Найти в Дзене
VEKTOR PLUS

Литий-железо-фосфатные аккумуляторы, технология и уникальность!

Литий-железо-фосфатные аккумуляторы LiFePO4, сокращённо LFP - электрохимическая технология высокоёмких перезаряжаемых литий-ионных аккумуляторов для долговечного и безопасного электропитания. Технология LFP уже два десятилетия является одной из наиболее быстро развивающихся аккумуляторных технологий. С 2010 по настоящий 2025 год мировые производственные мощности росли и снижали стоимость такими темпами, что в некоторых применениях LFP-аккумуляторы сравнялись по цене со свинцово-кислотными аналогами.
LFP аккумуляторы получили своё название по материалу положительного электрода – катода. Аккумуляторы LFP долговечны, стабильны по температуре и выдаваемой мощности и безопасны при приемлемой стоимости, благодаря чему получили широкое распространение в промышленности, в телекоммуникациях, в ИБП и системах накопления энергии, а в последние годы всё больше применяются вместо иных аккумуляторов в электромобилях. + Полное отсутствие эффекта памяти. Стабильная и долговечная работа при частичных
Оглавление

Литий-железо-фосфатные аккумуляторы LiFePO4, сокращённо LFP - электрохимическая технология высокоёмких перезаряжаемых литий-ионных аккумуляторов для долговечного и безопасного электропитания.

Уже заряжены!

Технология LFP уже два десятилетия является одной из наиболее быстро развивающихся аккумуляторных технологий. С 2010 по настоящий 2025 год мировые производственные мощности росли и снижали стоимость такими темпами, что в некоторых применениях LFP-аккумуляторы сравнялись по цене со свинцово-кислотными аналогами.
LFP аккумуляторы получили своё название по материалу положительного электрода – катода. Аккумуляторы LFP долговечны, стабильны по температуре и выдаваемой мощности и безопасны при приемлемой стоимости, благодаря чему получили широкое распространение в промышленности, в телекоммуникациях, в ИБП и системах накопления энергии, а в последние годы всё больше применяются вместо иных аккумуляторов в электромобилях.

Речные электросуда «Экобас» АО Водоходъ, Москва – батарея LFP 470 кВт-ч
Речные электросуда «Экобас» АО Водоходъ, Москва – батарея LFP 470 кВт-ч
Батареи LFP становятся стандартом резервного питания дата-центров (ЦОДов)
Батареи LFP становятся стандартом резервного питания дата-центров (ЦОДов)
Гибридный электромобиль Audi A5 e-hybrid – батарея LFP 25.9 кВт-ч
Гибридный электромобиль Audi A5 e-hybrid – батарея LFP 25.9 кВт-ч
Домашний накопитель Tesla Powerwall 3 – батарея LFP 13.5 кВт-ч
В гараже электромобиль Tesla Model Y Standard Range – батарея LFP 62.5 кВт-ч
Домашний накопитель Tesla Powerwall 3 – батарея LFP 13.5 кВт-ч В гараже электромобиль Tesla Model Y Standard Range – батарея LFP 62.5 кВт-ч
Домашний накопитель Vektor Energy Wall Mounted - батарея LFP 10.2 кВт-ч
Домашний накопитель Vektor Energy Wall Mounted - батарея LFP 10.2 кВт-ч
Телекоммуникационные базовые станции связи - батареи LFP от 2 до 20 кВт-ч
Телекоммуникационные базовые станции связи - батареи LFP от 2 до 20 кВт-ч

Преимущества и недостатки LFP

+ Полное отсутствие эффекта памяти. Стабильная и долговечная работа при частичных разрядах и недозарядах, губительных для иных технологий

+ Долговечная работа в циклическом режиме – 2500-8000 циклов

+ Длительный ресурс в 15-20 лет в буферном режиме

+ В 2-3 раза компактнее свинцово-кислотных аккумуляторов при той же ёмкости

+ Пологое разрядное напряжение: ~ 90% ёмкости выдаётся при 3.25-3.0 В на аккумулятор. Постоянная выдача мощности на 90% диапазона разряда

+ Высокая токовая отдача до 10С – полный разряд возможен за 6 минут

+ Низкое внутреннее сопротивление в 0.15-5 мОм на аккумуляторный элемент

+ Энергоэффективны, малые потери, в разы ниже затраты на кондиционирование

+ Медленный саморазряд в 2%/месяц

+ Нет дорогостоящих кобальта и никеля

+ Самая безопасная из распространённых литий-ионных технологий

+ Падающая цена - на 2025 год в некоторых применениях сравнялась с с-к

- Хуже выдаёт разряд при отрицательных температурах до -20 °С

- Нельзя использовать в стартерном режиме, отключается при токах КЗ

- Нельзя заряжать при отрицательных температурах ниже 0 °С

- Утилизация и переработка пока значительно дороже, чем у с-к аккумуляторов

Катодный материал в аккумуляторах LiFePO4 не имеет кобальта и никеля и не представляет опасности для здоровья и окружающей среды. Химический состав аккумулятора настолько стабилен, что аккумуляторы LiFePO4 могут заряжаться от свинцово-кислотного зарядного устройства с минимальной донастройкой.

Аккумуляторы LiFePO4 работают в диапазоне напряжений от 3.65 В до 2.8 В, выдавая до 90% ёмкости на пологой разрядной кривой в 3.25-3.00 В при работе в широком температурном диапазоне от -20 до +65 °С.

Принцип работы и компоненты LFP аккумулятора

LiFePO4

Название ИЮПАК: железо (2+) фосфат лития (1: 1: 1)

Код CAS: 15365-14-7

3D-модель:

-8

Принцип работы литий-железо-фосфатного аккумулятора основан на обратимой интеркаляции ионов лития Li+ между положительным и отрицательным электродами.

Реакция: LiFeIIPO4 ⇌ FeIIIPO4 + Li+ + e−

Литий-фосфат железа (LFP) представляет собой неорганическую твёрдую соль LiFePO в виде черно-серого порошка. Этот химический состав электрода предназначен для использования в качестве катода в стационарных аккумуляторах, электромобилях, системах накопления энергии и прочих аккумуляторах.

В большинстве литий-ионных батарей в смартфонах, ноутбуках и иной бытовой электронике используются катоды из других соединений лития, таких как оксид лития-кобальта LiCoO2, оксид лития-марганца LiMn2O4.

-9

Катод - LiFePO4, соль лития железофосфат (IV) со структурой оливина на алюминиевой фольге;

Анод – различные формы слоистого графита С6 на медной фольге;

Сепаратор – пористая полипропиленовая и/или полиэтиленовая мембрана;

Электролит - раствор соли лития LiPF6 в смеси неводных органических растворителей:
Этиленкарбонат EC, диэтилкарбонат DEC, этилметилкарбонат EMC, диметилкарбонат DMC, фторэтиленкарбонат FEC, пропиленкарбонат PPC и проч., прозрачный раствор, занимающий всё свободное внутреннее пространство в корпусе аккумуляторного элемента LFP;

Герметичный корпус аккумуляторного элемента LFP выполняется из алюминиевых сплавов с внешней полиэтиленовой оболочкой, токовыводами + и -, и клапаном безопасности.

LFP продолжает лидировать


Последние годы LFPаккумуляторы демонстрируют невероятный рост и снижение себестоимости производства. Их производительность, безопасность и цены будут способствовать их дальнейшему росту в ближайшем будущем. Помимо Китая, с 2024 года постепенно объявляется о создании большего числа заводов, ориентированных на производство LFP аккумуляторов и в Европе, и в Америке.

Благодаря совокупности своих рабочих характеристик и невысокой стоимости, в ближайшее десятилетие аккумуляторы LFP для батарей систем бесперебойного питания, систем накопления энергии, электромобилей и иных применений получат ещё более широкое мировое распространение.

Автор: Сергей Александрович Вольнов

НИУ МЭИ, TU Ilmenau

Руководитель направления по развитию «Вектор-Плюс»