Найти в Дзене

Как не потерять баллы за анализ связи между примерами в сочинении ЕГЭ?

Теперь хотелось бы поговорить о такой загадочной части сочинения, как связь между примерами и анализ этой связи. Почему-то именно этот элемент даётся школьникам особенно тяжело. Наверняка и вы не раз писали что-то вроде «приведённые примеры дополняют друг друга и помогают автору убедительно и обоснованно доказать свою позицию», а потом искренне возмущались незачёту за эту часть сочинения: «Ну вот же связь! А вот анализ!» Напоминаю: чтобы связь была засчитана, нужно: Я знаю, что в навигаторе самостоятельной подготовки предлагается около 15 видов различных связей. Я не вижу смысла разбирать их все, поэтому предлагаю вам освоить только 10 из них. Объясню разные типы связи «на Васях». Я придумала 10 гипотетических текстов про Васю и, соответственно, 10 проблемных вопросов. С их помощью я и покажу примеры написания различных связей. Между примерами можно подставить А или НО. Проблема: Как нужно относиться к бездомным животным? Пример №1: Петя пнул бездомного кота. Пример №2: Вася накор
Оглавление

Теперь хотелось бы поговорить о такой загадочной части сочинения, как связь между примерами и анализ этой связи. Почему-то именно этот элемент даётся школьникам особенно тяжело. Наверняка и вы не раз писали что-то вроде «приведённые примеры дополняют друг друга и помогают автору убедительно и обоснованно доказать свою позицию», а потом искренне возмущались незачёту за эту часть сочинения: «Ну вот же связь! А вот анализ!»

Напоминаю: чтобы связь была засчитана, нужно:

  • указать название смысловой связи
  • проанализировать её (показать, в чём именно вы видите дополнение, противопоставление, причинно-следственную связь и т.д.)
  • сказать, зачем автор использует примеры, связанные такой связью (желательный, но необязательный элемент)

Я знаю, что в навигаторе самостоятельной подготовки предлагается около 15 видов различных связей. Я не вижу смысла разбирать их все, поэтому предлагаю вам освоить только 10 из них.

Объясню разные типы связи «на Васях». Я придумала 10 гипотетических текстов про Васю и, соответственно, 10 проблемных вопросов. С их помощью я и покажу примеры написания различных связей.

1. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ (одно явление противоположно другому).

Между примерами можно подставить А или НО.

Проблема: Как нужно относиться к бездомным животным?

Пример №1: Петя пнул бездомного кота.

Пример №2: Вася накормил этого кота.

Связь между примерами: «Петя и Вася противопоставлены друг другу: Петя поступает по отношению к беззащитному существу жестоко и безнравственно, а Вася – милосердно. С помощью этих примеров мы понимаем, как человек должен относиться к уличным животным».

Позиция автора: «Автор считает, что к бездомным животным нужно относиться с заботой и сочувствием. Их ни в коем случае нельзя обижать».

-2

2. УСТУПКА (одно явление происходит вопреки другому явлению).

Между примерами можно подставить НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО или ХОТЯ.

Проблема: Каким должен быть настоящий друг?

Пример №1: Вася в свой единственный выходной собирается поехать за город и отдохнуть.

Пример №2: Когда Васе звонит друг Петя и просит приехать к нему и помочь, тот соглашается.

Связь между примерами: «Примеры связаны уступительными отношениями: несмотря на то что Вася собирался отдохнуть и не планировал заниматься никакими делами, он всё же решил помочь товарищу, который обратился к нему. Эти примеры помогают нам понять, как должен вести себя хороший друг».

Позиция автора: «Автор считает, что настоящий друг не бросит тебя в трудную минуту и всегда придёт на помощь, чего бы ему это ни стоило».

-3

3. АНАЛОГИЯ (одно явление похоже на другое явление).

Между примерами можно подставить ТОЧНО ТАК ЖЕ И.

Проблема: Как нужно воспитывать детей?

Пример №1: Отец Васи рассказал, как он в детстве приютил бездомного кота.

Пример №2: Вася тоже приютил бездомного кота.

Связь между примерами: «Автор проводит аналогию между поступками отца и сына. Отец в своё время позаботился о беззащитном существе; точно так же и сын, имея перед глазами положительный пример, сейчас помогает бездомному животному. Эти примеры позволяют нам понять, какие методы воспитания самые эффективные».

Позиция автора: «Автор считает, что, воспитывая детей, нужно показывать им положительные примеры поведения, которым они захотят подражать».

-4

4. ДОПОЛНЕНИЕ (одно явление служит добавлением к другому явлению для создания целостной картины).

Между примерами можно подставить КРОМЕ ТОГО.

Проблема: Какого человека можно считать по-настоящему добрым?

Пример №1: Вася перевёл бабушку через дорогу.

Пример №2: Вася приютил бездомного кота.

Связь между примерами: «Второй пример дополняет первый. Сначала мы видим, что Вася заботлив и отзывчив по отношению к людям. Кроме того, далее показано, что он столь же милосерден и по отношению к животным. Эти примеры помогают нам понять, как проявляется настоящая доброта».

Позиция автора: «Автор считает, что по-настоящему добрым можно назвать человека, который помогает всем, кто в этом нуждается».

-5

5. ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ СВЯЗЬ (одно явление представляет собой причину, а другое явление – следствие).

Между примерами можно подставить ПОЭТОМУ.

Проблема: Почему важно помогать окружающим?

Пример №1: Вася всегда откликался на просьбы о помощи.

Пример №2: Когда Васе понадобилась помощь, многие отозвались на его просьбу.

Связь между примерами: «Примеры связаны как причина и следствие: Вася всегда помогал, если его об этом просили, поэтому, когда ему самому понадобилась помощь, он тоже её получил. Эти примеры убеждают нас в том, что взаимопомощь – очень важный элемент отношений между людьми».

Позиция автора: «Автор считает, что важно помогать окружающим, потому что отзывчивый человек, готовый поддержать других, никогда не останется один на один со своей бедой».

-6

6. ОБЪЯСНЕНИЕ (одно явление растолковывает другое явление, объясняет его причину).

Между примерами можно подставить ПОТОМУ ЧТО или А ИМЕННО.

Проблема: Почему важно иметь цель в жизни?

Пример №1: Вася, когда-то бывший не самым блестящим учеником, сейчас усердно изучает географию, читает книги о других городах и странах, занимается спортивным туризмом.

Пример №2: Вася рассказывает, что любит смотреть передачи про заграничные поездки и сам хочет когда-нибудь стать путешественником.

Связь между примерами: «Второй пример объясняет первый. Вася усердно учится и занимается в секциях, потому что у него есть цель – узнать много нового и стать путешественником. Эти примеры помогают понять, почему иметь достойную жизненную цель – это очень важно».

Позиция автора: «Автор считает, что наличие цели наполняет жизнь смыслом, даёт человеку силы преодолевать все трудности на пути к её достижению, делает его решительным и упорным».

-7

7. ДЕТАЛИЗАЦИЯ (одно явление более подробно показывает то, что было представлено в другом явлении).

Второй пример представляет собой более КОНКРЕТНУЮ ситуацию, чем первый.

Проблема: Почему важно соблюдать тишину в зрительном зале?

Пример №1: Ученики 5 «Б» класса пришли в театр и вели себя там безобразно: хрустели чипсами, шумно отхлёбывали газировку, громко смеялись.

Пример №2: Вася, ученик этого класса, вообще половину спектакля проговорил по телефону с другом, отвлекая не только актёров, но и других зрителей.

Связь между примерами: «Второй пример детализирует первый: сначала мы видим безобразное поведение всех пятиклассников, а потом автор сосредоточивает своё внимание на одном ученике – Васе, который ведёт себя особенно возмутительно. Эти примеры помогают нам понять, какое поведение в зрительном зале абсолютно недопустимо».

Позиция автора: «Автор считает, что нужно соблюдать тишину в зрительном зале, чтобы не отвлекать актёров и не мешать другим зрителям наслаждаться спектаклем».

-8

8. ОБОБЩЕНИЕ (одно явление в более обобщённом виде представляет другое явление).

Второй пример представляет собой более ОБЩУЮ ситуацию, чем первый.

Проблема: Как война влияет на людей?

Пример №1: Во время войны родители Васи погибли, он остался сиротой и вынужден был сам устраивать свою жизнь.

Пример №2: Такая же ситуация после войны была и в других семьях: многие дети остались без родителей и находились в бедственном положении.

Связь между примерами: «Автор переходит от конкретного примера к обобщению: сначала мы узнаём о тяжёлой ситуации, в которой из-за войны оказался Вася, а потом понимаем, что точно такая же ситуация была и в других семьях. Эти примеры показывают, к каким страшным трагедиям приводит война».

Позиция автора: «Автор считает, что война разрушает жизни людей, ломает их судьбы, заставляет страдать не только взрослых, но и ни в чём не повинных детей».

-9

9. ВЫВОД (одно явление представляет собой логический итог другого явления).

Первый пример представляет собой иллюстрацию, а второй – мысль, вытекающую из анализа иллюстрации.

Проблема: Какую роль играет учитель в жизни ребёнка?

Пример №1: Вася вспоминает, как учитель проводил воспитательные беседы, водил класс на спектакли и выступления музыкантов, рассказывал детям поучительные истории из жизни.

Пример №2: Вася говорит о том, что он стал достойным и уважаемым человеком во многом благодаря учителю.

Связь между примерами: «Второй пример содержит вывод из первого: сначала Вася вспоминает, что именно делал учитель для своих учеников, а потом приходит к выводу о том, что учитель оказал огромное влияние на его жизнь и помог ему стать достойным человеком. С помощью этих примеров мы понимаем, какую важную роль играет учитель в жизни детей».

Позиция автора: «Автор считает, что роль учителя в жизни детей велика: он не только преподаёт свой предмет, но и готовит школьников к жизни, прививает им нравственные нормы и показывает положительный пример».

-10

10. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ (одно явление доказывает существование другого явления).

Первый пример представляет собой мысль, второй – иллюстрацию, которая подтверждает эту мысль.

Проблема: Почему общение с природой важно для человека?

Пример №1: Автор цитирует слова М.М. Пришвина: «Так, наверное, потому мы и радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя».

Пример №2: Вася целую неделю работает в офисе, но на выходные он всегда уезжает за город, потому что только наедине с природой он может восстановить силы.

Связь между примерами: «Второй пример подтверждает первый: мысль о том, что общение с природой радует человека и даёт ему возможность отдохнуть, доказывается конкретным примером – историей Васи, который любит проводить выходные за городом. С помощью этих примеров мы понимаем, какую важную роль играет природа в жизни людей».

Позиция автора: «Автор считает, что общение с природой важно, поскольку только так человек, погружённый в суету современного мира, может отвлечься от повседневных забот и восстановить душевное равновесие».

-11

Кстати, к этой статье прилагается удобная табличка по связям между примерами-иллюстрациями. Вы можете скопировать её себе и распечатать, чтобы пользоваться при необходимости. Ссылка на пост: https://vk.com/wall733753788_50

Надеюсь, теперь у вас не возникнет сложностей с написанием связи между примерами-иллюстрациями.

Если вы хотите знать больше о подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по русскому и получать интересные авторские материалы, подписывайтесь на мой телеграм-канал https://t.me/maria_valerievna_komarova и группу VK https://vk.com/uchikrasivo