Управление рисками отключения электроэнергии (блэкаут)
Сегодня электричество является ключевым ресурсом. В момент отключения электроэнергии мы остро чувствуем, как рушится привычный уклад: замирает подача воды, остывают батареи отопления, портятся запасы в холодильниках, а связь с окружающим миром обрывается. В городах перебои с электричеством приводят к проблемам с дорожным движением и освещением. Для простого обывателя блэкаут крайне неприятен, а уж для бизнеса и промышленных предприятий он означает значительные финансовые потери. Можно было бы утверждать, что плановые отключения и аварии случаются не так часто, но при проверке фактов ситуация выглядит совершенно иначе.
Последствия для бизнес-потребителей электроэнергии
Для бизнеса и производственных предприятий последствия отключений электроэнергии обычно оказываются очень серьезными. Компании теряют доступ к своим документам и базам данных, хранящимся в облаке или в цифровом формате. Отключение сетевой инфраструктуры приводит к потере связи с серверами, а это создает репутационные риски. Возникают и проблемы с клиентами, ведь с ними становится невозможным оперативно заключить контракты или осуществить финансовые переводы. Особенно тяжелыми могут быть последствия для критически важных сфер, таких как медицина.
Готовим план действий для бизнеса
Метод оценки риска, известный как «галстук-бабочка» (англ. bow-tie analysis), является одним из наиболее визуально понятных способов анализа рисков, который демонстрирует взаимосвязь между источниками риска и последствиями их реализации. Основная идея этого метода заключается в том, чтобы представить риск (рисковое событие) вместе со всеми его источниками, возможными последствиями и другими связанными элементами, такими как ключевые индикаторы риска или меры по его смягчению, на одной диаграмме.
Эта диаграмма напоминает форму галстука-бабочки, что и стало причиной ее названия. Главное преимущество метода «галстук-бабочка» по сравнению с другими методами оценки рисков — это его наглядность.
Визуализация причинно-следственных связей позволяет быстро донести до любого сотрудника, от рядового работника до топ-менеджера, суть рисков, с которыми сталкивается организация.
Для примера возьмем аварийную ситуацию на морских судах.
Вернемся к бизнесу. Итак, представим, что произошёл блэкаут.
Сейчас, где бы вы не находились, представьте, что отключили электричество. Давайте порассуждаем, как это может отразиться на вашем бизнесе.
Итак, электроэнергии нет, не работает ИТ - оборудование (сервера, локальная и Wi-Fi сеть на складах, IP телефония, модемы, производственное оборудование). Предприятие полностью обесточено. В течении первого часа отключения электричества сотрудники дезорганизованы, и, пытаясь занять себя в ожидании дальнейших команд к действию от руководства, обсуждают в коллективах личные темы.
Потеряна устойчивая связь с клиентами: они попросту не могут дозвониться. В лучшем случае (если отключение не затронуло вышки связи), некоторые из них дозваниваются по сотовому телефону, чтобы решить свои срочные вопросы по поставкам, отгрузкам, оплатам и заказам.
Теперь представьте, что вы получаете информацию о том, что это блэкаут, и восстановление электроснабжения займет два - три дня, и это в самой благоприятной перспективе. Ну а если увеличить масштаб бедствия, и без электричества уже находится район, город, округ, а по времени на восстановление должно уйти пару недель или месяцев?
- Сколько вы потеряете, пока стоит ваш бизнес?
- Насколько ваш бизнес гибкий, готов ли он справиться с таким риском?
Можно, конечно, сказать: «Да ладно, этого никогда не будет, и время тратить на такое не стоит. Всего в этой жизни не предусмотришь!»
Тогда я спрошу иначе: насколько ваш бизнес готов выполнять свои обязательства перед вашими клиентами, насколько вы ручаетесь за свою репутацию и отказоустойчивость бизнеса при воздействии внешних обстоятельств?
Так может настало самое время подстелить соломку? Ну или как минимум, выработать план действий.
Для этого организовывается мозговой штурм с руководителями подразделений и определяются все возможные ситуации, которые могут произойти (извне, внутри, планово, экстренно).
Далее по каждой ситуации расписываются следующие пункты:
- назначение экстренного управленца;
- выяснение причины инцидента, прогноз по времени и масштабам;
- сбор антикризисного штаба (определяется, кто в него входит, за что отвечает);
- план организации работы штатных сотрудников (эвакуация, перевод на удаленную работу, поручение экстренных задач для устранения инцидента);
- план восстановления работоспособности предприятия;
- план минимизации потерь от простоя: куда можно передать заказы для производства по давальческой схеме, где можно взять цех в аренду для производства, альтернативные варианты логистики, а также все возможные действия по организации работы компании вне зоны обесточенного предприятия.
С точки зрения ИТ важно всегда иметь копию базы данных, независимую от местонахождения компании. Обычно это бэкапы, которые в срочном порядке можно развернуть, переподключив пользователей для работы с любого другого местонахождения. И, конечно же, эта процедура тестируется, засекается тайминг и после этого включается в план реализации экстренных ситуаций компании.
Обращайтесь ко мне и в мою компанию, и вместе мы создадим надёжный план для бесперебойного функционирования ваших бизнес-процессов с точки зрения доступности баз данных.
Эсмонтова Мария Александровна,
Антикризисный руководитель проектов,
Специалист БИЗНЕС-ТРИЗ 4 уровня (IBTA),
Совладелец ИТ-Компании Soft +