Найти в Дзене

Леонардо да Винчи — Комик эпохи Возрождения

Леонардо да Винчи, прототип человека эпохи Возрождения, известен такими шедеврами, как "Моно Лиза", "Тайная вечеря" и «Витрувианский человек»... Кто бы мог подумать, что Леонардо был ещё и художником-карикатуристом? Будучи гением, он смог исследовать этот вид искусства, результатом чего стали впечатляющие изображения людей или просто шутки XV века. Во времена европейского Ренессанса и в последующие столетия развития искусства почти у каждого художника был побочный проект — создание карикатур. Часто эти рисунки располагались на полях их записных книжек, но, тем не менее, они всё равно были маленькими произведениями искусства. Среди этих художников был Леонардо да Винчи, известный и ценимый за своё мастерство в искусстве карикатуры или, как он их называл, «чудовищные лица ». Леонардо любил необычные лица и головы, он восхищался странными на вид людьми, которых превращал в трагикомические фигуры. По словам самого Вазари, Леонардо «был так рад, когда видел любопытные головы, бородатые и
Оглавление

Леонардо да Винчи, прототип человека эпохи Возрождения, известен такими шедеврами, как "Моно Лиза", "Тайная вечеря" и «Витрувианский человек»... Кто бы мог подумать, что Леонардо был ещё и художником-карикатуристом? Будучи гением, он смог исследовать этот вид искусства, результатом чего стали впечатляющие изображения людей или просто шутки XV века.

Идеал красоты

Во времена европейского Ренессанса и в последующие столетия развития искусства почти у каждого художника был побочный проект — создание карикатур. Часто эти рисунки располагались на полях их записных книжек, но, тем не менее, они всё равно были маленькими произведениями искусства. Среди этих художников был Леонардо да Винчи, известный и ценимый за своё мастерство в искусстве карикатуры или, как он их называл, «чудовищные лица ».

Леонардо да Винчи, «Гротескная голова старухи», 1489–1490, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия, США.
Леонардо да Винчи, «Гротескная голова старухи», 1489–1490, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия, США.

Леонардо любил необычные лица и головы, он восхищался странными на вид людьми, которых превращал в трагикомические фигуры. По словам самого Вазари, Леонардо «был так рад, когда видел любопытные головы, бородатые или волосатые, что целый день следовал за тем, кто привлекал его внимание, и настолько ясно представлял его себе, что, вернувшись домой, рисовал голову так, как если бы человек был рядом».

Леонардо да Винчи, «Гротескная голова», 1482–1499, Оксфордский университет, Оксфорд, Великобритания.
Леонардо да Винчи, «Гротескная голова», 1482–1499, Оксфордский университет, Оксфорд, Великобритания.

Интерес Леонардо к физиогномике привёл его к поиску всего спектра выражений и черт человеческого лица. Каждая из этих воображаемых голов представляет собой отдельный рисунок, который помог ему подготовиться к тому, чтобы дополнить выражение лиц на своих картинах в неустанных поисках идеала красоты.

Карикатуры

Сюжет каждого рисунка уникален, он рождён воображением Леонардо и демонстрирует его стремление изображать необычное и удивительное. Однако все они несут на себе отпечаток техники гения. Леонардо использует близко расположенные параллельные линии для штриховки фигуры. Даже штрихи, проведённые от верхнего левого угла к нижнему правому, являются красноречивым признаком известной леворукости Леонардо (художники-правши штрихуют от верхнего правого угла к нижнему левому).

Леонардо да Винчи, «Карикатура на мужчину с густыми волосами», 1495, Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес, Калифорния, США.
Леонардо да Винчи, «Карикатура на мужчину с густыми волосами», 1495, Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес, Калифорния, США.

Кроме того, можно оценить использование сфумато — техники, впервые применённой Леонардо. Да Винчи был убеждённым сторонником того, что свет и тень сливаются без линий и границ, как дым. Поэтому его рисунки отличаются характерной мягкостью контуров и размытыми границами, полученными с помощью техники сфумато.

Первопроходец

Со временем рисунки были переданы ученику Леонардо, Франческо Мельци. Мельци создал свои собственные версии и предоставил их другим художникам для изучения и копирования. Эволюция этого типа рисунков в последующие столетия привела к тому, что мы сегодня называем карикатурами.

Франческо Мельци, «Бюст гротескной старухи», 1510–1520, Королевская коллекция, Лондон, Великобритания
Франческо Мельци, «Бюст гротескной старухи», 1510–1520, Королевская коллекция, Лондон, Великобритания

Работы Леонардо нашли отклик даже в конце XX века в творчестве Ральфа Стедмана, иллюстратора и политического карикатуриста. «Карикатуры» Леонардо не соответствуют тому, что мы сегодня называем карикатурами. Однако они изображают людей с гораздо меньшим классическим спокойствием, чем безмятежная Мона Лиза или бесстрастный Христос. Благодаря мастерству художника и его неудержимой любви к человеческому телу, его рисунки остаются вдохновляющими произведениями и сегодня.

Ральф Стедман, Я Леонардо, 1983
Ральф Стедман, Я Леонардо, 1983