Теперь хотелось бы поговорить о такой загадочной части сочинения, как связь между примерами и анализ этой связи. Почему-то именно этот элемент даётся школьникам особенно тяжело. Наверняка и вы не раз писали что-то вроде «приведённые примеры дополняют друг друга и помогают автору убедительно и обоснованно доказать свою позицию», а потом искренне возмущались незачёту за эту часть сочинения: «Ну вот же связь! А вот анализ!»
Напоминаю: чтобы связь была засчитана, нужно:
- указать название смысловой связи
- проанализировать её (показать, в чём именно вы видите дополнение, противопоставление, причинно-следственную связь и т.д.)
- сказать, зачем автор использует примеры, связанные такой связью (желательный, но необязательный элемент)
Я знаю, что в навигаторе самостоятельной подготовки предлагается около 15 видов различных связей. Я не вижу смысла разбирать их все, поэтому предлагаю вам освоить только 10 из них.
Объясню разные типы связи «на Васях». Я придумала 10 гипотетических текстов про Васю и, соответственно, 10 проблемных вопросов. С их помощью я и покажу примеры написания различных связей.
1. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ (одно явление противоположно другому).
Между примерами можно подставить А или НО.
Проблема: Как нужно относиться к бездомным животным?
Пример №1: Петя пнул бездомного кота.
Пример №2: Вася накормил этого кота.
Связь между примерами: «Петя и Вася противопоставлены друг другу: Петя поступает по отношению к беззащитному существу жестоко и безнравственно, а Вася – милосердно. С помощью этих примеров мы понимаем, как человек должен относиться к уличным животным».
Позиция автора: «Автор считает, что к бездомным животным нужно относиться с заботой и сочувствием. Их ни в коем случае нельзя обижать».
2. УСТУПКА (одно явление происходит вопреки другому явлению).
Между примерами можно подставить НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО или ХОТЯ.
Проблема: Каким должен быть настоящий друг?
Пример №1: Вася в свой единственный выходной собирается поехать за город и отдохнуть.
Пример №2: Когда Васе звонит друг Петя и просит приехать к нему и помочь, тот соглашается.
Связь между примерами: «Примеры связаны уступительными отношениями: несмотря на то что Вася собирался отдохнуть и не планировал заниматься никакими делами, он всё же решил помочь товарищу, который обратился к нему. Эти примеры помогают нам понять, как должен вести себя хороший друг».
Позиция автора: «Автор считает, что настоящий друг не бросит тебя в трудную минуту и всегда придёт на помощь, чего бы ему это ни стоило».
3. АНАЛОГИЯ (одно явление похоже на другое явление).
Между примерами можно подставить ТОЧНО ТАК ЖЕ И.
Проблема: Как нужно воспитывать детей?
Пример №1: Отец Васи рассказал, как он в детстве приютил бездомного кота.
Пример №2: Вася тоже приютил бездомного кота.
Связь между примерами: «Автор проводит аналогию между поступками отца и сына. Отец в своё время позаботился о беззащитном существе; точно так же и сын, имея перед глазами положительный пример, сейчас помогает бездомному животному. Эти примеры позволяют нам понять, какие методы воспитания самые эффективные».
Позиция автора: «Автор считает, что, воспитывая детей, нужно показывать им положительные примеры поведения, которым они захотят подражать».
4. ДОПОЛНЕНИЕ (одно явление служит добавлением к другому явлению для создания целостной картины).
Между примерами можно подставить КРОМЕ ТОГО.
Проблема: Какого человека можно считать по-настоящему добрым?
Пример №1: Вася перевёл бабушку через дорогу.
Пример №2: Вася приютил бездомного кота.
Связь между примерами: «Второй пример дополняет первый. Сначала мы видим, что Вася заботлив и отзывчив по отношению к людям. Кроме того, далее показано, что он столь же милосерден и по отношению к животным. Эти примеры помогают нам понять, как проявляется настоящая доброта».
Позиция автора: «Автор считает, что по-настоящему добрым можно назвать человека, который помогает всем, кто в этом нуждается».
5. ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ СВЯЗЬ (одно явление представляет собой причину, а другое явление – следствие).
Между примерами можно подставить ПОЭТОМУ.
Проблема: Почему важно помогать окружающим?
Пример №1: Вася всегда откликался на просьбы о помощи.
Пример №2: Когда Васе понадобилась помощь, многие отозвались на его просьбу.
Связь между примерами: «Примеры связаны как причина и следствие: Вася всегда помогал, если его об этом просили, поэтому, когда ему самому понадобилась помощь, он тоже её получил. Эти примеры убеждают нас в том, что взаимопомощь – очень важный элемент отношений между людьми».
Позиция автора: «Автор считает, что важно помогать окружающим, потому что отзывчивый человек, готовый поддержать других, никогда не останется один на один со своей бедой».
6. ОБЪЯСНЕНИЕ (одно явление растолковывает другое явление, объясняет его причину).
Между примерами можно подставить ПОТОМУ ЧТО или А ИМЕННО.
Проблема: Почему важно иметь цель в жизни?
Пример №1: Вася, когда-то бывший не самым блестящим учеником, сейчас усердно изучает географию, читает книги о других городах и странах, занимается спортивным туризмом.
Пример №2: Вася рассказывает, что любит смотреть передачи про заграничные поездки и сам хочет когда-нибудь стать путешественником.
Связь между примерами: «Второй пример объясняет первый. Вася усердно учится и занимается в секциях, потому что у него есть цель – узнать много нового и стать путешественником. Эти примеры помогают понять, почему иметь достойную жизненную цель – это очень важно».
Позиция автора: «Автор считает, что наличие цели наполняет жизнь смыслом, даёт человеку силы преодолевать все трудности на пути к её достижению, делает его решительным и упорным».
7. ДЕТАЛИЗАЦИЯ (одно явление более подробно показывает то, что было представлено в другом явлении).
Второй пример представляет собой более КОНКРЕТНУЮ ситуацию, чем первый.
Проблема: Почему важно соблюдать тишину в зрительном зале?
Пример №1: Ученики 5 «Б» класса пришли в театр и вели себя там безобразно: хрустели чипсами, шумно отхлёбывали газировку, громко смеялись.
Пример №2: Вася, ученик этого класса, вообще половину спектакля проговорил по телефону с другом, отвлекая не только актёров, но и других зрителей.
Связь между примерами: «Второй пример детализирует первый: сначала мы видим безобразное поведение всех пятиклассников, а потом автор сосредоточивает своё внимание на одном ученике – Васе, который ведёт себя особенно возмутительно. Эти примеры помогают нам понять, какое поведение в зрительном зале абсолютно недопустимо».
Позиция автора: «Автор считает, что нужно соблюдать тишину в зрительном зале, чтобы не отвлекать актёров и не мешать другим зрителям наслаждаться спектаклем».
8. ОБОБЩЕНИЕ (одно явление в более обобщённом виде представляет другое явление).
Второй пример представляет собой более ОБЩУЮ ситуацию, чем первый.
Проблема: Как война влияет на людей?
Пример №1: Во время войны родители Васи погибли, он остался сиротой и вынужден был сам устраивать свою жизнь.
Пример №2: Такая же ситуация после войны была и в других семьях: многие дети остались без родителей и находились в бедственном положении.
Связь между примерами: «Автор переходит от конкретного примера к обобщению: сначала мы узнаём о тяжёлой ситуации, в которой из-за войны оказался Вася, а потом понимаем, что точно такая же ситуация была и в других семьях. Эти примеры показывают, к каким страшным трагедиям приводит война».
Позиция автора: «Автор считает, что война разрушает жизни людей, ломает их судьбы, заставляет страдать не только взрослых, но и ни в чём не повинных детей».
9. ВЫВОД (одно явление представляет собой логический итог другого явления).
Первый пример представляет собой иллюстрацию, а второй – мысль, вытекающую из анализа иллюстрации.
Проблема: Какую роль играет учитель в жизни ребёнка?
Пример №1: Вася вспоминает, как учитель проводил воспитательные беседы, водил класс на спектакли и выступления музыкантов, рассказывал детям поучительные истории из жизни.
Пример №2: Вася говорит о том, что он стал достойным и уважаемым человеком во многом благодаря учителю.
Связь между примерами: «Второй пример содержит вывод из первого: сначала Вася вспоминает, что именно делал учитель для своих учеников, а потом приходит к выводу о том, что учитель оказал огромное влияние на его жизнь и помог ему стать достойным человеком. С помощью этих примеров мы понимаем, какую важную роль играет учитель в жизни детей».
Позиция автора: «Автор считает, что роль учителя в жизни детей велика: он не только преподаёт свой предмет, но и готовит школьников к жизни, прививает им нравственные нормы и показывает положительный пример».
10. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ (одно явление доказывает существование другого явления).
Первый пример представляет собой мысль, второй – иллюстрацию, которая подтверждает эту мысль.
Проблема: Почему общение с природой важно для человека?
Пример №1: Автор цитирует слова М.М. Пришвина: «Так, наверное, потому мы и радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя».
Пример №2: Вася целую неделю работает в офисе, но на выходные он всегда уезжает за город, потому что только наедине с природой он может восстановить силы.
Связь между примерами: «Второй пример подтверждает первый: мысль о том, что общение с природой радует человека и даёт ему возможность отдохнуть, доказывается конкретным примером – историей Васи, который любит проводить выходные за городом. С помощью этих примеров мы понимаем, какую важную роль играет природа в жизни людей».
Позиция автора: «Автор считает, что общение с природой важно, поскольку только так человек, погружённый в суету современного мира, может отвлечься от повседневных забот и восстановить душевное равновесие».
Кстати, к этой статье прилагается удобная табличка по связям между примерами-иллюстрациями. Вы можете скопировать её себе и распечатать, чтобы пользоваться при необходимости. Ссылка на пост: https://vk.com/wall733753788_50
Надеюсь, теперь у вас не возникнет сложностей с написанием связи между примерами-иллюстрациями.
Если вы хотите знать больше о подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по русскому и получать интересные авторские материалы, подписывайтесь на мой телеграм-канал https://t.me/maria_valerievna_komarova и группу VK https://vk.com/uchikrasivo