Найти в Дзене

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВИДИШЬ РАЗНОГЛАСИЕ В ДУХОВНЫХ ТЕМАХ

Шри Кришна является обладателем непостижимой энергии, агхатана-гхатана-патияси-шакти, которая способна согласовывать противоречивые труднопримиримые истины. Это говорит о том, что без дозволения Господа живое существо никогда не сможет привести в согласие кажущиеся ей противоречия. Особенно это касается духовных тем, которые находятся за пределами восприятия материальных чувств. У каждого из нас есть индивидуально обусловленный набор чувств, темперамент и неповторимый жизненный опыт. Поэтому когда мы пытаемся привести в согласие сложносочетаемые темы, наш интеллект делает выводы, обусловленные всеми этими барьерами. Иногда нам может казаться, что в священных писаниях даются взаимоисключающие наставления, и, не пытаясь согласовать их между собой, писания совершают ошибку. Так мы допускаем сомнения в безупречности священных писаний и ачарьев, которые их разъясняют. Но в действительности это лишь кажущиеся несовершенства, поскольку из-за своего ограниченного сознания мы пока еще не поним

Шри Кришна является обладателем непостижимой энергии, агхатана-гхатана-патияси-шакти, которая способна согласовывать противоречивые труднопримиримые истины. Это говорит о том, что без дозволения Господа живое существо никогда не сможет привести в согласие кажущиеся ей противоречия. Особенно это касается духовных тем, которые находятся за пределами восприятия материальных чувств. У каждого из нас есть индивидуально обусловленный набор чувств, темперамент и неповторимый жизненный опыт. Поэтому когда мы пытаемся привести в согласие сложносочетаемые темы, наш интеллект делает выводы, обусловленные всеми этими барьерами.

Иногда нам может казаться, что в священных писаниях даются взаимоисключающие наставления, и, не пытаясь согласовать их между собой, писания совершают ошибку. Так мы допускаем сомнения в безупречности священных писаний и ачарьев, которые их разъясняют. Но в действительности это лишь кажущиеся несовершенства, поскольку из-за своего ограниченного сознания мы пока еще не понимаем многогранность трансцендентных тем.

Обнаруживая противоречивые утверждения, которые даются авторитетными источниками, мы не должны отвергать какое-то из них, принимая другое как единственно верное. Мы не можем на свой выбор считать, что одно утверждение шастр авторитетнее других. Думая таким образом, мы будем лишь нарушать принцип познания духовных истин и совершать оскорбление писаний, шастра-нинду.

изображение из интернета
изображение из интернета

Что же делать, если мы не можем совместить «противоречащие» друг другу наставления шастр и садху? Как правило, мы встречаем подобного рода проблемы, когда сталкиваемся со знаниями, относящимися к категории ачинтья. Ачинтья-таттва – это категория знания, которое нельзя понять логически. Оно постигается исключительно через духовный опыт или откровения. В «Бхакти-расамрита-синдху» (2.5.93) говорится:

ачинтйа̄х̣ кхалу йе бха̄ва̄
на та̄м̇с таркен̣а йоджайет
пракр̣тибхйах̣ парам̇ йач ча
тад ачинтйасйа лакшан̣ам

«Все трансцендентные предметы называются непостижимыми, тогда как логика по своей природе материальна. Поскольку материальная логика не может приблизить нас к трансцендентным предметам, мы не должны прибегать к ее помощи, пытаясь постичь трансцендентную природу».

Наши ачарьи советуют не пытаться понять с помощью материальной логики труднопостижимые духовные концепции и строго запрещают вступать в споры на подобные темы. При этом необходимо допускать вероятность одновременного существования противоречащих концепций, если они исходят из авторитетных источников, поскольку на данном этапе духовного развития мы еще не способны понимать природу трансцендентных вещей. Со временем в процессе духовной практики и по милости Господа мы сможем осознать их через духовные откровения. В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.224) говорится:

алаукикам падартханам
ачинтья-шактир идришья
бхава ча вишаян чапи
са сахайва пракашает

«Духовные предметы непостижимы через ограниченную логику. Они могут быть поняты только благодаря духовному откровению, через которое можно осознать как природу духовных переживаний, так и природу Самой Верховной Личности Бога».

Вот почему учителя гуру-парампары просят нас не вступать раньше времени в умозрительные рассуждения и полемику на подобные темы, когда мы отдаем предпочтение той или иной концепции. Мы можем, следуя наставлениям духовного учителя и ачарьев, пока придерживаться одной более узкой концепции бытия. Но при этом нам необходимо допускать, что со временем нам может открыться более широкий спектр реальности, включающей в себя те предметы, с которыми пока сложно согласиться.

Будет правильнее, если мы перестанем тратить много интеллектуальной энергии на умозрительные рассуждения, а будем думать о том, какое служение запланировать на сегодня.

Нам необходимо сосредотачиваться на своем служении и качественно его выполнять. Таковы наставления и просьба всей гуру-парампары. Духовный учитель скажет нам то же самое: «Пожалуйста, сосредоточься на своей садхане, воспевании святых имен и служении». Служение очищает ум и чувства, и тогда к нам постепенно приходит понимание – атах шри Кришна намади на бхавед грахьям инриаиах севанмукхе хи джихва адау сваям эва спхуратти адах. Шрила Прабхупада приводил пример, что ребенок, вырастая, понимает тонкости взрослых отношений, которые до этого были для него закрыты. Зрелый преданный скажет, что какие-то сложные духовные предметы на определенном уровне не так важны, нужно сосредоточиться на служении, и со временем они нам откроются. Мы можем обратиться к одному из старших вайшнавов или своему гуру, у которых можно узнать, как на данный момент нам действовать. Просто задать беспокоящие нас вопросы и, получив ответ, следовать ему.

Например: «Можно есть гречку на экадаши или нет, а то мне кажется, что я умру, если не узнаю это срочно, и мое бхакти погибнет?» Старший вайшнав, авторитет, скажет: «Вот мое тебе наставление – ешь гречку и спокойно служи Кришне. Со всем смирением и терпением оказывай почтение всем, а не сражайся и не ожидай почтения к себе». Другие скажут: «Нет, не ешь, но при этом служи Кришне, со всем смирением и терпением оказывай почтение всем и не ожидай почтения к себе». Мы просто принимаем наставление старшего и продолжаем свое служение. Не нужно из подобных тем делать трагедию века. «Падала душа или все-таки не падала из духовного мира? Не знаю, как другие, но я чувствую, что точно не падала, а висела в Брахмане!» Зачем нам тратить энергию на умозрительные рассуждения? Придет время, и мы поймем все сложные и несложные духовные темы. Поэтому-то и существуют принципы дикша-гуру и шикша-гуру, которые находятся в одной ценностной цепочке.

Мы спрашиваем у дикша-гуру: «Как нам понимать предметы и как правильно действовать?» И он, например, скажет нам: «В твоем случае необязательно принимать омовение в Радха-кунде и Шьяма-кунде. Даже если очень жарко и прямо сил нет, как хочется, – не надо!» И мы берем под козырек: «Хорошо, гуру-махарадж!»

А кому-то, может, прикажут принимать омовение и желательно подольше. И здесь нет конфликта. Не нужно заострять внимание на конфликтных вопросах, все время жить на острие и курсировать по пограничной зоне. Мы не пограничники, мы слуги слуг Господа. Лучше просто принять свое служение и выполнять его под руководством старших. Наступит время, и Шри Кришна нам все откроет. Тогда и придет глубокое осознание всех духовных истин, сложных для нашего понимания.

Е. С. Даяван Свами.