Над сквером, расположенным между первым и третьим корпусами Тюменского медицинского университета, возвышается указатель с надписью, извещающей, что он носит имя Александра Моисеенко. Но далеко не всякий тюменец знает об этом человеке и его заслугах перед тюменской медициной. Исправить такой пробел призвана выставка, посвященная памяти врача и ученого, открывшаяся в музейно-выставочном комплексе Тюменского медицинского университета (ТМУ).
Лейтенант медицинской службы
Экспонаты выставки попали на музейные стенды благодаря счастливой случайности – директор комплекса ТМУ Ольга Ковалёва, работая в читальном зале Государственного архива Тюменской области, познакомилась с племянницей Моисеенко, и та передала музею семейный архив со всеми материалами, документами и фотографиями. По этим документам можно проследить все этапы большой и богатой на события жизни врача и ученого.
Предваряют экспозицию черно-белые фотографии родителей Александра Моисеенко – украинских крестьян из села Новоборовицы Ровенского района Луганской области (тогда она называлась Ворошиловградской). В 1921 году у них родился сын Саша. Юный Александр выбрал свою профессию еще в школе, поступив по окончании 7 классов на рабфак Второго Харьковского психоневрологического института в городе Славянске. Но в том же году рабфак был упразднен, и будущий медик продолжил обучение в фельдшерско-акушерской школе, которую окончил в 1940 году, а уже спустя несколько месяцев был призван в армию. Там его и застало начало войны.
Молодому медику сразу было присвоено офицерское звание. Он служил начальником полковой аптеки, затем исполнял обязанности командира медико-санитарной роты и старшего врача полка. Война для него закончилась на Дальнем Востоке. Лейтенант медицинской службы Моисеенко был награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией» и «За победу над Японией», а также множеством юбилейных медалей, часть которых можно увидеть на выставочных стендах вместе с фронтовой фотографией.
Хирург и главный врач
Демобилизовавшись в 1946 году, Александр Артемьевич был направлен по распределению в Тюменскую область, где сразу занял руководящую должность заведующего Велижанским районным отделом здравоохранения. А уже в следующем, 1947 году молодой руководитель проявил незаурядные организаторские качества, создав первую в стране колхозную грязелечебницу на берегу озера Ахманка. Она существует до сих пор, в настоящее время это центр восстановительной медицины и реабилитации «Ахманка» в Нижнетавдинском районе.
Глава областного отдела здравоохранения Юрий Николаевич Семовских, тоже из бывших фронтовиков, заметил талантливого и энергичного врача и направил его получать высшее образование в Свердловский медицинский институт, который он окончил в 1955 году с отличием.
Карьера молодого врача развивалась стремительно. По окончании института он был приглашен заместителем главного врача по медицинской части в Тюменскую областную больницу, а в 1957 году уже возглавил ее, совмещая работу главного врача с хирургической деятельностью.
– Благодаря Александру Артемьевичу и его организационным способностям были построены новые больничные корпуса на 600 коек с двенадцатью специализированными отделениями, консультативная поликлиника, водогрязелечебница и областная станция переливания крови, оснащенные самым современным оборудованием, начала работу областная медицинская библиотека. С открытием медицинского института областная больница стала учебной базой для 12 клинических кафедр и курсов. Очень большое значение главный врач уделял подготовке кадров. Областная больница была одной из основных баз для специализации врачей и среднего медицинского персонала области, где с 1957 по 1969 год прошли специализацию более 900 врачей и 1 350 средних медицинских работников, – рассказывает Ольга Ковалёва.
Ученый и ректор
В числе главных направлений работы Александра Моисеенко была научная деятельность. В 1966 году он защитил кандидатскую диссертацию, опубликовал 26 работ в сборниках институтов и больниц, в трудах научных конференций и в центральных журналах. Кроме того, по его инициативе и при деятельном участии подготовлены и изданы 5 сборников научных трудов, в число авторов которых вошли и сотрудники Тюменской областной больницы.
Научная деятельность не прошла даром, и в 1970 году Александр Артемьевич становится ректором Тюменского медицинского института. На новом посту он за самый короткий срок обеспечил реконструкцию лекционных аудиторий и служебных помещений, а также добился передачи институту здания по улице Одесской, 50 (сейчас это 3-й корпус ТМУ) и первого этажа жилого дома по улице Пермякова, 10, где разместилась часть кафедр. Новый ректор имел большой авторитет среди руководителей органов власти и предприятий Тюменской области, и при хроническом дефиците денежных средств многие вопросы, в том числе строительные, решал с помощью личных контактов.
Общественный деятель
Впрочем, в историю Тюмени Александр Артемьевич вошел не только как врач и ученый, но и как общественный деятель. Он неоднократно избирался депутатом Тюменского городского Совета депутатов трудящихся (с 1966 по 1974 год), членом городского комитета КПСС (1967–1976 годы), председателем научного общества организаторов здравоохранения, председателем научно-курортной комиссии областного совета по управлению курортами профсоюзов, членом партийного бюро института и делегатом многочисленных партийных конференций. К фронтовым наградам Александра Моисеенко прибавились ордена и медали, полученные в мирное время.
Из воспоминаний коллег:
«Мне приходилось сдавать ему экзамены, и они были не совсем обычными. В нем чувствовалась главная линия: Александр Артемьевич – не теоретик, а практик. Я до сей поры помню, как надо покупать оборудование для больницы. Учил он очень конкретно: как оформляется любая покупка – от самого дорогого оборудования до стопки бумаги. Кого и куда отправить, что выписать, как провести по документам – он всё это знал досконально, в живой реальности, а не в теории. Счет, платежка – он научил не пугаться этих бумаг, а работать с ними…
У него тяжело болело сердце. Но я никогда не слышал, чтобы он обсуждал с кем-то свое здоровье. Порок сердца не позволял активно заниматься спортом. Нам трудно представить его жизнь, у него была одна отдушина – работа. А эмоции – как у любого. Мог улыбнуться, засмеяться, рассказать анекдот, никакой зашоренности, зажатости в нем не ощущалось».
Сергей ГАЛЯН
«Вот характерный штрих – на партсобраниях ректор предлагал неожиданные кандидатуры для поощрения. В каждом коллективе есть люди на слуху, а Александр Артемьевич часто выдвигал скромных, казалось бы, неярких людей. Вспоминал хорошие качества сотрудников. Это могли быть и дворник, и сторож. Кстати, он с большим почтением относился к обслуживающему персоналу, это любой человек подтвердит».
Тамара ХОХРИНА
Роман БЕЛОУСОВ