Где произошла крупнейшая катастрофа в истории гражданской авиации?
В крупнейшей катастрофе за всю историю гражданской авиации погибло 583 человека, причём произошла она в результате столкновения двух самолётов и совсем не в воздухе!
Привет, ты на канале авиация в деталях и сегодня я расскажу тебе о Трагедии на Тенерифе.
Начнём с небольшой предыстории.
На острове Тенерифе (это Канарские острова) 27 марта 1977 года сложилась чрезвычайная ситуация: в зале ожидания главного аэропорта в Лас-Пальмасе (он расположен на острове Гран-Канария) террористы взорвали бомбу. Обошлось без тяжелых последствий, никто не погиб, но аэровокзал пришлось закрыть.
Однако самолеты продолжали прибывать и прибывать, и не абы какие, а громадины типа «Боингов-747».
Для них нашлось место лишь в порту Лос-Родеос на островe Тенерифе.
«Нашлось» — громко сказано: они туда стали набиваться как шпроты в банку, так как под такую плотную загрузку ни терминалы, ни ВПП рассчитаны не были.
Два самолёта о которых я говорил ранее это Boeing 747 206B нидерландской KLM и Boeing 747-121 авиакомпании Pan American, да не простой 747, а самый настоящий Клиппер Виктор, самый первый 747.
К трагедии, участниками которой стали два этих самолёта привела цепочка, случайных событий, одним из которых стало время работы экипажа голландцев.
KLM мог бы переждать в аэропорту этот час пик, и вылететь попозже, когда видимость станет лучше, а самолётов в аэропорту поубавится, но командир решил взлетать, так как у пилотов заканчивалась регламентированная смена, а для них крайне важно в неё уложиться, ведь в случае нарушения можно было схлопотать штраф, и серьёзное наказание, вплоть до лишения лицензии пилота.
Лайнер вырулил на стартовую позицию в конце ВПП и стал ждать команды на взлет от диспетчерской вышки.
Экипажу PanAm диспетчер дал указание проехать по ВПП, развернуться в положенном месте и встать за KLM, чтобы взлетать после него.
И в этот самый момент на аэропорт опустился густой туман...
Надо ещё отметить, что диспетчер в Лос Родэосе не был готов к такому, скажем так производственному аду, да и по-английски говорил он довольно посредственно, и с сильным акцентом, так что многим пилотам приходилось его переспрашивать команды несколько раз.
Это важный момент.
Тем временем PanAm, после указания диспетчера, не смог повернуть в нужном месте — там это сложно было проделать физически, да и туман скрыл номера дорожек и разметку.
И получилось так, что они повернули совсем на другую дорожку и встали не за самолётом Голландцев а фактически перед ним, нос к носу, но из-за густого тумана визуального контакта между экипажами, а так же между диспетчером и самолётами не было, видимость не превышала 300 метров.
KLM получил долгожданный приказ с диспетчерской вышки:
«Вам разрешено на привод PАРА, набирайте и выдерживайте эшелон 090. После взлета поворот направо, следуйте курсом 040 до захвата радиала 335 VOR Лас-Пальмас».
Коммандир борта КЛМ Ван Зентен начал рулёжку, готовясь к набору высоты и взлёту.
Но штука в том, что это были указания для экипажа после отрыва, и в них не было ни слова о том, что взлет разрешен.
Однако Ван Зантен видимо это не понял, или некорректно расслышал что ему говорят с диспетчерской вышки.
Боинг КЛМ вовсю нёсся в сторону невидимого никому Pan Am, и второй пилот повторил сообщение «Принято, сэр, привод Papa, эшелон 90 до захвата 325. Мы взлетаем (англ. We are now at take-off)».
И снова путаница. Диспетчер воспринял это как «мы на взлетной позиции», он и не думал, что самолет голландцев уже несется в сторону американского «Клиппер Виктора».
Первым, кто кто увидел надвигающийся лайнер KLM, был второй пилот Pan Am. Капитан Виктор Граббс сделал все возможное. Он врубил движки на полную, но было слишком поздно. Как только ван Зантен заметил «Клиппер», он попытался оторваться от земли, и ему это удалось, но только частично — самолет ударился о крышу американского «Боинга», вспыхнул и рухнул обратно на полосу. Все, находящиеся на борту, мгновенно погибли.
Придя в себя после удара, второй пилот «Клиппера» попытался отключить двигатели, но все управляющие системы были установлены на крыше, которой уже не было, 70 человек, включая экипаж, чудом спаслись, так как носовая часть судна пострадала значительно меньше.
Всего погибло 583 человека. Эта катастрофа стала самой крупной за более чем 100-летнюю историю авиации.
После проведенного расследования той страшной авиакатастрофы в использование языка при радиообмене были внесены значительные изменения, так как был сделан вывод, что наиболее вероятной причиной катастрофы была двусмысленность и неясность в английском языке, которая привела KLM к неправильному пониманию команды диспетчеров. Использование нестандартного слова «Ok» («хорошо»), скорее всего и явилось причиной трагедии. Конечно, нельзя отрицать, что ограниченная видимость тоже послужила причиной катастрофы, но не в такой мере, как языковая неясность.
Так, английский язык был установлен как общий рабочий язык, особое внимание было обращено на использование стандартных фраз.
Было объявлено, что служба управления воздушным движением или ATC, не может использовать такие слова, как "ОК" его заменили на "Roger" «Вас понял». Это изменение было сделано для того, чтобы отличать утверждение инструкции от разрешения на посадку/взлет.
Слово "Takeoff" стало произноситься только тогда, когда давалось фактическое разрешение на взлет (Cleared for takeoff) или его срочное прекращение (Cancel takeoff). До получения фактического разрешения на взлет пилоты и диспетчеры ATC должны использовать слово "Departure".
В то время, как все катастрофы являются безусловно трагическими происшествиями, даже если жертвы их мизерны, из них всё таки можено можно и нужно извлекать пользу, а именно полученный опыт и знания, которые потом вытекают в стандартизации и реформы. Причины катастроф изучаются досконально, чтобы потом эффективно предотвращать будущие трагедии.