Найти в Дзене

Принципы периодизации развития психологических знаний

Психология имеет многовековую исто­рию: первые научные представления возникли в VI в. до н. э. Поэтому встает вопрос о периодизации истории психологии, задачей которой является расчленение это­го процесса, выделение этапов, определение содержа­ния каждого из них. В истории психологии различаются два больших пе­риода: первый, когда психологические знания развива­лись в недрах философии, а также других наук, преж­де всего естествознания; второй - когда психология развивалась как самостоятельная наука. Они несоизме­римы по времени: первый период (VI в. до н. э.- сере­дина XIX в.) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй - чуть больше столетия (середина XIX в.- настоящее вре­мя). По словам Г. Эббингауза, психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю. Выделение этих двух периодов не требует специальных обоснований, так как его критерии очевидны, но поскольку каждый из. них растягивается на столетия, необходима более дроб­ная периодизация. Ее можно проводить по чисто фор­мальным п

Психология имеет многовековую исто­рию: первые научные представления возникли в VI в. до н. э. Поэтому встает вопрос о периодизации истории психологии, задачей которой является расчленение это­го процесса, выделение этапов, определение содержа­ния каждого из них.

В истории психологии различаются два больших пе­риода: первый, когда психологические знания развива­лись в недрах философии, а также других наук, преж­де всего естествознания; второй - когда психология развивалась как самостоятельная наука. Они несоизме­римы по времени: первый период (VI в. до н. э.- сере­дина XIX в.) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй - чуть больше столетия (середина XIX в.- настоящее вре­мя). По словам Г. Эббингауза, психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю. Выделение этих двух периодов не требует специальных обоснований, так как его критерии очевидны, но поскольку каждый из. них растягивается на столетия, необходима более дроб­ная периодизация. Ее можно проводить по чисто фор­мальным признакам - хронологическому (можно разли­чать историю психологии XVII в., историю психологи» XVIII в. и т. п.), пространственно-территориальному (ис­тория психологии в Мексике, история психологии в Ан­глии и т. п.), можно различать периодизацию мировой и отечественной психологии. Учитывая условность всякой периодизации и принимая во внимание неразра­ботанность этой проблемы, следует рассматривать пред­лагаемую далее периодизацию истории психологии лишь как один из возможных ее вариантов. В ней история отечественной психологической мысли включена состав­ной частью в историю развития мировой науки. В каче­стве основания для разделения этого процесса на этапы были выбраны содержательные критерии, определявшие смену взглядов на природу психического и отличающие каждый из этапов (см. схему).

Хронология

Содержание этапа

Итоги

VI в. до н. э. - V в.

Возникновение пер­вых научных представ­лений о психике и их первоначальное разви­тие

Выделение науки о душе и формирование двух направлений материализма и идеализма; формирование первых эмпирических знаний о психических процессах - ощущении (восприятии), памяти, воображении мышлении, аффектах, воле; выделение проблемы соотношения души и тела; указание на внутреннее чувство как способ познания

V - VIII вв.

Развитие учения о душе в рамках фило­софских учений и на базе медицинских зна­ний

Формирование томистской психологии; начало опытной методологии исследования

XIV - XVI вв.

Дальнейшее развитие учения о душе в кон­тексте развития анатомо-физиологических знаний и великих от­крытий XIV - XVI вв.

Отказ от понимания души как объекта исследования и объяснительного принципа телесных и психичес­ких явлений; введение термина «пси­хология»

XVII - середина XIX вв.

Выделение сознания в качестве предмета ис­следования и формиро­вание теоретических ос­нов психологии

Формирование эмпирической интроспективной и ассоцианистской психологии; возникновение психофизической и психофизиологической про­блем; понятие о бессознательной психике

Развитие психологии как самостоятельной науки

Начало XIX – 60-е гг. XIX в.

Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки

Экспериментальные методы исследования деятельности нервной системы и органов чувств; формирование психофизики; формирование психометрии; теории ощущений и восприятия

60-е гг. XIX в. – конец XIX в.

Возникновение и первоначальное развитие психологии как самостоятельной науки

Проникновение экспериментальных методов в психологию; формирование теоретических программ психологии; возникновение прикладных исследований в психологии; возникновение новых областей психологии

10-е – середина 30-х гг. XX в.

Открытый кризис в психологии

Возникновение школ в зарубежной психологии: бихевиоризма, психоана­лиза, гештальтпсихологии, француз­ской социологической школы, пони­мающей психологии, индивидуальной психологии, аналитической психо­логии и др.

Возникновение советской психо­логии

20-е – 30-е гг.

Становление советской психологии

Создание теоретических основ пси­хологии на основах марксистской философии: теории установки, куль­турно-исторической теории, теории деятельности и др.; развитие при­кладных областей и отечественной психологии - психотехники и педо­логии; развитие естественнонаучных представлений о физиологических механизмах психической деятельнос­ти и двигательных актов

Конец 30-х – 50-е гг.

Затухание кризиса в зарубежной психологии.

Развитие советской психологии в области теории

Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетичес­кая психология, персоналистические концепции личности и др.

Дискуссии в советской психоло­гии (о перестройке науки на основе павловского учения, о теории уста­новки). Развитие теории деятельнос­ти в советской психологии. Возникновение теории поэтапного формиро­вания умственных действий и поня­тий П. Я. Гальперина

60-е гг. – настоящее время

Поиски новых теоре­тических подходов в современной зарубеж­ной и российской психо­логии

Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гумани­стическая психология, логотерапия, когнитивная психология, марксистски-ориентированные теории.

Дискуссии в советской психоло­гии о предмете психологии, по про­блемам бессознательного, общения и др.