Найти в Дзене

Значение истории психологии для психологической теории и практики

Специфика научного труда предполагает необхо­димость иметь информацию о прошлом. Собственное исследование должно быть органически связано с историей изучаемого вопроса, ибо нет такой проблемы в современной науке, которая могла бы решаться без учета предшествующей истории. «История вопроса не­посредственно переходит в постановку проблемы ис­следования. Последняя должна органически вытекать из первой. Глубина, фундаментальность этой части исследования является в настоящее время в психоло­гической науке одним из необходимейших условий, определяющих научную ценность данной работы», - писал Б.М. Теплов. Ближайшая история, охватываю­щая наше столетие, органически входит в современ­ность: учение о целостности в гештальтпсихологии, о бессознательном в глубинной психологии, понимание мышления в Вюрцбургской школе и др. составляют основу современных исследований. Материал более от­даленной и даже совсем далекой истории «не отрица­ется полностью, понимание его ограниченности не пре­пятствует част

Специфика научного труда предполагает необхо­димость иметь информацию о прошлом. Собственное исследование должно быть органически связано с историей изучаемого вопроса, ибо нет такой проблемы в современной науке, которая могла бы решаться без учета предшествующей истории. «История вопроса не­посредственно переходит в постановку проблемы ис­следования. Последняя должна органически вытекать из первой. Глубина, фундаментальность этой части исследования является в настоящее время в психоло­гической науке одним из необходимейших условий, определяющих научную ценность данной работы», - писал Б.М. Теплов. Ближайшая история, охватываю­щая наше столетие, органически входит в современ­ность: учение о целостности в гештальтпсихологии, о бессознательном в глубинной психологии, понимание мышления в Вюрцбургской школе и др. составляют основу современных исследований. Материал более от­даленной и даже совсем далекой истории «не отрица­ется полностью, понимание его ограниченности не пре­пятствует частичному включению его в более широкую систему знаний».

Владение историей, конечно, не ограничивается воспроизведением воззрений прошлого. В полной мере историческое прошлое может служить настоящему только в том случае если оно используется в целях решения актуальных проблем. К. Левин в статье «Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии», сопоставляя теоретические конструкции Аристотеля и Галилея в контексте насущных проблем современной экспериментальной и теоретической психологии, писал: «Моя цель - не историческая, скорее, я считаю, что некоторые вопросы, име­ющие огромное значение для перестройки теорий современной психологии, могут быть разрешены и бо­лее точно сформулированы с помощью такого сравне­ния, которое обеспечит взгляд, выходящий за рамки трудностей сегодняшнего дня».

Обращение к истории в связи с разработкой но­вых путей психологического исследования характерно для всего творчества Л.С. Выготского.

В постоянном споре с основными психологически­ми направлениями создавал свою теорию установки Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ана­ньев, Б.М. Теплов, П.Я. Гальперин много внимания уде­ляли истории психологии, хотя ни для одного из них она не была областью специального исследования. Рассматривая проблему значения истории психологии, М.Г. Ярошевский называет такое обращение к истории «творческим диалогом с прошлым».

Конечно, для того чтобы говорить об аристотелев­ском способе мышления, необходимо хорошо знать труды Аристотеля. Подобно тому как исполнение му­зыкального произведения может стать выразительным только после освоения его технической стороны, так и использование истории в современном исследовании становится возможным только на основе знания всего конкретного материала, накопленного наукой. Отсюда возникает необходимость истории психологии как спе­циальной области исследования, изучающей достиже­ния психологии на протяжении всего пути ее истори­ческого развития.

Знание истории психологии необходимо для пони­мания различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития. Только включение в исторический контекст позволяет понять их сущность, выявить их исходные позиции, оценить подлинную новизну и осознать их исторический смысл. Изучение истории психологии имеет большое об­разовательно-нравственное значение. «История более полезна, она полна мудрости», - писал итальянский философ-гуманист XV в. Лоренцо Валла. Она знакомит нас с жизнью людей науки, раскрывает полную дра­матизма борьбу во имя истины, вызывает разнообраз­ные чувства: от почтительного восхищения до разоча­рования и недоумения.

История психологии занимает особое место в системе психологических наук. Это обусловлено тем, что она охватывает собою вопросы философии, естественнонаучных основ психологических явлений и структуру собственно психологических знаний.

Развитие психологического знания как результата творческой познавательной деятельности человека на разных этапах культурно – исторического развития общества составляет объект истории психологии.

Осмысление и описание процесса психологического познания, его содержания и структуры, закономерностей и этапов развития составляют предмет истории психологии.

Сложность и многоаспектность психического познания как объекта исследования обуславливают различное определение предмета истории психологии. В настоящее время в научной литературе выделяется три основных подхода в определении ее предмета.

Основой изучения первого подхода – логико-научного или интернального является результат психологического познания, его внутреннее содержание. В российской науке указанный подход «в чистом виде» не представлен.

Второй подход – экстернальный - делает акцент на внешней истории развития научного знания и описания на ее основе внутринаучных закономерностей. Данный подход выявляет наиболее важные факторы детерминации научного знания.

Третий подход - персонально – личностный - концентрирует внимание на личности и творческом пути того или иного ученого. По мнению М.Г. Ярошевского, «новая идея не может зародиться нигде, кроме «психологической среды» конкретного индивида».

По своей гносеологической природе история психологии представляет собой отражение процесса становления и развития психологического познания. Она исследует не саму психологическую реальность, а представления о ней, складывающиеся на разных этапах исторического развития.

Отражая динамику психологического познания, история психологии сама является диалектической научной дисциплиной и ее предметная область складывается на стыке ряда научных отраслей и пересечения с ними. Это вызывает необходимость реализации комплексной стратегии исследования в истории психологии, привлечения данных разных наук для раскрытия и объяснения динамики психологического познания. Поэтому история психологии определяется так же как объект исследования в качестве системного образования, включающего множество аспектов: логико-научный, процессуальный, социокультурный и персонально - личностный.

Процесс возникновения и формирования психологических знаний. Это основа включает в себя следующие ведущие разряды этих знаний:

- формирование основных понятий и категорий: категория образа, действия, мотивации, личности и др.;

- развитие психологических принципов: детерминизма, отражения, единства сознания и деятельности и др.;

- ретроспективный анализ различных способов решения основных проблем психологии:

психофизической, психогностической, биопсихической, психосоциальной и др.;

- структурные представления о психических процессах, состояниях и свойствах.

История психологии полифункциональная наука. Она призвана решать задачи, имеющие значение как для самой психологии, так и для других наук.

Идеологическая функция истории психологии заключается в том, что она всегда освещается с определенных философских позиции – либо материализма, либо идеализма. К примеру, античная психология древних философов: Демокрита, Эпикура, Лукреция была материалистической (VI в. до н.э.).

Психология Платона – идеалистична.

Борьба идей (материализма и идеализма) является движущей силой истории психологии и ее главной закономерностью.

Функция междисциплинарных связей раскрывает процесс взаимного влияния психологии и других наук.

Психология в процессе своего оформления в самостоятельную науку длительное время испытывала влияния других наук. Около 100 лет она развивалась в русле философии, и историки описывают переход от философской основы к научной как «величайшие изменения, когда – либо проходившие в психологии».

Дальнейшее развитие истории психологи было детерминировано влиянием механики (механодетерменизм); естествознания (биодетерменизм); социальных наук (социодетерменизм).

Факт взаимодействия психологии с другими науками характеризует ее развитие на всех этапах истории.

Во-первых, в рамках этих наук накапливались знания о психических явлениях.

Во-вторых, в психологии использовались методы этих наук (к примеру, эксперимент был заимствован В. Вундтом из физиологии органов чувств).

В-третьих, происходило использование научной методологии этих наук. Б.М.Теплов подчеркивал: «Правильная логика развития науки – методологически твердо обоснованной – не может не вести рано или поздно к практически полезным результатам».

Ж. Пиаже считал междисциплинарные связи особенностью и современного этапа развития психологии. Однако он указывал, что «будущее психологии – это прежде всего ее собственное развитие».

Той же точки зрения придерживается В.А. Якунин, указывая, что психология имеет большое значение для развития самой психологической науки, «являясь ее как бы самосознанием и рефлексией, аппаратом самоконтроля и самопознания».

Кумулятивная функция истории психологии заключается в сбережении и обогащении психологических знаний. Однако, история психологии, не только хранит эти знания, но и преобразовывает их, реконструирует, следуя принципу единства логического и исторического (основополагающий принцип истории психологии).

История психологии сыграла большую роль в развитии психологических теорий, направлений и школ.

Ведущими психологическими школами, которые не утрачивают свой актуальности и по сей день являются: бихевиоризм, гештальтпсихология, глубинная психология, когнитивная и гуманистическая психология. Каждая из психологических школ рассматривается в истории психологии как течение, вырастающее из исторического контекста, а не как нечто независимое или изолированное: «Этот контекст, по мнению Шульц Д.П. и Шульц С.Э., включает не только интеллектуальный «дух времени», но и социальные, политические и экономические факторы».

Содержание теоретических и эмпирических исследований этих школ постоянно омолаживается, пополняясь новой научной информацией, соответствующей веяниям современного времени.

История психологии позволяет не только осмыслить систему современных идей и категорий психологии, но и состояние ее операционально – методического аппарата. Изучение достижений предшественников, обращение к прошлому опыту являются необходимой составной частью любой программы исследования. По мнению В.А. Якунина, «без истории науки не может быть создана какая-либо строгая научная теория».

Прогностическая функция истории психологии состоит в установлении связи времен, позволяющей на основе прошлого через настоящее посмотреть в будущее психологии. Только включение в исторический контекст новых теорий позволяет, по мнению А.Н. Ждан, понять их сущность, выявить их исходные позиции, оценить подлинную новизну и осознать их исторических смысл.

Прогностическая функция истории психологии одновременно реализует и функцию социальную, поскольку построение прогнозов относительно возможных перспектив научного развития психологии имеет важное значение для определения ее места и роли в разработке и осуществлении планов социального развития общества.

Таким образом, главная задача истории психологии, вытекающая из ее функций, заключается в анализе возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психологической реальности. Через анализ прошлого более точно определяется ее современное состояние и прогнозируется ее будущее.

История психологии имеет свои источники, в качестве которых выступают материалы, отражающие исторический процесс накопления психологических знаний. Это труды философов, психологов, представителей других наук, исследующих психологические проблемы. Важным источником развития психологических знаний является общественная практика: обучение, воспитание, медицина и т.д. К настоящему времени наиболее освоенной психологами областью является психиатрия.

Важнейшим объектом исследования исторического пути психологии являются ее творцы, разум и воля которых движет историей.

На их деятельность влияла не только эпоха, но и особенности личного жизненного опыта.

Творческие искания философов и психологов имели свою логику, обусловленную исторической логикой движения познания.

Интересные факты открываются в настоящее время, в связи с изучением жизни и деятельности выдающихся психологов. К примеру, бумаги Г. Эббингауза, исследователя памяти, были найдены в 1984 году, почти через 75 лет после его смерти. Иногда исторические факты могут быть представлены в ложном свете. К примеру, Б. Скиннер, исследователь проблем человеческого поведения, в своей автобиографии желаемое представил за действительное. В связи с этим наше понимание истории должно носить не статистический, а динамический характер. С появлением новых данных оно изменяется и развивается, а ложные представления рассеиваются.

История психологии тесно связана с близкими ей по духу науками: историографией и исторической психологией.

Любая историческая мысль имеет свою историю. «История исторической мысли, - как указывает А.Н. Ждан, - и есть историография». Ее предметом является характеристика историков и историографических концепций. Выявление общей линии становления психологической науки в ее исторической перспективе выступает в качестве одной из важнейших задач современной психологической историографии.

Историческая психология принадлежит одновременно исторической и психологическим наукам.

Она направлена на изучение психологического склада отдельных исторических эпох, а также изменений психики и личности человека в процессе культурно – исторического развития общества. По мнению В.А. Шкуратова, «историческая психология в широком значении слова – подход, помещающий психику и личность в связь времен». Главная задача исторической психологии состоит в возможности соединения в едином рассмотрении разные регистры времени.

Дальнейшее развитие истории психологии как науки должно осуществляться, по мнению ведущих психологов, по следующим направлениям:

- разработка теоретических и методологических основ истории психологии;

- поиск новых гипотетических моделей, обеспечивающих многомерную интерпретацию исторического развития психологии;

- выявление общих тенденций в истории становления основ психологической науки и увеличение в этой связи сводных трудов по всемирной психологии;

- анализ современных тенденций в развитии психологии на основе их исторических предпосылок;

- построение прогнозов относительно перспектив дальнейшего развития концептуального и операционального аппарата психологии, а также ее месте и роли в практике;

- научная разработка проблемы общей периодизации истории психологии;

- устранение «белых пятен» в изучении отдельных исторических периодов, различных отраслей психологии, истории психологии в разных странах мира;

- изучение психологического наследия видных ученых прошлого и современности, критическое освоение опыта и достижений зарубежной психологии.

История психологии как учебная дисциплина имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. Она расширяет общий и профессиональный кругозор обучающихся, формирует определенную систему взглядов на мир и отношений к нему.