Психология имеет многовековую историю: первые научные представления возникли в VI в. до н. э. Поэтому встает вопрос о периодизации истории психологии, задачей которой является расчленение этого процесса, выделение этапов, определение содержания каждого из них.
В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания; второй - когда психология развивалась как самостоятельная наука. Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н. э.- середина XIX в.) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй - чуть больше столетия (середина XIX в.- настоящее время). По словам Г. Эббингауза, психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю. Выделение этих двух периодов не требует специальных обоснований, так как его критерии очевидны, но поскольку каждый из. них растягивается на столетия, необходима более дробная периодизация. Ее можно проводить по чисто формальным признакам - хронологическому (можно различать историю психологии XVII в., историю психологи» XVIII в. и т. п.), пространственно-территориальному (история психологии в Мексике, история психологии в Англии и т. п.), можно различать периодизацию мировой и отечественной психологии. Учитывая условность всякой периодизации и принимая во внимание неразработанность этой проблемы, следует рассматривать предлагаемую далее периодизацию истории психологии лишь как один из возможных ее вариантов. В ней история отечественной психологической мысли включена составной частью в историю развития мировой науки. В качестве основания для разделения этого процесса на этапы были выбраны содержательные критерии, определявшие смену взглядов на природу психического и отличающие каждый из этапов (см. схему).
Хронология
Содержание этапа
Итоги
VI в. до н. э. - V в.
Возникновение первых научных представлений о психике и их первоначальное развитие
Выделение науки о душе и формирование двух направлений материализма и идеализма; формирование первых эмпирических знаний о психических процессах - ощущении (восприятии), памяти, воображении мышлении, аффектах, воле; выделение проблемы соотношения души и тела; указание на внутреннее чувство как способ познания
V - VIII вв.
Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний
Формирование томистской психологии; начало опытной методологии исследования
XIV - XVI вв.
Дальнейшее развитие учения о душе в контексте развития анатомо-физиологических знаний и великих открытий XIV - XVI вв.
Отказ от понимания души как объекта исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений; введение термина «психология»
XVII - середина XIX вв.
Выделение сознания в качестве предмета исследования и формирование теоретических основ психологии
Формирование эмпирической интроспективной и ассоцианистской психологии; возникновение психофизической и психофизиологической проблем; понятие о бессознательной психике
Развитие психологии как самостоятельной науки
Начало XIX – 60-е гг. XIX в.
Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки
Экспериментальные методы исследования деятельности нервной системы и органов чувств; формирование психофизики; формирование психометрии; теории ощущений и восприятия
60-е гг. XIX в. – конец XIX в.
Возникновение и первоначальное развитие психологии как самостоятельной науки
Проникновение экспериментальных методов в психологию; формирование теоретических программ психологии; возникновение прикладных исследований в психологии; возникновение новых областей психологии
10-е – середина 30-х гг. XX в.
Открытый кризис в психологии
Возникновение школ в зарубежной психологии: бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии, французской социологической школы, понимающей психологии, индивидуальной психологии, аналитической психологии и др.
Возникновение советской психологии
20-е – 30-е гг.
Становление советской психологии
Создание теоретических основ психологии на основах марксистской философии: теории установки, культурно-исторической теории, теории деятельности и др.; развитие прикладных областей и отечественной психологии - психотехники и педологии; развитие естественнонаучных представлений о физиологических механизмах психической деятельности и двигательных актов
Конец 30-х – 50-е гг.
Затухание кризиса в зарубежной психологии.
Развитие советской психологии в области теории
Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др.
Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки). Развитие теории деятельности в советской психологии. Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина
60-е гг. – настоящее время
Поиски новых теоретических подходов в современной зарубежной и российской психологии
Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология, марксистски-ориентированные теории.
Дискуссии в советской психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и др.