Автор: Алекс Лоренц
Жанр: classic rock | hard rock | progressive rock
Страна: Венгрия
Лейбл: GrundRecords
Дата выхода: 26 ноября 2020
Раз уж мы всерьёз взялись разбирать поздние альбомы легендарной венгерской рок-формации Omega (здесь и здесь — если вы вдруг пропустили), то интереснее всего будет взглянуть на финальное, итоговое творение группы.
В конце 2020 года вышел концептуальный «Testamentum». В записи поучаствовал весь классический состав: вокалист Янош «Меки» Кобор, гитарист Дьёрдь Мольнар, басист Тамаш Михай, барабанщик Ференц Дебрецени и клавишник Ласло Бенкё. Символично, что в работе над предыдущими релизами Михай активного участия не принимал из-за болезни, а тут, словно бы предчувствуя свой скорый уход в лучший мир, присоединился к старым друзьям. Приложились и другие музыканты, в том числе лидер-гитарист Тамаш Секереш и басистка Кэти Зи — они уже давно влились в коллектив на правах сессионщиков, принимали участие в записи нескольких предыдущих альбомов и помогали дедам мощно отыгрывать концерты. Заправлял всем Кобор, который взял на себя обязанности директора, продюсера, звукорежиссера и частично аранжировщика.
Почему эта работа, скорее всего, последняя в дискографии группы? Дело в том, что как раз в дни выхода «Testamentum», в ноябре 2020-го, нас покинули Ласло Бенкё и Тамаш Михай, а год спустя от коронавируса умер Меки. Классический состав перестал существовать навсегда, так что «Testamentum» — это лебединая песня, последнее испытание на прочность. И команда выдержала его с честью. Понятно, что её «золотые» годы отгремели ещё примерно в те легендарные времена, когда Жюль Верн писал свой «венгерский» роман «Матиас Шандор» (шутка), но «Testamentum» вполне можно назвать не только итоговым, но и без всяких оговорок лучшим альбомом Omega. Наверное, каждый музыкант мечтает завершить свою карьеру чем-то подобным, грандиозным. Пожалуй, именно с этой пластинки стоит начинать знакомиться с Omega тем, кто ещё не открыл её для себя. Неслучайно сразу после своего выхода «Testamentum» трижды стал платиновым, а в 2021-м сорвал четвёртую «платину», побив омеговские рекорды за все предыдущие десятилетия.
Перед нами многослойное и разноплановое концептуальное произведение, одно целое. Как частенько бывало в пост-социалистический период команды, она сумела органично сплавить воедино переосмысленные старые песни с абсолютно новыми. Сами музыканты отмечали: альбом — своего рода наставление поколению, которое только вступает во взрослую жизнь. Получилось это наставление мрачным, гнетущим, полным суровых предсказаний и кошмарных перспектив. Как выясняется — вполне оправданно.
Открывающая напористая оркестровая эпическая инструменталка «A Sötétség kapuja (Nyitány)» сразу настраивает на нужный лад и через проигрыш с ближневосточным мотивом плавно переходит в «A Föld árnyékos oldalán» 1986 года сочинения. Только теперь это не диско, как было изначально, а настоящий симфо-метал с напряжённым, как сжатая пружина, низким гитарным риффом в основе и вокалом Меки, обильно сдобренным гармониями. Накатывающие волнами орган и оркестр, обрамляющий искажённый голос повествователя, что достался в наследство от оригинальной версии, — всё это добавляет перца.
«A lángoló huszadik század» — симфо-баллада с хоровыми вставками, сочной ритм-гитарой и вкраплениями драм-машины. Пришедшие из прошлого «Varázslatos, fehér kő» и «Huszadik századi városlakó» переосмыслены и осовременены, но по-прежнему полны напевного очарования старых восточноевропейских ВИА, а мощный ритм, ревущие медные духовые фоном Кобору (в первой) и клавишное соло в ретро-аранжировке (во второй) определённо придают веса. Песни исполнены в одном ключе, но при этом остаются очень разными за счёт тонкой игры настроений и оттенков. «Huszadik századi városlakó» и вовсе отдаёт разудалой цыганщиной.
Между ними — свеженькая, как горячий пирожок, «Mennyben az angyal» («На небесах, подобно ангелам»), одна из самых сильных в альбоме. Дебрецени, даром что мужчина глубоко пожилой, в куплетах молотит как перфоратор, оркестр выдаёт сложные пассажи, гитары стонут, ревут и взрываются. На фоне крепкого хэви, тесно граничащего аж с пауэр-металом, органичным диссонансом звучат «ангельское» фортепиано и женский оперный бэк-вокал.
«Jöjj, Szabadító!» — ещё одна новая песня, возвышенная и насквозь религиозная симфо-баллада, молитва высшим силам. В припеве Кобора поддерживает целый сонм голосов, а мелодические перепады безжалостно терзают потаённые струны сердца. Есть тут что-то от «Арии на струне соль» Баха — возможно, она даже частично цитируется в «мостиках».
Медленная и величественная «Álom XXI. Század» с выпирающим оркестром сменяется «A holló», из которой торчат озорные уши семидесятых. «A démon (Lilith)» — ещё одна очень сильная баллада на религиозную тематику, только, в отличие от «Jöjj, Szabadító!», уже не в восторженно-молитвенном, а в мрачно-колдовском ключе с женским голосом, который приходит на смену зловещему повествованию Меки и многократно повторяет что-то очень похожее на ведьмовское заклинание.
«Ideje a pontot kitenni» («Время поставить точку») — новая симфо-баллада, постепенно приближающая книгу к безрадостной развязке. «Hangyanép (Szörnyű porszemek)» («Муравейник») — ещё один привет из далёких годов, на сей раз из 1972-го. Тогда из-за цензуры, которую практиковали «красные» шизы во власти, выпустить её так и не удалось — уже само название объясняет, в чём было дело. Что ж, она не зря почти полвека ждала своего часа.
За балладой «Gloria et honor Deo», словно бы исполняемой в стенах католического собора, следуют пять коротких композиций, которые складываются в единую финальную тему. Доносящаяся из звёздных глубин атмосферная вокальная «A Látogató» сменяется «Légy hű magadhoz!», где волнообразные хоровые партии переходят в инструментальный кусок с мечтательно-космическим клавишным соло. «Álomszínház» — реприза вступительной части, на этот раз с вокалом и сложной, ёмкой философской думой в исполнении Меки о тщетности агрессивной людской суеты: «Кто бы ни победил, он всё равно найдёт свой дом в руинах». «Álomszínház» переходит в предельно злую, почти глумливую «Halotti beszéd», где искажённый голос актёра Дьёрдя Банффи произносит… похоронную речь. И самый финал — «Utolsó ítélet», погребальный колокольный звон.
«Testamentum» великолепен в своём единстве, многогранности и выразительности. Вряд ли можно было поставить точку эффектнее этой в жизни Ласло Бенкё, Тамаша Михая, Яноша Кобора и группы Omega — бесспорно, навсегда величайшей в венгерском роке и одной из самых ярких в роке мировом.
В завершение стоит сказать, что у альбома открылся довольно неожиданный потенциал. Барабанщик Ференц Дебрецени организовал сольный проект под названием Omega Testamentum Band. По ссылке на заблокированном, но по-прежнему незаменимом ресурсе можно насладиться живым выступлением, где эта команда ударно отмолотила перед публикой весь трек-лист пластинки. Басистка Кэти Зи там тоже участвует.