Найти в Дзене
В Движении

Два бензобака, потайная горловина и тумблеры в салоне: какие секретные модификации "Жигулей" выпускались для КГБ и зарубежных спецслужб

Оглавление

Белая «шапка» на крыше, желто-синяя окраска кузова, мощные громкоговорители — эти атрибуты милицейских «копеек» ВАЗ-2101 мгновенно узнает любой житель бывшего СССР.

Однако за знакомым фасадом скрывалась целая вселенная секретных модификаций, чье истинное предназначение десятилетиями оставалось тайной за семью печатями.

От простой «копейки» до секретного «Карата»

С самого начала 1970-х годов обычные ВАЗ-2101 верой и правдой служили в рядах советской милиции. Стандартный 1,2-л мотор мощностью 64 л.с. справлялся со своими задачами, но для более требовательных подразделений существовала «заряженная» модификация ВАЗ-21016 с 69-сильным двигателем увеличенного до 1,3 л объема.

-2

Когда в лихие 90-е парк иномарок в МВД был еще невелик, тольяттинская фирма Lada Engineering создала оригинальную спецверсию «шестерки». Под неприметным капотом ВАЗ-2106 скрывался 1,8-л силовой агрегат, форсированный до 110 «лошадей».

Максимальная скорость в 150 км/ч не поражала воображение, но время разгона заметно улучшилось — милицейская «шаха» достигала сотни за 13 сек.

Но настоящей жемчужиной среди спецверсий стал малоизвестный ВАЗ-21015, не фигурировавший ни в одном официальном отчете. Сверхсекретный проект «Тема Карат», инициированный МВД и КГБ в середине 70-х, был создан с единственным ключевым требованием — машина должна была выглядеть как обычная «копейка». Для непосвященного глаза отличить этот автомобиль от рядового ВАЗ-2101 было практически невозможно.

-3

А вот «начинка» ВАЗ-21015 представляла собой настоящий технический эксклюзив. Под капотом работал 1,6-л мотор от «шестерки» мощностью 78 л.с. Инженеры оснастили машину дополнительным топливным баком с мастерски замаскированной заправочной горловиной в багажном отсеке.

Для переключения между баками в салоне установили специальный тумблер. Сзади монтировались усиленные пружины подвески от ВАЗ-2102, обеспечивавшие лучшую устойчивость и энергоемкость.

Особый интерес представляла система специальных переключателей в салоне, позволявших регулировать режимы работы головного света по хитроумному алгоритму — своеобразный шпионский шифр для посвященных. Подобные экземпляры также оснащались вторым аккумулятором.

«Караты» выпускались ограниченными партиями: в 1977 году с конвейера сошло 50 единиц ВАЗ-21015, а в 1978-м — уже 75. Примечательно, что в тот же период началась мелкосерийная сборка модернизированных «копеек» с последовательным подключением бензобаков.

На службе за рубежом: от Штази до кубинской полиции

Специальные версии ВАЗов пользовались популярностью не только у отечественных силовиков. Тольяттинские «Жигули» верно служили в полицейских структурах многих стран бывшего соцлагеря.

Венгрия
Венгрия

В Венгрии, Чехословакии и ГДР их ценили за неприхотливость, ремонтопригодность и, по меркам того времени, отменную динамику. А на Кубе, где собственных полицейских автомобилей не выпускали, наши «копейки» вообще были вне конкуренции.

Для нужд полиции дружественных государств поставлялись серийные модификации, дооснащенные необходимой атрибутикой — световыми спецсигналами, громкоговорящей связью и другим оборудованием.

Куба
Куба

Однако спецслужбы ГДР — легендарная Штази — получали совсем иные «Жигули». По данным немецких автомобильных историков, около 99% автомобилей Lada темно-синего цвета так или иначе были связаны со службой государственной безопасности.

-6

Чаще всего это были «тройки» и «шестерки», реже — универсалы ВАЗ-2104. Большинство таких машин внешне ничем не отличались от гражданских версий. Но вот автомобили сопровождения правительственных кортежей часто оснащались дополнительными фарами и специальными световыми «люстрами» на крышах.

-7

Любопытно, что единичные экземпляры таких раритетов до сих пор появляются на вторичном рынке Германии — настоящие автомобильные легенды с богатой историей!

Когда «Жигули» обгоняли иномарки

Пожалуй, самыми впечатляющими спецверсиями ВАЗов были машины с роторно-поршневыми двигателями. По иронии судьбы, именно благодаря заказам КГБ и МВД автомобили с такими моторами вообще встали на конвейер, пусть и небольшими сериями.

Первопроходцем стал ВАЗ-21018 образца 1976 года — симбиоз кузова от ВАЗ-21011 и односекционного РПД ВАЗ-311. Этот компактный 1,3-литровый агрегат развивал скромные по современным меркам 70 л.с.

-8

Первую опытно-промышленную партию из 51 машины собрали в 1978 году исключительно для нужд силовых ведомств. Внешне эти автомобили были неотличимы от обычных «копеек».

В 1980 году появилась следующая модификация — ВАЗ-21019. Под капотом этой машины работал уже двухсекционный роторно-поршневой ВАЗ-411 объемом 2,6 л, выдававший внушительные 120 «лошадок». О существовании таких автомобилей тогда знали единицы, ведь в свободную продажу они не поступали.

Хотя, если верить рассекреченным архивам, небольшую партию все же можно было приобрести по особому распоряжению Совмина — но только сотрудникам самого Волжского автозавода.

Односекционный роторный движок
Односекционный роторный движок

Настоящим пиком эволюции роторной линейки стали модели ВАЗ-21059 и ВАЗ-21079. Первая промышленная партия «цифровых» ВАЗ-21059 сошла с конвейера в июле 1986 года. Эти машины оснащались форсированным до 120 л.с. двигателем ВАЗ-411.

Немного позже появились аналогичные «семерки» с модернизированным 140-сильным (при 6000 об/мин) мотором того же объема. Максимальный крутящий момент в 186 Нм достигался в диапазоне от 4000 до 4500 об/мин.

Отличительными особенностями ВАЗ-21079 были два бензобака, продвинутая электронная система зажигания с функцией резервирования и, разумеется, 5-ступенчатая «механика».

-10

Тумблер переключения между баками и кнопка активации запасной системы зажигания удобно располагались на центральной консоли. Согласно инструкции, в аварийном режиме резервного зажигания можно было передвигаться со скоростью до 80 км/ч на протяжении 30 часов.

Впрочем, настоящий потенциал ВАЗ-21079 раскрывался в совсем других режимах. Только представьте: эта 1100-килограммовая «ласточка» разменивала первую сотню за 9 секунд и развивала 180 км/ч! В те годы быстрее была только супердефицитная «легковушка» ЗИЛ, выпускавшаяся буквально поштучно.

С закатом советской эпохи в прошлое ушли и уникальные «Жигули» для силовых структур. На смену им пришли специальные модификации на базе переднеприводной «Самары».

Однако о секретности речи уже не шло — любой желающий мог заказать такую версию «под ключ». Да и интерес компетентных органов к продукции отечественного автопрома начал неуклонно снижаться — сказывалось появление более современных и совершенных импортных моделей.

Сейчас читают: