Найти в Дзене
Родные страницы 📖

Первый ледокол в мире: неизвестная история парохода «Пайлот»

22 апреля 1864 года из гавани Кронштадта впервые вышел необычный пароход с носовой частью, срезанной под углом 20°. Судно называлось «Пайлот», а его владелец Михаил Бритнев не подозревал, что совершает революцию в судостроении. Тогда никто не верил, что небольшое судно способно проламывать лёд, но Бритнев рискнул и оказался прав. Идея была проста: срезанный нос парохода позволял судну буквально «взбираться» на лёд и ломать его собственным весом. Многие ошибочно считают, что изобретателем ледокола был знаменитый адмирал Степан Макаров, создавший арктический ледокол «Ермак» в 1899 году. Сам Макаров писал: «Первый человек, захотевший бороться со льдом, был кронштадтский купец Бритнев». Более того, именно британские инженеры приезжали в Кронштадт изучать конструкцию «Пайлота» для создания ледоколов в Германии! Несмотря на славу, чертежи и подлинные изображения «Пайлота» считались потерянными почти полтора века. Лишь недавно удалось обнаружить их в британском архиве. Выяснилось, что пароход
Оглавление

Как появилась идея ледокола?

22 апреля 1864 года из гавани Кронштадта впервые вышел необычный пароход с носовой частью, срезанной под углом 20°. Судно называлось «Пайлот», а его владелец Михаил Бритнев не подозревал, что совершает революцию в судостроении.

Тогда никто не верил, что небольшое судно способно проламывать лёд, но Бритнев рискнул и оказался прав. Идея была проста: срезанный нос парохода позволял судну буквально «взбираться» на лёд и ломать его собственным весом.

Кто на самом деле придумал ледокол?

Многие ошибочно считают, что изобретателем ледокола был знаменитый адмирал Степан Макаров, создавший арктический ледокол «Ермак» в 1899 году. Сам Макаров писал: «Первый человек, захотевший бороться со льдом, был кронштадтский купец Бритнев». Более того, именно британские инженеры приезжали в Кронштадт изучать конструкцию «Пайлота» для создания ледоколов в Германии!

Таинственная судьба первого ледокола

Несмотря на славу, чертежи и подлинные изображения «Пайлота» считались потерянными почти полтора века. Лишь недавно удалось обнаружить их в британском архиве. Выяснилось, что пароход был построен в Англии, на верфи Митчелла в 1862 году и продан Бритневу в Кронштадт. Оказалось, что «Пайлот» был совсем небольшим: длиной всего около 21 метра и с паровой машиной в 125 лошадиных сил.

Удивительные рейсы «Пайлота»

С 1864 года и почти 25 лет маленький «Пайлот» выполнял регулярные рейсы между Кронштадтом и Ораниенбаумом, продлевая навигацию на несколько недель даже в самые суровые зимы. Судно неоднократно попадало в аварии, повреждая винты и руль, но каждый раз быстро возвращалось в строй.

Легенда или реальность?

Долгое время «Пайлот» считался легендой и даже «пропагандистским мифом» советской эпохи. Но найденные в британских архивах подлинные чертежи и документы подтвердили реальность существования этого уникального судна.

Наследие Михаила Бритнева

Именно благодаря Михаилу Бритневу и его рискованной идее появился первый в мире ледокол. Вслед за «Пайлотом» строились всё более мощные суда, покорившие Северный Ледовитый океан и ставшие гордостью российского флота.

История небольшого парохода «Пайлот» — это пример смелости и изобретательности, изменивших мир.