22 апреля 1864 года из гавани Кронштадта впервые вышел необычный пароход с носовой частью, срезанной под углом 20°. Судно называлось «Пайлот», а его владелец Михаил Бритнев не подозревал, что совершает революцию в судостроении. Тогда никто не верил, что небольшое судно способно проламывать лёд, но Бритнев рискнул и оказался прав. Идея была проста: срезанный нос парохода позволял судну буквально «взбираться» на лёд и ломать его собственным весом. Многие ошибочно считают, что изобретателем ледокола был знаменитый адмирал Степан Макаров, создавший арктический ледокол «Ермак» в 1899 году. Сам Макаров писал: «Первый человек, захотевший бороться со льдом, был кронштадтский купец Бритнев». Более того, именно британские инженеры приезжали в Кронштадт изучать конструкцию «Пайлота» для создания ледоколов в Германии! Несмотря на славу, чертежи и подлинные изображения «Пайлота» считались потерянными почти полтора века. Лишь недавно удалось обнаружить их в британском архиве. Выяснилось, что пароход