Любые переговоры с заказчиком - это конфиденциальная информация, но некоторые моменты я могу раскрыть и рассказать почему на этом всё же не стоит экономить.
Вчера я ходила на переговоры по поводу работ на одном участке.
Так получается, что рекламу своих услуг я нигде не даю. Люди находят меня сами: кто то приезжает в гости на сделанный участок, кто то подходит во время работ, кому-то советуют через "сарафанное радио" - мне сделали, могу дать номер телефона. Так ежегодно люди обращаются с разными проблемами. Моя задача выслушать подумать, понять смогу я им помочь или нет. Не все доходят до конечного результата. Кто-то сам отказывается сразу не тянет озвученную стоимость, кто-то остаётся и мы с ними работаем ни один год, разбивая работы на этапы строительства. Но в любом случае стараюсь сразу озвучивать стоимость, чтобы люди понимали: под силу ли им мои услуги или нет. Не люблю ставить в неловкое положение.
Итак, после первого выезда на участок я готовлю эскиз прорабатываемого участка, чертёж в масштабе, на миллиметровой бумаге с размерами, чтобы пояснять наглядно мои мысли и количество запланируемых растений, чтобы клиент понимал суть и ход дальнейших работ.
На основе чертежа готовлю смету работ. Смета, до озвучки клиенту, обсуждается с тем человеком, с кем я работаю в паре. Оцениваем, готовы ли выйти на работы, нужна ли физическая сила другого специалиста, а так же обсуждаем оплату его услуг. Нам надо понимать "стоит ли овчинка выделки" или на этом можно распрощаться, тк по сумме хватит только, условно, на покупку булки хлеба и 2 бутылки воды.
Любую работу ландшафтного дизайнера усложнают хаотичные существующие посадки клиента. Всегда проще работать с голым участком. Пришёл, увидел, запланировал, посчитал смету. Но здесь кроме запланируемого надо включить существующие растения, потому что клиент чаще всего болезненно переживает, если ему говоришь, что то, что он купил, потратил деньги, надо просто выкинуть. Конечно мы так не говорим, ищем способы распределить невпихуемое. Тоесть головная боль клиента как это всё распределить плавно передаётся дизайнеру. Теперь это его головная боль.
Мало того к этим существующим посадкам клиент за зиму назаказал ещё многолетние и хвойные растения, не предполагая пока куда их садить. Он так то не знает как ему с существующими, хаотичными посадками справиться, как распределить их, да ещё нужно куда то деть уже купленное добро. И вот ландшафтному дизайнеру нужно весь этот венигрет разобрать по полочкам, на составляющие. И чем больше хаотичных посадок, купленных растений, тем задача усложняется и усложняется.
И вот приходит ландшафтный дизайнер, который должен учесть пожелания всех членов семьи, учесть микроклимат участка, почвы, учесть все посаженные растения, учесть все купленные растения, их морфологию, изучить все что ему не понятно и из этого всего создать "вау" эффект ландшафта. Иначе его услугами больше никто пользоваться не будет, если он будет что попало делать, рекомендовать его не будет. В общем здесь нужно не ударить лицом в грязь. Назовём это так.
У меня вопрос : как вы думаете, реально ли возможно создать сразу такой эффект, из купленных вами растений? Может стоит немного пересмотреть такую стратегию и подойти к "вау" эффекту с другой стороны?
Мои небольшие рекомендации:
1.Чтайте книжки. Я назвала этот пункт так, потому что для многих кажется вся информация написана в книгах. На самом деле не вся информация написана в книгах. Что-то передаётся из уст в уста, что-то насматривается, что-то берётся из природы, что-то узнается на семинарах, лекциях, где-то передаётся чей-то опыт. У каждого специалиста есть свои секреты. Он будет ими делиться в книге? Может и да. Тогда сколько книг вам надо прочитать и самое главное какие нужны книги, что бы вы вышли в свой сад и сразу сделали вау-эффект из исходной ситуации?
2. Если вы самостоятельно не справляетесь с созданием красоты вашего ландшафта, здесь нужно приглашать специалиста, если конечно решили что то менять. У специалиста есть определённые знания, опыт (если конечно он не теоретик и в поля не выходил,это отдельная история, её пропустим). Специалист постоянно повышает свою квалификацию, обучается, узнает новое, едет на всевозможные конференции, проходит платные курсы. Согласны? Специалист без обучения, особенно если он теоретик, а не практик - деградирует и стоит на месте. Он проектирует одно и тоже и бывает не задумывается над тем: а удобно ли обслуживать запроектированный сад? Стоимость специалистов разная. Если не готовы платить смотрите пункт 1 Читайте книжки.
3. Прекращаем покупать любые саженцы. У меня это прописано одним из пунктов со штрафом 5 тыс руб. Да, даже так. А как вы хотели? Всю информацию я собрала, все картинки саженцев мне передали, дальше если узнаю о покупке-платите штраф. Почему так жёско? Потому что я половина ваших саженцев выкину! Конечно я не возьму прям и выкину в мусорное ведро, я найду место его пристроить, но большинство выбранного вами посадочного материала такое: оно рано или поздно сдохнет, сгорит от весеннаюего солнца или будет не уместен в какой-то композиции. Большинство покупателей выбирает растения из "черного" списка растений, они как правило дешёвые, распродаются по акции, не стабильно декоративные, поражаются болячками и тп.. Зачем мне такие растения для вау эффекта? Они и не подойдут сюда. Мне нужна стабильная, безпроблемная картина.
4. Любой уголок, клумба или композиция не строится из одного купленного вами цветочка/кустика. Это одно из правил. А теперь вспомните что вы последний раз покупали? Одну розочку? Одну хосточку? Одну рудбекию... Нет товарищи. Одним цветочком вы не создадите вау эффект. Он создаётся массивами. Минимум от 3х штук одного вида! Посмотрите садовые картины профессиональных дизайнеров. Где вы там увидели одну штуку хосту? Где увидели одну штуку спирею? Ну не будет у вас вау эффект, если вы посадите в одну клумбу всего по одному растеню. НЕ БУДЕТ! А теперь посмотрите на ваши покупки. Что надо делать? Брать столько же только в 3 раза больше! Иначе у вас будет венигрет. Готовы? Нет? Много? А зачем тогда покупали по одной? Одно растение - это коллекционных сад. Если это опять не ваш случай, и вы снова не готовы обратиться к специалисту, то читайте дальше книжки, ищите информацию как должно быть. А я продолжу.
5. Не экономте на ландшафтном дизайнере. Если вы поняли, что вам могут помочь и вы согласны с мнением специалиста не экономте и слушайте в оба уха, лучше в четыре. Если вам дорого платить за услуги, если вам дорого то, что предлагает дизайнер - выбирайте пункт 1.
6.Есть моменты, на которых экономить не надо: например на пункте, который я назвала "информационная проработка характеристик роз". Я её оценила в 3 тыс руб. То есть для того чтобы мне хоть как-то составить гармоничную розовую клумбу-розарий, мне надо изучить все характеристики купленных роз: высоты, форма куста, цвет цветков, сочетание цветов, срок цветения, чтобы не получилось так, что мы высаживаем сначала высокое, а за ним низкое. Учесть существующие посадки роз. Мне нужно по каждой розе найти информацию, выписать её, составить таблицу, распределить условно их на плане, чтобы в день высадки я из того количества быстро могла на местность всё распределить. На самом деле это очегь смешная цена.., но клиентка отказалась. Договорились, что на местности будем условно распределять... У меня прям вопрос как??? Это одна из ошибок. Смысл тогда вызывать ландшафтного дизайнера, если вы не готовы платить за нужные пункты. Что в итоге получится? Детально я не смогу проработать, потому что не готова бесплатно тратить свое время, а на составление такой таблицы потратиться ни один час.
Смысл тогда в приглашении ландшафтного дизайнера, если у вас в итоге будет розовый колхоз.. Не готовы платить-я не могу заставить. Их право.
7.Не готовы платить за подготовку правильных посадочных ям. В смете я указала варианты подготовки посадочных ям при эконом - варианте, когда мы не готовим положенную смесь при посадке роз: садим в тот грунт что есть на участке и когда полноценно заправляем яму перед посадкой (торф, песок, плодородный грунт, перегной и тп). Не готовы больше платить-тоже ваше право. Розы ваши, не мои.
8.Дело доходило и до того что они сами могут разметить участок под посадку гортензий, выкопать ямы под пересадку , а наша задача выкопать и поместить куст в яму, чтобы удешевить стоимость работ. А как это будет на местности? Мы приезжаем и видим что яма мало того, не в том месте, меньше самого кома. При этом мы тратим время на переговоры: говорим хозяину сада копайте глубже, нет здесь возьмите 10 см правее, а здесь левее... Тоесть мы должны бегать и контролировать правильно ли подготовлена яма, на том ли уровне, на том ли расстоянии друг от друга? А может вы сами тогда уж пересадите? Ну если дорого..
Для меня любая работа связанная с ландшафтным дизайном дорогая, я не готова платить людям, поэтому я продолжаю учиться и делать, по возможности, своими силами, не привлекая тех специалистов, знания которые я получила и практикую. Что не в наших силах - ищем специалиста и платим им деньги. Не лезем к нему, а давайте подержим вам инструмент, чтобы дешевле в итоге отдать денег. Нет денег - ищем специалиста и откладываем деньги. Или делаем сами. Вмешивание в процесс работы это не работа, это обучение как нужно садить. И это тоже оплачивается. Если уж на то пошло.
Что то у меня сегодня какой то кричащий пост получился :) Подготовила его вчера, после прихода с переговоров домой. Просто поставила на отложенную отправку.
Итог вчерашних переговоров :
На самом деле часть работ вычеркнуто, часть оставлено. Я очень подробно описала смету, чтобы клиент понимала и фронт работ и что они могут взять на себя, чтобы не платить нам, раз озвученные суммы дорогие. Вышло на 4х страницах :)) Наш посадочный выезд состоит из трех человек: 2 девочки и мальчик, все специалисты, с образованием, практикой. Нам нужно распределить работу так, чтобы все посадочные материалы были на месте, инструменты привезены, мы качественно поработали и нашей работой хозяева участка были довольны. Нам надо чтобы участок преобразился. Сумма работ так же должна соответствовать выходу. Будем честны, чтобы каждый заработал не только на хлеб и воду, иначе зачем вкладывать свои наработанные знания и опыт и тратить своё время. Ну а дальше наметим фронт дальнейших работ, посчитаем смету и будем так же обсуждать: какие работы под силу хозяевам участка, а какие они готовы доверить специалистам и оплатить.
При этом все эти подробные ценовые обсуждения всегда не телефонный разговор, это список работ, это схемы, мы отвлекаемся от стоимости, от сметы, переходим на план, проговариваем и показываем на схеме. После обсуждаются вопросы и высказываются пожелания от клиента. Ну и окончательное решение тоже всегда за клиентом. Мы не можем, видя человека условно второй раз, прожить его жизнь, его пребывание в саду. Об этом мы только догадываемся и узнаем задавая вопросы. Мы не можем за 2 часа, передать всю ту нужную и важную информацию, накопленную нами годами и опытом. Пытаемся донести, рассказать плюсы и минусы, но окончательное слово конечно всегда за заказчиком сада. Любое его желание мы уважаем и ценим, но всегда хочется сделать свою работу на порядок выше, чем изначально ожидалось. Всегда переживаем и продумываем каждый шаг, каждую посадку. Нам нужны и важны не только мнения о нашем сотрудничестве хозяев сада, но тех гостей, кто будет видеть результаты наших работ. А конечный результат должен быть не только красивым, но удобным в уходе.