Три года назад я работала в брянском архиве над генеалогией моего деда. Он оказался в Брянске в 1915 году, после ранения (австриец отсек ему штыком два пальца на правой руке) и после выписки из госпиталя остался в городе. Я искала хоть какие-то сведения за период 1917- 1920 годов, поскольку никаких документов в семье не сохранилось: дом деда сгорел во время освобождения от фашистских захватчиков в 1943 году. Были только рассказы родственников, что дед короткое время служил в ЧОН, но ушёл оттуда, потому что, будучи сам выходцем из крестьянской семьи, не мог принять и участвовать в грабеже крестьян под видом продразверстки. Как ни странно, но он уцелел и тогда, в 20-е, и позже, во время большого террора 1937 года.
Поскольку ЧОН был подразделением ВЧК, я просматривала все фонды ГАБО, относящиеся к военизированным структурам и к армии. И однажды наткнулась на фонды уездного военкомата, а в них - списки бывших офицеров царской армии, их учётные карточки. Документы эти датированы первой половиной 1918 года. Это был короткий период, когда, с началом гражданской войны, происходило создание и становление Красной Армии. Не имея своего профессионального офицерского корпуса, советские власти привлекали на командные должности офицеров распущенной и ликвидированной царской армии. Задача эта была тем более непростой, если учесть, что именно большевики незадолго до этого приложили колоссальные усилия для того, чтобы развалить русскую армию.
Развал армии начался сразу же после Февральской революции: падение дисциплины, отказы наступать, массовое дезертирство с оружием, убийства офицеров. Декретом «Об уравнении в правах всех военнослужащих» были упразднены все чины и звания в армии, начиная с ефрейторского и кончая генеральским.
К октябрю армия уже фактически не существовала.
10 февраля 1918 года в Брест-Литовске была озвучена официальная позиция РСФСР:
"Именем Совета Народных Комиссаров, Правительство Российской Федеративной Республики настоящим доводит до сведения правительств и народов, воюющих с нами, союзных и нейтральных стран, что, отказываясь от подписания аннексионистского договора, Россия, с своей стороны, объявляет состояние войны с Германией, Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией прекращенным. Российским войскам одновременно отдается приказ о полной демобилизации по всему фронту.
Армия официально прекратила существование.
Но надежды большевиков на окончание войны не оправдались, вражеские силы перешли в масштабное наступление. Попытка создать новую армию на добровольных началах провалилась: немногочисленные добровольческие силы были не в силах сдержать немецкий натиск.
Брянский район, «как узел железных дорог, идущих с юга и с запада по кратчайшему расстоянию до центра Москвы», оказался на острие удара 41-го корпуса германских войск, развернувшего наступление в направлении Брест — Гомель — Брянск — Москва. Австро-германские войска 9 апреля 1918 года оккупировали Новозыбков. 14 апреля они заняли Клинцы. Затем через день их остановили. Была создана демаркационная линия: Робчик — Лыщичи — Брянкустичи — Унеча.
Приказом Высшей военной инспекции РККА в апреле 1918 года был создан Брянский пограничный военный район. Началась мобилизация в РККА.
Брянск в 1917- начале 1918 года был переполнен войсками. По сведениям историков, общая численность Брянского гарнизона, входившего в Минский военный округ, приближалась в 1917 г. к 50 тысячам человек, почти на 20 тысяч превышая число коренных жителей Брянска. Здесь стояли 23-й запасной бригада в составе 4-х пехотных запасных полков, три батареи Уральского казачьего артиллерийского дивизиона. Брянскому гарнизону принадлежали «Арсенал», Военно-сухарный завод, эвакуированные в Брянск Двинские артиллерийские мастерские и Двинский артиллерийский склад, Минский вещевой интендантский склад, 5-й авиапарк (авиарота), авторота. В городе было 22 военных госпиталя.
После демобилизации солдаты начали возвращаться по домам, большинство - в родные деревни. А вот офицерам пришлось очень туго. Они были лишены всех видов пенсий (в том числе и эмеритальных, то есть состоявших из отчислений от жалования в период службы), и таким образом те из них, кто не имел гражданской профессии (то есть все кадровые офицеры) лишились всяких средств к существованию. Многие из них осели в Брянске, кое-как устроившись на случайные, часто неквалифицированные работы.
С началом мобилизации перед ними встал тяжёлый вопрос: идти служить "товарищам", поскольку "власть меняется, а Родина- Россия у нас одна", пробиваться на Дон, и встать в ряды Белой армии, сражающейся против большевиков, или остаться в стороне и от тех, и от этих противников.
Каждый из них ответил на эти вопросы. Каждый - по своему. Что с ними стало потом?
Обнаружив эти списки и учётные карточки, и заинтересовавшись судьбой царских офицеров, я попробовала разыскать сведения об их дальнейшей судьбе. У многих она оказалась трагичной. О многих никаких сведений в базах данных репрессированных и Книгах памяти не нашлось, поэтому приходится надеяться, что они прожили спокойную жизнь и их не коснулись репрессии.
Часть из людей, внесённых в эти списки, оставила значительный след в истории СССР, став знаменитыми учёными, конструкторами, военачальниками.
В самом Брянске, как ни горько об этом писать, официальные власти про это время стараются не вспоминать, об этих людях не знают, и, похоже, знать не хотят. Я попробую восполнить этот пробел. Возможно, для кого-то это станет неожиданным открытием в судьбах их предков, ведь часть фамилий офицеров мне оказалась знакома - их потомки и через сто с лишним лет живут в Брянске. Некоторые из них стали впоследствии известны далеко за пределами города, стали известными учёными, деятелями культуры, военачальниками; кого-то судьба забросила на другие континенты, а кого-то привела в лагеря и к тюремной стенке...
Всего по спискам уездного военкомата Брянска в городе к июню 1918 года было 515 офицеров. Это только те, кто дисциплинированно прошел регистрацию и встал на учет. Но были и те (их, правда, немного) кто, получив извещения, требования властей проигнорировали, не ожидая от "товарищей" ничего хорошего, и из города скрылись. На них тоже составили отдельный список!
Сами списки, а затем учетные карточки и информацию по тем офицерам, о которых мне что-либо удалось обнаружить в архивах, научных публикациях и других открытых источниках, я публикую в саоем аккаунте ВКонтакте: учётные карточки заполняли сами офицеры, а не сотрудники военкомата - очень много разных почерков, и они не повторяются. Возможно, кто-то сможет найти автограф своего прапрадеда...
Здесь же я буду публиковать только самые интересные биографии.
Итак, начинаю с публикации первого списка, затем отдельными постами - учётные карточки + те сведения о семье, и дальнейшей судьбе офицера, которые мне удалось найти.
ГАБО, Ф.483, Оп.1. Д.205, 502 л.
Брянский уездный Комиссариат по военным делам
Учетный отдел 21 июня 1918г.
N 338
г. Брянск Орлов.губернии
В Орловский губернский Комиссариат по военным делам
Препровождаю при сем два списка с заполненными учетными карточками бывшими офицерами.
Заведывающий учетного отдела
СПИСОК
Военно-служащих, занимающих командные и административно-хозяйственные должности в Брянском уезде
1. Учитель ТИМОШИН Алексей Павлович
2. Заведывающий городской больницей ОНИСИМОВ Григорий Дмитриевич
3. Псаломщик КАЛИНИН Иван Гаврилов
4. Техник ГУЩИН Сергей Георгиевич
5. Десятник МИРОЕВСКИЙ Михаил Александров.
6. Военный руководитель РЕЗУНОВ Прокофий Прокофиевич
7. Паровозный машинист КОТОЛИН Иван Иванович
8. Член трудовой артели "Улей" КОПЧАНСКИЙ Петр Михайлович*
9. Слесарем при ст. Брянск Р. О.ж.д. БЕЛЯЕВ Михаил Петрович
10. Служалий Бежецкого завода КОЖИН Владимир Иванович
11. Учитель НИЗЯЕВ Петр Васильевич
12. Зав.хоз. Брянского Совдепа ДЛУГОКЕНСКИЙ
13. Член Брянской прием.комиссии МАМОТИН Сергей Иванович
14. Председатель Брянской войсковой приемн. комиссии АНДРЕЕВ Константин Иосифович
15. Член той-же комиссии ПОЛЯНСКИЙ Михаил Александрович
16. То же МАКСИМОВ Николай Иванович
17. Н-к учетного отдела Брянского Уездного Комиссариата по военным делам ЧЕРЛЕНИОВСКИЙ Владимир Андреевич
18. Делопроизводитель ГНУСИН Владимир Иванович
19. Местный народный судья БИЛИБИН Палладий Федорович
20. Конторщик фон СИКЕТЕЛЬ Владимир Иванович **
21. Мастер СОКОЛОВ Александр Леонидович
22. Счетовод-конторщик КОЗЛОВ Григорий Стефанович
23. Учитель ИВИН Федор Дмитриевич
24. Воспитатель ЗАПАЛОВ Борис Дмитриевич
25. Железнодорожный служащий ИВАНОВ Михаил Иванович
26. Артист МУРАТОВ Евгений Владимирович
27. Рабочий БОРИСКИН Петр Иванович
28. Чертежник БЛИКОВ Александр Васильевич
29. Агент службы пути ЯКОВЛЕВ Константин Филиппович
30. Конторщик СМИРНОВ Николай Павлович
31. Рабочий САЛОВ Владимир Николаевич
32. Начальник милиции СУХОРУКОВ Федор Иванович
33. Комиссар МАНСКИЙ Виктор Александрович
34. Военный комиссар ГОЛОВАНЬ Семен Афанасьевич
35. Агент угол.розыск.отдела ГЛАГОЛЕВ Иван Андреевич
36. Сотрудник газеты "Борьба" ПУШКАРЕВ Павел Гаврилович
37. Делопроизводитель АРХИПОВИЧ Георгий Петрович
38. Местный судья КУЗНЕЦОВ Александр Михайлович
39. Служащий след.ком. ОСКИРКО Федор Киприанович***
40. Служащий гор.управ. БАРАДАШ Федор Федотович
41. Делопроизводитель ЗЕНЬКОВИЧ Петр Иванович
42. Получено извещение на должность МЕШКОВ Иван Владимирович
43. П.Т. служащий СТАВЦЕВ Василий Николаевич****
44. Секретарь ЗЛОБИН Федор Иванович
45. Письмоводитель ЕРЕНКОВ Митрофан Иванович
46. Местный судья КОТОВ Сергей Семенович
47. Кассир Евгений Александрович САХАРОВ
48. Бухгалтер ТАРАСОВ Василий Михайлович
49. Пом.бухгалтера ПАРТАНЕВИЧ Михаил Федосьевич
50. Помощ. начальника цеха ТЕСКЕ Альфред Генрихович
51. П-т. чиновник ЗАЛЕССКИЙ Михаил Григорьевич
52. д. особ. поручений по товару обмену Фронт.прод.кол. ЦВЕТКОВ Николай Федорович
53. Уполномоч.по эвакуац. ЗАКРЖЕВСКИЙ Эдуард Алоизович
54. Зав.агент.тран. БИЛЬДЗЮКОВИЧ Всеволод Викторович
*опечатка : Конопчанский
** опечатка: фон Сикстель
*** очевидно, служащий следственной комиссии
**** П. Т. служащий - почтово-телеграфный служащий
(©)
2025г.
Марина Мозжерова