Сегодня, 22 апреля 2025 года, на 92-м году ушел из жизни Зураб Константинович Церетели — человек, чье имя вызывает у россиян противоречивые чувства. Одни считают его гениальным скульптором, художником и архитектором, другие — автором безвкусных гигантских сооружений. Расскажу о самых известных работах Церетели и попробую разобраться, почему его творчество вызывало и продолжает вызывать столько споров.
Что такое феномен Церетели
Зураб Церетели был не просто скульптором, а настоящим монументалистом. Его работы узнаваемы именно благодаря своим масштабам: они огромные, заметные издалека и часто вызывают вопрос «Зачем так громоздко?». В искусствоведческих кругах даже появился термин «церетелиада», обозначающий феномен его творчества и общественной реакции на него.
Отношение к работам скульптора стало своеобразным водоразделом в российском обществе — некоторые видели в них прорыв в современном искусстве, другие считали их безвкусицей и пустой тратой бюджетных средств. Почему же так сложно прийти к единому мнению о творчестве Церетели? Возможно, потому, что сами его работы неоднородны по своему художественному уровню и эстетической ценности.
Самые известные работы Зураба Церетели
Памятник Петру 1 в Москве
Самая обсуждаемая работа мастера — 98-метровый памятник Петру I на искусственном острове у слияния Москвы-реки и Водоотводного канала. Установленный в 1997 году, этот монумент сразу вызвал множество споров, которые не утихают до сих пор.
Критики отмечали, что памятник совершенно не вписывается в окружающий ландшафт и архитектурный ансамбль центра Москвы. Главные претензии касались морской тематики памятника в не портовом городе и несоразмерности его размеров окружающей застройке. Кроме того, ходили упорные слухи, что изначально это был памятник Колумбу, который скульптор не смог продать американцам.
Сам Церетели неоднократно опровергал эти слухи, утверждая, что памятник Петру с самого начала задумывался именно таким — как символ реформаторской деятельности первого российского императора и его стремления вывести Россию к морским просторам.
Монумент «Победа» на Поклонной горе
В 1995 году к 50-летию Победы был открыт мемориальный комплекс, центральной частью которого стал 141,8-метровый обелиск. Высота обелиска имеет символическое значение: на каждые 10 сантиметров приходится один день войны. Венчает монумент бронзовая фигура богини Ники — древнегреческой богини победы.
Комплекс на Поклонной горе включает в себя также Центральный музей Великой Отечественной войны, храм Георгия Победоносца, мечеть и синагогу. В создании этого мемориала Церетели принимал участие как один из авторов.
«Слеза скорби» в Байонне, штат Нью-Джерси
После терактов 11 сентября 2001 года Церетели создал мемориал «Слеза скорби», который был установлен в городе Байонн, напротив места, где стояли башни-близнецы. 10-метровая бронзовая слеза, разрывающая металлический покров, символизирует скорбь по погибшим.
Этот памятник вызвал меньше споров, чем многие другие работы Церетели, возможно, из-за чувствительности темы и относительно умеренных размеров монумента.
Памятник «Разрыв блокады» в Санкт-Петербурге
Открытый в 1999 году на площади Победы памятник посвящен прорыву блокады Ленинграда. Композиция включает в себя разорванное кольцо, символизирующее прорыв блокадного кольца, и скульптурную группу защитников города.
Монумент «Дружба навеки» в Москве
152-метровая стела на Воробьевых горах была установлена в 1983 году в честь 200-летия присоединения Грузии к России. Позднее она была переименована в обелиск «В ознаменование 300-летия Российского флота».
Почему работы Церетели вызывают столько споров
Главная причина противоречивого отношения к работам Церетели — его приверженность к гигантомании. Скульптор стремился создавать монументы, впечатляющие своими размерами, но часто не учитывал особенности окружающего пространства.
Архитектурные критики отмечали, что проблема многих работ Церетели не в их размере как таковом, а в отсутствии гармонии с городской средой. Большие монументы требуют большого пространства вокруг себя, что часто невозможно обеспечить в условиях плотной городской застройки.
Еще одна причина споров — политический контекст. Многие знаковые работы Церетели появились благодаря его близости к московским властям, особенно в период, когда мэром был Юрий Лужков. Это создавало впечатление, что монументы устанавливались без должного общественного обсуждения и учета мнения профессионального сообщества архитекторов и искусствоведов.
Не только монументы: другие грани творчества
Несмотря на то что Церетели известен широкой публике в первую очередь своими монументальными работами, его творчество гораздо разнообразнее. Он был автором живописных полотен, эмалей, графических работ, иллюстраций к книгам.
В Москве работает Галерея искусств Зураба Церетели, где представлены самые разные направления его творчества. И именно эти работы меньшего масштаба часто получали более положительные отзывы критиков.
Наследие Церетели: как оценивать его вклад в искусство
Оценивать творчество Церетели непросто. С одной стороны, его работы известны далеко за пределами России и формируют образ современного российского монументального искусства. С другой стороны, многие из них вызывают справедливые вопросы о художественном вкусе и чувстве меры.
Возможно, объективную оценку творчеству Церетели смогут дать только будущие поколения, когда уйдут в прошлое политические споры и личные симпатии или антипатии к скульптору. Пока же можно сказать одно: Зураб Церетели, безусловно, оставил заметный след в истории российского искусства, хотя его творческое наследие будет и дальше вызывать споры и дискуссии.
Можно ли научиться оценивать искусство объективно
Споры вокруг работ Церетели заставляют задуматься о более глобальном вопросе: существуют ли объективные критерии оценки искусства или все зависит от индивидуального восприятия?
Искусствоведы считают, что оценка произведения искусства всегда сочетает в себе объективные и субъективные компоненты. К объективным критериям можно отнести техническое мастерство, соблюдение пропорций, гармоничность композиции, соответствие окружающему пространству. К субъективным — эмоциональное воздействие произведения на зрителя, его личные ассоциации и предпочтения.
В случае с монументальными работами Церетели объективные критерии часто вступают в противоречие с субъективным восприятием. Многие критики признают техническое мастерство скульптора, но считают, что его работам не хватает чувства меры и гармонии с окружающим пространством.
Что в итоге
Зураб Церетели был одной из самых противоречивых фигур в современном российском искусстве. Его творчество вызывало и продолжает вызывать бурные дискуссии, и в этом, возможно, его главная заслуга — он заставил общество активнее обсуждать вопросы современного искусства, градостроительства и эстетики городской среды.
Нравятся вам его работы или нет, но они стали неотъемлемой частью облика многих российских и зарубежных городов. И каким бы ни было ваше отношение к творчеству Церетели, его уход — это конец целой эпохи в российском искусстве.
Какая работа Зураба Церетели, на ваш взгляд, наиболее удачна с художественной точки зрения?