Найти в Дзене

КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ ВОЖДЯ МИРОВОГО ПРОЛЕТАРИАТА: "СОЦИАЛИЗМ И ВОЙНА"

155 лет назад, 22 апреля 1870 года, в городе Симбирске родился основатель и глава первого в Мире социалистического государства, выдающийся теоретик марксизма и самый успешный революционер в истории Человечества - Владимир Ильич Ульянов, известный всему Миру как Ленин.

Согласно данным ЮНЕСКО, по количеству переводов на иностранные языки работы В.И.Ленина занимают 7-е место в Мире, уступая Агате Кристи, Жюлю Верну и Уильяму Шекспиру, но обгоняя Ганса Кристиана Андерсена и Стивена Кинга.

Давайте продолжим знакомиться с творческим наследием Человека, имя которого далеко не случайно носит наш с Вами муниципалитет - место, где он провёл последние годы своей жизни и откуда отправился в свой последний земной путь.

О таких его работах, как "Государство и революция" и "Империализм как высшая стадия капитализма" мы уже писали в наших предыдущих статьях.

В первой из них Владимир Ильич последовательно доказывает, что в любом классовом обществе государство есть инструмент подавления одних классов другими, и объясняет, на каких принципах должно строиться социалистическое государство нового образца. Во второй мыслитель, продолжая труды Карла Маркса и Фридриха Энгельса, раскрывает основные свойства и признаки олигархического капитализма.

Сегодня же мы с Вами поговорим об отношении Вождя Революции к войне, которое он излагает в таких своих произведениях, как "Социализм и война", "О национальной гордости великороссов" и др.

В.И.Ленин объясняет своим читателям, что настоящие социалисты, в отличие от пацифистов, осознают неизбежность войн при наличии классов и эксплуатации одних людей другими, а потому прекрасно понимают, что прекратить их возможно, лишь кардинальным образом трансформировав наше общество.

Более того, войны, по мнению В.И.Ленина, следует различать на "справедливые" и "несправедливые". К "справедливым" войнам можно отнести лишь те, которые ведутся в целях установления более справедливого общественного устройства. 

Например, восстание рабов против своих господ или борьба порабощенных народов за независимость от своих угнетателей - разве это не справедливо? Или защита социалистического государства от агрессии капиталистических держав, пытающихся установить на его территории власть капитала. В этом отношении и Великая Отечественная война, и Гражданская война против интервентов и поддерживаемых иностранными государствами белых армий также являются справедливыми. 

При некоторых обстоятельствах и на определённом историческом этапе даже война капиталистического государства может считаться справедливой, если она ведётся за освобождение от оков рабовладения или феодализма. В этом смысле вполне справедливой можно считать войну капиталистического Севера Соединённых Штатов Америки против рабовладельческого Юга, ведь в итоге она привела к отмене рабства.

Однако войну, которая ведётся лишь ради присоединения новых территорий и обогащения правящего класса той или иной страны, справедливой уже никак не назовёшь. Даже если придумать для неё несколько красивых лозунгов типа "защиты Отечества" или "помощи братьям-славянам".

Ярчайшим примером несправедливой войны, по мнению Владимира Ильича, являлась Первая мировая война, свидетелем которой он являлся. 

Опоздавшая к разделу Мира Германия пыталась отвоевать себе у Англии и Франции новые колонии. Англия хотела задавить быстро растущего молодого конкурента Германию, а заодно ослабить Францию и Россию. Франция мечтала вернуть Эльзас-Лотарингию, присвоив также левый берег Рейна и Рурскую область с её шахтами и металлургическими заводами. Италия собиралась запустить руку на Балканы. А правящий класс царской России грезил о Западной Украине и проливах Босфор и Дарданеллы для более выгодного экспорта зерна.

"Класс помещиков и верхи торгово-промышленной буржуазии горячо поддержали воинствующую политику царского правительства. Они справедливо ждут для себя громадных материальных выгод и привилегий от раздела турецкого и австрийского наследства. Целый ряд их съездов уже предвкушает те барыши, которые потекли бы в их карманы при победе царской армии. К тому же реакционеры очень хорошо понимают, что если что еще может отсрочить падение монархии Романовых и задержать новую революцию в России, так это только победоносная для царя внешняя война" - пишет В.И.Ленин в своей работе "Социализм и война".

Партия большевиков - единственная из парламентских партий Российской империи, открыто выступившая в 1914 году против войны. За подобную "непатриотическую" позицию депутаты РСДРП подверглись арестам и были отправлены на каторгу.

Охранители всех мастей клеймили противников войны "предателями" своего Отечества и упрекали их в отсутствии гордости за свою страну.

В статье "О национальной гордости великороссов" В.И.Ленин парировал им следующим образом:

"Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (т. е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов. Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты. Мы гордимся тем, что эти насилия вызывали отпор из нашей среды, из среды великорусов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс

<...>

Мы полны чувства национальной гордости, и именно поэтому мы особенно ненавидим свое рабское прошлое (когда помещики дворяне вели на войну мужиков, чтобы душить свободу Венгрии, Польши, Персии, Китая) и свое рабское настоящее, когда те же помещики, споспешествуемые капиталистами, ведут нас на войну, чтобы душить Польшу и Украину, чтобы давить демократическое движение в Персии и в Китае, чтобы усилить позорящую наше великорусское национальное достоинство шайку Романовых, Бобринских, Пуришкевичей"

Тех членов социалистических партий, которые после начала Первой мировой войны встали на сторону своих правительств и национальной буржуазии, предав тем самым интернациональные интересы рабочего класса, Владимир Ильич называл "оппортунистами" - то есть приспособленцами, использующими своё высокое положение в оппозиционной среде для обмена его на перспективы карьерного роста и материальное благополучие. Чем, по мнению В.И.Ленина, они предали интересы трудящихся? Хотя бы тем, что начали призывать их идти на фронт и убивать там своих собратьев из других стран - таких же, как и они, рабочих и крестьян.

Ну и в заключение нам бы хотелось привести ещё одну известную цитату В.И.Ленина из уже упомянутого произведения "О национальной гордости великороссов":

"Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремлений к своей свободе, но оправдывает и прикрашивает свое рабство (например, называет удушение Польши, Украины и т. д. "защитой отечества" великороссов), такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам".

#ЛГО_история

#ЛСА

#Подмосковье

#Видное

#Ленин

#социализм

#капитализм

#справедливость

#война

#революция