#Политика
Даже этого сейчас может быть недостаточно.
21 апреля 2025 года в 18:17 по восточному поясному времени
Тревожные признаки продолжают появляться с тех пор, как президент Дональд Трамп объявил о введении масштабных глобальных тарифов в «День освобождения». Цена на золото взлетела до исторического максимума, поскольку люди стремятся к максимальному уровню безопасности. Доллар США упал до минимума за три года, поскольку инвесторы предпочитают владеть чем угодно, только не американскими активами. Как будто тарифного хаоса недостаточно, Трамп также угрожает «уволить» председателя Федеральной резервной системы Джерома Пауэлла, одного из немногих экономических лидеров, которым по-прежнему доверяют в стране.
Учитывая всё это, неудивительно, что букмекерские конторы прогнозируют 61-процентную вероятность рецессии в этом году. JPMorgan соглашается с этими прогнозами, как и многие инвесторы, которые отправляют американские акции обратно на территорию медвежьего рынка.
Сегодня Соединённые Штаты, вероятно, не находятся в состоянии рецессии, но, судя по всему, она неизбежна в ближайшее время, если Белый дом не предпримет кардинальных изменений в торговле. Есть только один способ избежать рецессии в США: если Трамп прекратит тарифное безумие.
Трамп привёл экономику в плачевное состояние, даже среди богатых. Его тарифы являются самыми высокими со времён Великой депрессии. Американцы в ужасе от того, что цены снова вырастут и они могут потерять работу. Предприятия в равной степени встревожены и находятся в почти коматозном состоянии, ожидая, что произойдёт с торговлей, сокращением бюджета и налогами. Грузопоток в порту Лос-Анджелеса, главном центре азиатского импорта, настолько сократился, что напоминает первые дни пандемии.
Профессора Стэнфордского и Северо-Западного университетов составили индекс неопределённости экономической политики. Он резко вырос до уровня, который наблюдался только во время пандемии. Он уже выше, чем во время Великой рецессии 2008–2009 годов, и может легко превысить показатели 2020 года, если Трамп попытается уволить председателя ФРС. Индекс неопределённости торговой политики зашкаливает, демонстрируя то, чего никогда не было в эпоху после Второй мировой войны.
Что сбивает с толку, так это то, что многие экономические показатели по-прежнему выглядят довольно хорошо. Уровень безработицы низкий. Инфляция почти вернулась к норме, а потребительские расходы в последнее время растут. Но все эти показатели относятся к марту. Они описывают экономику до того, как 2 апреля произошёл резкий скачок из-за объявления о тарифах. Во многом этот мартовский мини-бум был вызван тем, что потребители и компании в панике скупали товары до введения тарифов (они поступили разумно). Теперь в экономике появляются трещины: на заводах начались увольнения. Импорт замедляется. Потребители сокращают расходы на досуг и путешествия. Появляются первые признаки повышения цен. И дальше будет только хуже.
«Я думаю, что мы вступаем в рецессию, — сказал Нил Дутта, глава отдела экономических исследований в Renaissance Macro Research. — Что хорошего может произойти с экономикой? Даже если мы вернёмся к тому, что было до торговых споров, и Трамп просто объявит о победе, ущерб уже нанесён, и его трудно устранить».
Не осталось никакой системы поддержки, которая могла бы остановить спад. ФРС не собирается приходить на помощь и снижать процентные ставки, чтобы поддержать экономику, потому что слишком много опасений по поводу возвращения инфляции. Трамп сокращает государственные расходы, особенно во многих сферах, которые помогают бедным. Конгресс не собирается принимать масштабный пакет стимулирующих мер с «стимулирующими выплатами» для большинства американцев, как это было во время пандемии. Между тем, у потребителей больше нет больших сбережений, которые могли бы смягчить последствия роста цен или потери работы, как это было после пандемии. А паника на рынке облигаций только усложнила — и удорожила — задачу для всех, кто пытается рефинансировать свои кредиты.
Если увольнения действительно начнутся, потребительские расходы резко упадут, и экономический спад станет почти неизбежным. Уже сейчас наблюдается рост числа американцев, которые оплачивают минимальные счета по своим кредитным картам — это ранний признак повсеместного кризиса. По данным ФРБ Филадельфии, число «минимально оплачивающих счета» находится на 12-летнем максимуме.
«На фоне всего этого шума на финансовых рынках мы видим признаки рецессии в реальном секторе экономики», — сказал Джо Брусуэлас, главный экономист RSM U.S., которая консультирует компании среднего бизнеса.
Брусуэлас отслеживал, как компании увеличивали свои запасы в последнее время. Было разумно попытаться импортировать как можно больше до введения тарифов, но существует реальный риск того, что спрос не сохранится в таких условиях. Будут ли люди продолжать покупать автомобили? Будут ли компании продолжать покупать оборудование? Сейчас это большое «если».
Возможно, в ближайшие недели Трамп заключит основы торговой сделки с Японией и заявит, что это станет образцом для других сделок. Возможно, он откажется от взаимных тарифов и оставит только 10-процентный глобальный сбор. Есть несколько способов, с помощью которых он мог бы объявить о своей победе и отступить.
Но поверит ли ему кто-нибудь?
«Трамп продемонстрировал готовность применить тарифные меры всякий раз, когда его что-то раздражает: наркотики, ввозимые через границу, иммиграция, торговый дефицит. Вряд ли можно будет рассчитывать на доверие и уверенность в долговечности какой-либо торговой сделки», — сказал Стивен Дж. Дэвис, старший научный сотрудник Института Гувера и соучредитель индекса неопределённости экономической политики.
Мир наконец-то понимает, насколько сильно Трамп любит тарифы.