Печально известные августовские события прошлого года выбили меня из колеи, нарушили многие планы и внесли свои коррективы в содержание моего контента на канале.
Статьи, которые я собиралась опубликовать в тот период, были отложены в долгий ящик, до лучших времён.
Когда наступят эти самые времена - совершенно не ясно, поэтому я решила их не ждать, а довести свои черновики до ума, и наконец-то опубликовать.
Одна из идей посетила меня прошлым летом, когда я купила вот такую жёлто-оранжевую черешню.
Именно такую черешню мы собирали в трудовом лагере, в одном из совхозов Краснодарского края, в далёком 87-м году, о чем я собственно и хочу вам рассказать.
Аббревиатура "ЛТО" расшифровывалась по-разному - либо "Лагерь труда и отдыха", либо "Летнее трудовое объединение" - кому как больше нравилось.
Поехать в ЛТО меня сагитировали одноклассницы, которые уже были в этом лагере год назад.
Возможность провести целых три месяца на море, да ещё и заработать немного денег на карманные расходы была очень заманчивой перспективой.
К тому времени мы закончили девятый класс и перешли в последний, выпускной. Нам было по 16 лет, и лето, проведённое в совхозе "Красноармейский", стало, пожалуй, лучшим летом моей юности, а может быть даже и всей жизни.
Так случилось, что моя мама работала учителем в той же школе, где я училась в старших классах, и она, вместе с моей младшей сестрой, тоже поехала в этот лагерь в качестве воспитателя.
Совхоз, в котором нам предстояло трудиться, находился недалеко от города Ейска, поэтому три месяца - с первых чисел июня и до последних чисел августа - мы фактически провели на море.
В лагере было несколько отрядов, которые состояли из учащихся разных школ г. Мончегорска. Каждой школе был предоставлен барак с раздельными палатами для мальчиков и девочек.
Ещё был один сборный отряд, состоявший из учащихся школ г.Мурманска, и ещё один из бараков занимали москвичи. На работу вместе с другими отрядами они не ездили, поэтому, что они там делали и чем занимались - сказать не могу.
Это удивительно, но в интернете я нашла снимки наших бараков, они до сих пор сохранились, но лагеря там конечно же уже нет.
Распорядок дня был такой - с восьми до двенадцати мы работали на совхозных полях, а после обеда лагерный автобус отвозил нас на центральный Ейский пляж, и забирал нас оттуда к ужину.
А по выходным местные ребята устраивали дискотеки на площадке возле сельского Дома Культуры.
Надо сказать, что лето 87-го года было засушливое и жаркое. Осадки за все время нашего пребывания в Краснодарском крае выпали всего один раз, в середине июля. Проливные дожди с грозами длились несколько дней, и мы в это время не работали, т.к. все дороги были размыты.
Весь остальной период светило жаркое южное солнце, и на полях приходилось работать в купальниках, благодаря чему к концу лета мы стали обладателями шикарного загара цвета тёмного шоколада. 😂
Работали мы в основном на "кабачковых" и "огуречный" полях.
В июне это была прополка грядок и борьба с сорняками.
В июле начался сбор урожая.
Собирали всё те же кабачки и огурцы, а позднее, ближе к августу - начали созревать помидоры.
Изредка нас вывозили в совхозные сады - собирать яблоки.
Один раз возили собирать малину. Нас предупредили, что в саду можно есть ягоды сколько угодно, но с собой увозить нельзя, поэтому, по окончании работы был очень строгий досмотр - в автобусе всех поверили на предмет того, чтобы никто ненароком не напихал малины в карман или кепку. 😂
Некоторые отряды возили собирать абрикосы, но нашей школе такие работы почему-то ни разу не достались.
Надо сказать, что по приезду в Краснодарский край, мы - дикие северные дети, которые никогда не видели, как фрукты растут на деревьях - набросились на бесхозные абрикосовые кусты, жадно срывая с них недозрелые плоды. Местные ребята, глядя на нас, крутили пальцем у виска и говорили, что этот дичок, который они называли странным словом "жердель" - у них не едят, разве что собирают на корм скоту.
А когда я первый раз увидела, как выглядят настоящие абрикосы, у меня был шок, поскольку я даже не представляла, что они бывают такие огромные.
Оказалось, что в наших северных советских магазинах под видом абрикосов нам продавали именно недозрелую жердель! 😂
У местных "своим" считалось только то, что растёт по их сторону забора.
Если ветви плодового дерева выходили за его пределы, то всё, что росло со стороны улицы, мог сорвать и съесть любой желающий, что мы собственно и делали.😂
Помню, мама купила у местной жительницы большое ведро отборных спелых абрикосов за один рубль, то есть - практически даром. Женщина взяла деньги чисто символически, поскольку у них считалось, что отдавать бесплатно - плохая примета.
И вот я подхожу к кульминации своего повествования.
Где-то примерно в середине июля все отряды нашего лагеря повезли на работу в одно и то же место - черешневый сад.
Спелая желто-оранжевая черешня в этом саду выглядела примерно так же, как на моём фото вверху, и была даже ещё крупнее.
Надо ли говорить, что такой огромной и сладкой черешни мы не видели и не ели никогда в жизни. В наших северных магазинах такого "деликатеса" вообще никогда не продавали. Я даже не знала, что она бывает подобной расцветки, и думала, что черешня всегда исключительно такого же цвета, как вишня.
Когда нам обозначáли фронт работ, для каждого учащегося предполагалась определённая норма её выполнения.
На полях это была, как правило, одна грядка, а в черешневом саду нам сказали, что каждый должен собрать не менее двух ящиков ягод.
Выполнить это норму было очень легко, и вполне можно было перевыполнить в два или даже в три раза, т.к. деревья были просто усыпаны ягодами.
Я очень быстро справилась с положенной нормой, но перевыполнять её не стала, а время, оставшееся до окончания работы, посвятила поеданию сочных, спелых и невероятно вкусных ягод. Удержаться было невозможно, потому что соблазн был слишком велик. Да и когда ещё предоставится возможность поесть на халяву такое количество черешни! Никогда! 😂
В тот день я съела черешни столько, сколько не съела, наверное, за всю мою последующую жизнь.
И я была, конечно же, не одинока. Все учащиеся школ нашего города, находившиеся в этом саду, занимались тем же самым - то есть, поедали черешню в неограниченных количествах.
Надо сказать, что сотрудники совхоза есть черешню нам не запрещали, но предупредили, что ягоды не мытые, а деревья обрабатывают химикатами...
Я забыла написать, что "удобства" в нашем лагере находились на улице, и для всех отрядов был построен один единственный туалет, разделённый на две традиционные части - "Мэ" и "Жо".
В каждой части насчитывалось по 10 отверстий, а общее число учащихся в лагере было примерно около трёхсот.
Так вот, представьте себе картину - вечером того дня, когда мы работали в черешневом саду, с обеих сторон туалета выстроились две гигантские очереди из мальчиков и девочек, которые обожрались немытой черешни, обработанной химикатами! 🤣
Это было очень весело, несмотря на то, что у всех "крутило" животы, и мы потом очень долго вспоминали этот курьёзный момент.
А в конце лагерной смены, помимо заработанных нами денег, сотрудники совхоза выдали каждому учащемуся и каждому воспитателю по ящику помидоров, ящику огурцов, ящику яблок, а так же арбузы и дыни, и целый вагон нашего "лагерного" состава, который вёз нас обратно на Север, был занят этими ящиками с овощами и фруктами. Нашей семье досталось вдвойне, т.к. я была в лагере вместе с мамой. 😁
Вот такое замечательное лето было в моей жизни.
***************
Спасибо за внимание.
Читайте другие статьи о местах, где я побывала:
Всем добра! 💚🌿