В Московском академическом театре им.Вл.Маяковского состоялась премьера спектакля "Разбойники" по одноимённой трагедии Фридриха Шиллера.
Поэтическая бойня - именно так создатели спектакля определили жанр своей постановки. Действительно, в спектакле очень много сцен, когда героям приходится биться на мечах. Одним из создателей спектакля значится специалист по сценическому бою Батраз Засеев. Честно говоря, я впервые увидела подобные сцены в спектакле, обычно артисты обходились словесными перепалками ну или просто с мечом прошлись по сцене туда - сюда. Мне трудно представить сколько нужно было потратить времени на тренировки, но нужно отдать должное: эти сцены выглядят эффектно. Но у понятия "Поэтическая бойня" есть и другие аспекты. В качестве основы были использованы три варианта перевода драмы Шиллера: Михаила Достоевского, Наталии Ман, Татьяны Зборовской. Используя эти материалы режиссер спектакля Евгений Закиров создал поэтические композиции (оцените: из трёх переводов в прозе создана стихотворная основа). "Чтоб было много поэзии и крови" - рассказал режиссёр постановки. С кровью и правда все в порядке: герои спектакля вели себя достаточно кровожадно и чуть что: меч, кинжал или пистолет и брызги крови. Конечно, не так буквально, а облачко маленьких красных сердечек. Ещё кровожадности добавляет несколько деталей: шрамы на лице героев (может издалека они не очень видны, но при ближайшем рассмотрении выглядит пугающе) и горы, горы, горы трупов! Конечно же, трупы не настоящие (ура!), но количество мягких человечков, которые "играют" эти роли, и частота их появления на сцене довольно пугающая. Их колят и режут, а кровь из них также "вылетает" облачком красных сердечек.
Думаю, главным вопросом этой драмы является вопрос: кто же из братьев фон Мор больший негодяй? Карл фон Мор ( Макар Запорожский ), который всегда был любимцем отца, первый и самый любимый сын, который когда-то учился в университете, а сейчас история начинается с того, что он за решеткой, куда попал он явно не просто так. Поэтому сколачивание банды - это вполне логичное продолжение. Резкий и жестокий Франц фон Мор ( Кирилл Кусков ), который все это время был рядом с отцом и ежеминутно получал напоминание, что он нелюбимый сын, что есть тот, кому отдана вся отцовская любовь. И Франц искренне не понимает откуда должна появиться братская любовь ("выход из одной печки" - для него не причина), почему получилось так, что он родился вторым и теперь он нелюбимый сын.
Прекрасная и кроткая Амалия ( Кира Насонова ) местами поражала твердостью духа и крепостью характера. Она хранила любовь к вымышленному Карлу, который давно уже не тот прекрасный юноша с фотографии, а с другой стороны не поддавалась на предложения Франца, хотя в этом случае могла бы жить безбедно. Поражает самый последний ее выбор. Логичным было бы стать ей разбойницей и быть рядом с любимым Карлом, но она понимает, что это не для нее и просит убить ее, как велят Карлу его подельники.
В спектакле очень лаконичная сценография, без каких-то изысков. В первом акте несколько кафедр, как называет их режиссёр спектакля. Во втором сцена полностью свободна. Злой рок, а может быть сам Бог, преследует героев этой истории. Очень эффектно этот момент показан с помощью молний.
Думаю, спектакль будет интересен тем, кто хочет воочию увидеть результат эксперимента по переводу драмы в прозе в поэтические композиции. Для себя я бы выделила ещё такой момент. Это второй мой спектакль по этой трагедии Шиллера. Интересно, что в каждой постановке мне увиделись свои акценты. В спектакле Театра Маяковского главным вопросом мне показался такой: можно ли зло победить злом, может ли минус на минус (зло на зло) дать в итоге добро. А в Театре Гоголя мне показалась главной проблема отцов и детей и довольно долго мне виделось, что Карл - хороший сын своего отца.
Больше фото здесь: https://vk.com/album13840806_308558105