Третий сольник Лорда вышел в октябре 1976 года (записан годом ранее – сентябрь 1975). Интересно, что специалисты из Википедии (в том числе английской) не умеют считать до трёх, пишут, что это второй (second) сольный альбом Лорда, первым указывают Windows, а Gemini suite именуют «дебютным». Вот один из примеров, как можно заблудиться в трёх соснах.
Но как бы там ни было, это – одна из вершин не только сольного творчества Лорда, но и всей рок-музыки – по моему мнению, это один из главных претендентов на звание лучшего рок-альбома 70-х. К этой мысли мы ещё вернёмся, а пока обратимся к фактам.
Sarabande – классическая рок-сюита, причём классическая в смысле академической формы, но выполненная рок-музыкантом, обладателем рок-мышления. В этом смысле Лорд – явление очень интересное.
В арт-роке – King Crimson, Yes, ELP, Genesis – в музыкальной основе лежат, как правило, не изначальные композиторские идеи, а джем-сейшн. Понятно, что, не имея классического композиторского образования, рок-музыканты не мыслят оркестровым звучанием. Исключением здесь является лидер группы The Enid Роберт Годфри – в соответствии с классическим образованием имеющий и мышление академическое.
И Лорд в этом плане оказывается на пересечении двух музыкальных пространств, двух видов мышления. С одной стороны, как и подавляющее большинство рокеров, вопреки бытующим легендам он не имел классического музыкального образования, наяривал на хэммонде как заправский рок-импровизатор. Но академическая основа была заложена в нём изначально, от природы – оттого и легенды, – и она дала о себе знать в выработке именно классического мышления (благодаря частным урокам и союзу с классическими дирижёрами), а в конце жизни и в выходе в пространство чистой классики.
Sarabande – вторая после Windows коллаборация Лорда с немецким дирижёром Эберхардом Шёнером – этим рокером в классической шкуре. На этот раз он руководил Филармоническим венгерским оркестром. Коллектив состоял из венгерских музыкантов, после событий 1956 года покинувших родину и обосновавшихся в ФРГ.
Впрочем, политическая подоплёка нас здесь мало интересует, а вот принадлежность к мадьярскому племени лично у меня вызывает обязательные ассоциации. Ну как тут не вспомнить властителя умов всей Европы, столпа европейского романтизма Ференца Листа. Это с одной временной стороны. А с другой – группу Omega, непревзойдённых гармонических гениев не только венгерского, а всего рока. Вот уж действительно мадьярская альфа и омега! Посему не удивительно, что вживую «Сарабанда» в полном объёме впервые была исполнена именно в Будапеште. Но произошло это уже в другую эпоху – 18 сентября 2010 года. И конечно с другими музыкантами.
А на оригинальной пластинке во взаимодействии с божественным Лордом мы слышим двух музыкантов из ДП-обоймы (в смысле постоянного сотрудничества с участниками ДП) – это Пит Йорк (основная партия ударных) и Марк Носиф (перкуссия). На басу здесь сейшмен Пол Карасс, а на гитаре (и просто шикарно!) – Энди Саммерс, музыкант с впечатляющим послужным списком, но прославившийся благодаря бренчанию в нововолновском недоразумении The Police.
В основу альбома положена классическая сюита, уходящая корнями в 16 век, а то и глубже, поскольку высокая академическая музыка начиналась с чисто духовных песнопений – месс с магнификатами, – а народная – фолк, танец – существовала всегда.
Охватить всю музыку разом – вот идея Лордовской «Сарабанды». Можно сказать, что это квинтэссенция музыки как она есть. Вне жанров, хотя здесь есть всё – фолк, классика, рок, джаз – но всё на уровне своей первоидеи – вот что значит музыка в чистом виде. Это не иначе как музыкальная алхимия – получение совершенного образца, «музыкального золота».
Фантазия – вступление с торжественностью входа и отголосками «Заратустры» Рихарда Штрауса; здесь же намечена и лирическая тема.
Сарабанда – что такое танец? Прежде всего это круговое движение, хоровод, карагод. В данном случае это круговое движение через все времена и музыкальные жанры с нахождением квинтэссенции. Найдено оптимальное соединение, синтез классики и рока – и в композиции, и в исполнении, в соединении рок-группы с симфоническом оркестром, они здесь как единое целое, единый организм. И никакого модернизма с авангардом, здесь напрочь нет академической зауми – даже в том виде, как она присутствовала на предыдущих Лордовских альбомах. И это делает музыку лёгкой, подвижной как танец.
Ария – лирическая тема и частная квинтэссенция недавнего шедевра Роджера Гловера «The Butterfly Ball and the Grasshopper’s Feast» (1974).
Жига – круговое движение символизирует уроборос – змея, кусающая свой хвост, что и вынесено на обложку. Основу альбома составляют три карагода – это второй из них, весьма впечатляет здесь Энди Саммерс, его соло на электрогитаре – выход в рок-измерение.
Бурэ – 3й карагод с включением восточных мотивов, кульминация альбома – хотя казалось бы куда уж выше Сарабанды и Жиги, но в Бурэ показатель шедевральности просто зашкаливает.
Павана – развитие лирической темы с выходом в джаз-пространство.
Каприс – заключительный виртуозный номер, и здесь тоже совершенное соединение четырёх элементов: классика на фолк-основе и рок на основании джазовой импровизации, синтез просто идеальный.
Финал – небольшая кода с включением фрагментов всех частей, как завершение музыкального путешествия, великого делания, изготовления красного льва.
По своей внутренней глубинной сути это высшая точка рок-эона 70-х, после чего происходит форменный обрыв, низвержение в хаос, и здесь напрашивается рассмотрение «Сарабанды» в контексте произошедшего. Ведь музыка вообще и рок в частности в высшем своём смысле это не иначе как изготовление философского камня. Причём, скорее, на подсознательном уровне. Что хорошо видно на примере ДП как самого совершенного рок-организма… (но это уже тема для другого разговора).