко (1899–1967), и эти тёплые чувства вылились в проникновенное стихотворение «Учительница».
Я помню день, когда пришла к нам в класс
(Откуда, точно мы не знаем сами)
Учительница чуть постарше нас,
С испуганными серыми глазами.
И целый класс от смеха изнемог,
Когда она, дрожа, как в лихорадке,
Неловко начала вести урок,
Не отрывая взгляда от тетрадки.
Ушла поспешно, сразу со звонком,
Окинув класс враждебно-мрачным взглядом.
И плакала на лестнице тайком,
Не чувствуя, что мы стояли рядом.
Прижав к глазам растерзанный платок,
Твердила: – Не могу... работать... в школе.
Её увёл наш старый педагог,
Сердито ей шепча про силу воли.
... Решила я, идя в тот день домой,
Стать в будущем учительницей смелой,
А не такой смешной и неумелой.
Прошли года. Настал черёд и мой.
И в том же классе, в той же школе белой,
Я встретилась с бедовой детворой.
И вот, когда из класса, как во сне,
Растерянная, вышла со слезами,
Смеясь чему-то, руку сжала мне
Учительница с серыми глазами.
В 1958 году после снятия наложенных на спецпоселенцев ограничений в Ленинград вернулась Ольга Альфонсовна Мусс. Она и её муж были полностью реабилитированы новым руководством страны. В это время Раиса Мусс устроилась на работу в редакцию газеты «Полярная правда», где прошла путь от корреспондента до сотрудника отдела писем. Однажды в редакцию пришёл симпатичный молодой человек, который принёс свои стихи. Так Раиса познакомилась с моряком рыболовецкого судна Анатолием Велигиным, за которого через два года вышла замуж.
В 1961 году в семье родился первый ребёнок – девочка. Своё эмоциональное состояние в период ожидания малыша поэтесса описала в трогательном и глубокомысленном стихотворении «Двое».
Хожу и за двоих дышу –
Вторую жизнь в себе ношу.
Мне слышно даже и во сне,
Как бьётся эта жизнь во мне.
И я молю вторую жизнь:
– Большой и важной окажись.
Богаче будь и будь важней
Судьбы моей, мечты моей.
Второе сердце у меня.
Пока ещё в нём нет огня.
Но говорит оно врачу:
Уже тружусь, уже стучу.
Отныне ночью или днём
Я не одна, а мы вдвоём.
Не просто ем, не просто пью,
Я человеку жизнь даю!
В 1963 году Раиса Александровна Велигина была принята в Союз журналистов СССР. Она публиковала свои стихи под псевдонимом Раиса Мусс в журналах «Нева», «Север», местных изданиях. В 1964 году в Мурманске вышел единственный поэтический сборник автора «Сердце не забывает».
Одним из самых известных произведений поэтессы стало стихотворение «На Севере».
Мне говорят: на Севере у нас
Нет ничего отрадного для глаз,
А вот на юге – птицы, зелень, зной,
Кругом цветенье буйное садов,
А в Заполярье пору холодов
Назвали незаслуженно весной.
Ну что ж, и впрямь весенняя пора
На Севере цветами не щедра.
Но что цветы? Взгляни – весна везде:
И в чайках, отразившихся в воде,
В сосульке, что у мальчика в руке,
И в солнечном журчащем ручейке,
В том, как лицо туманами омыв,
Из серого стал голубым залив,
В порту – в чешуйках рыбных на земле.
И на лесах в руках у паренька
Весна раствором брызжет с мастерка.
Смеётся в первом вставленном стекле.
И в школе за учительским плечом
Озорничает зайчиком-лучом.
Весна блестит задорным огоньком
У встречной девушки в сиянье глаз,
Когда она идёт в вечерний час
С обветренным счастливым моряком.
И в том, как зори ранние ясны
Мы видим пробуждение весны.
И если сердце молодо твоё,
Открыто тёплым солнечным лучам,
Ты догадаешься, увидишь сам,
Где здесь, на Севере искать её.
Но если слеп и глух душою ты,
Бессильны даже южные цветы.
С 1965 по 1971 год Раиса Александровна Велигина работала сотрудником редакции журнала «Север». В 1980 году за заслуги в области советской печати ей было присуждено почётное звание Заслуженного работника культуры РСФСР.
В 1991 году журналист вышла на заслуженный отдых, стала принимать активное участие в работе городского литературно-философского общества «Собеседник». С ней было интересно общаться, она никогда никого не осуждала, была чутким и высокодуховным человеком, её любили и уважали.
Раиса Александровна Велигина скончалась 23 октября 2008 года и была похоронена в городе Мурманске. В памяти родных и близких Раиса Александровна осталась добрым, искренним, честным и принципиальным человеком.
Статья написана по воспоминаниям родной дочери Раисы Александровны Велигиной. При её написании были использованы материалы газеты «Карпинский рабочий» за 1947-1952 годы и фотографии из семейного архива, улучшенные и раскрашенные при помощи нейросетей.
О судьбе призванного на фронт советского немца читайте в статье